НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Будни и "праздники" Молдавии и Приднестровья

Евразия // 22:16, 9 июня 2009 // 2061

Современное развитие политической ситуации в Молдавии и вокруг нее во многом определяется произошедшими в мае этого года событиями в самой Молдавии, а также в соседних Румынии и непризнанной Приднестровской республике. Некоторое обострение обстановки отмечается в связи с политическим кризисом в РМ и ПМР, стремлением Кишинева ускорить процессы вступления в структуры Евросоюза, а также активной внешнеполитической деятельностью Румынии, направленной на создание предпосылок для будущего присоединения Молдавии.Рассмотрим основные факторы, повлиявшие на общественно-политическую обстановку в молдово-приднестровском регионе в мае 2008 года:


Затянувшийся процесс поиска нового президента Молдавии


Одной из главных причин, оказывающих дестабилизирующее влияние на общественно-политическую обстановку в регионе, остается продолжающийся кризис власти в Молдавии, связанный с выборами президента страныи конфликтом власти и оппозиции. Депутаты от оппозиции по-прежнему оспаривают итоги прошедших в апреле с.г. парламентских выборов в Молдавии, требуя проведения перевыборов в парламент и бойкотируя работу его нового состава.


В частности, на прошедшем 12 мая с.г. втором заседании нового парламента РМ 60-ю голосами депутатов-коммунистов президент республики В. Воронин был избран председателем парламента. При этом оппозиция в полном составе (41 депутат) отказалась участвовать в голосовании, аргументировав свою позицию нарушениями и фальсификациями в ходе апрельских выборов.


Провалом закончилась первая попытка выборов молдавского лидера в парламенте республики 20 мая с.г. Кандидату на пост президента от Коммунистической партии РМ З. Гречаной для избрания не хватило всего одного голоса (минимально необходимое количество голосов – 61). Представители оппозиции в знак протеста отказались от голосования и покинули зал заседаний.


Вслед за этим последовало заявление и.о. вице-премьер-министра РМ В. Степанюка "о возможности создания коалиции между коммунистами и оппозицией для избрания президента страны, что должно сыграть прогрессивную роль для Молдавии". В свою очередь, 22 мая с.г. представители руководства оппозиционного движения В. Филат и М. Гимпу в эфире молдавского телеканала ТВ7 заявили "об абсолютной недопустимости и неприемлемости сценария создания "чудовищной коалиции" с коммунистами даже в случае выдвижения в президенты кандидатуры от оппозиции".


Запланированная на 28 мая с.г. вторая попытка избрания президента РМ была перенесена на 3 июня по причине "невозможности принятия решений, разделяющих людей в праздник Вознесения Господня". По мнению оппозиции, на самом деле данное решение было связано со стремлением компартии Молдавии найти недостающий голос для избрания главы государства.


Однако 3 июня с.г. депутаты от оппозиции вновь отказались голосовать за кандидатуру З. Гречаной, не набравшей в итоге положенного количества голосов. Неудачный результат повторной попытки выборов согласно Конституции РМ автоматически обязывает президента Молдавии распустить парламент и назначить досрочные парламентские выборы, в чем и была заинтересована оппозиция. По мнению ряда политологов, обострившийся кризис власти негативно скажется как на политической обстановке в Молдавии, так и перспективах переговорного процесса по урегулированию приднестровско-молдавского конфликта. Сроки свое переизбрания молдавский парламент теперь должен определить 10 июня с.г.


Стремление Кишинева сохранить курс на расширение сотрудничества с США, НАТО и ЕС


На фоне усугубляющегося политического и экономического кризиса в регионе руководство Молдавии по-прежнему твердо проводит курс на вступление в Евросоюз. На прошедшем 30 апреля с.г. заседании Национальной комиссии по европейской интеграции президент Молдавии В. Воронин заявил, что "главной внешнеполитической целью Молдавии остается ассоциированное членство в ЕС". В рамках демонстрации верности прозападному курсу Кишинев, несмотря на отказ участвовать в военных учениях НАТО в Грузии, выразил готовность продолжать сотрудничество с альянсом в рамках программы "Партнерство во имя мира". В частности, в период с 21 апреля по 6 мая с.г. в Молдавии прошли военные учения под кодовым наименованием "Под ясным небом" по подготовке кадров для миссий НАТО по поддержанию мира в зонах безопасности.


В апреле с.г. Молдавия также приняла участие в работе главной конференции по планированию совместных украинско-американских командно-штабных учений "Репид Трайдент 2009" с привлечением войск 7 стран-членов и партнеров НАТО.

Кроме этого, с 19 по 22 мая с.г. в республике прошли международные учения спасателей "Кодры-2009", организованные при содействии Национальной гвардии штата Северная Каролина (США). Цель учений - укрепление взаимодействия при ликвидации последствий стихийных бедствий.


В ходе состоявшейся 18 мая с.г. встречи президента Молдавии В. Воронина и посла США в Кишиневе А. Чодри стороны обсудили перспективы развития торгово-экономических отношений и аспекты сотрудничества по внедрению программы "Compact" американской корпорации "Вызовы тысячелетия".


9-10 мая с.г. в Молдавии прошли масштабные празднования Дня Европы, организованные делегацией Еврокомиссии в Молдавии при содействии ряда международных организаций.


В то же время в странах Европы популярность идеи расширения ЕС продолжает снижаться, что связано с желанием сократить расходы на прием новых стран-членов в период экономического кризиса. По заявлению спецпредставителя ЕС по Молдавии К. Мижея, "Республика Молдова должна довольствоваться европейской политикой добрососедства и развивать отношения с Румынией".


Сохраняющаяся тенденция к обострению внешнеполитических отношений между Молдавией и Румынией


В мае произошел очередной виток роста напряженности между Бухарестом и Кишиневом. Поводом для этого послужило категоричное заявление 15 мая с.г. президента Румынии Т. Бэсеску об отказе подписывать базовый договор о границе с Молдавией. Свое решение румынский лидер мотивировал нежеланием "узаконивать пакт Молотова-Риббентропа".


В ответ на это 19 мая с.г. правительство Молдавии обратилось к ЕС с просьбой "оказать посредничество в процессе нейтрализации агрессивной политики Румынии". В поддержку Кишинева не преминула выступить Польша, МИД которой призвал Бухарест нормализовать отношения с Молдавией посредством переговоров с целью заключения договора о государственной границе, что будет способствовать "продвижению положительного имиджа Румынии в ЕС". В свою очередь, 25 мая с.г. глава внешнеполитического ведомства Румынии К. Дьяконеску, комментируя обвинения Кишинева в несоблюдении Бухарестом политики ЕС в отношении Молдавии, заявил, что "Евросоюз не является начальником Румынии, являющейся полноправным членом ЕС". По его словам, "Европейский союз опекает не Румынию, а страны, входящие в проект "Восточного партнерства, финансирование которого происходит, в том числе, за счет румынских налогоплательщиков".


Результатом обострения румыно-молдавского конфликта послужил официальный отказ президента Т. Бэсеску от визита 5 июня с.г. в Кишинев для участия в заседании глав государств и правительств государств-участников Процесса сотрудничества в Юго-Восточной Европе. Как отмечается в распространенном 27 мая с.г. сообщении пресс-службы президента Румынии, "участие Бэсеску в кишиневском саммите, подтвержденное в марте этого года, более неактуально вследствие событий поствыборного периода в Молдавии".


По мнению политологов, обострение румыно-молдавских отношений во многом обусловлено внешнеполитическим курсом Бухареста на присоединение Молдавии и создания "Великой Румынии". В рамках информационного обеспечения данного курса руководством Румынии развернута активная пропагандистская кампания в Молдавии, которая уже привела к тому, что Румыния воспринимается значительной частью молдавских граждан как открытые для их страны и для них лично "ворота в ЕС". Одним из действенных шагов в этом направлении стало упрощение в апреле с.г. процедуры получения румынского гражданства для жителей Молдавии. Например, срок рассмотрения документов сократился до 5 месяцев, для ряда категорий граждан исключено собеседование на знание румынского языка. По заявлению Т. Бэсеску, "румынское гражданство может быть предоставлено, как минимум, миллиону жителей Молдавии".


О серьезных намерениях Бухареста в отношении реализации идеи "Великой Румынии" свидетельствуют активно поддерживаемые руководством страны мероприятия по информационному обеспечению присоединения Молдавии и определенных территорий Украины, ориентированные на собственное население. В частности, в румынских СМИ территория Молдавии упоминается исключительно как Бессарабия (историческое название земель, входящихв состав современных Румынии, Молдавии и Украины). Помимо этого, после выигрыша в Гаагском суде у Украины процесса по решению принадлежности обогащенной нефтью части акватории о. Змеиный в румынском обществе муссируются реваншистские настроения по возврату "исторически румынских" земель Западной Буковины, принадлежащих Украине.


 Участие Молдавии в программе ЕС "Восточное партнерство"


В связи с ухудшением отношений с Румынией руководство Молдавии продолжает предпринимать попытки найти "нерумынский" путь вхождения в состав ЕС. В качестве одной из таких возможностей Кишинев рассматривает участие в программе ЕС "Восточное партнерство", нацеленной на "значительное повышение уровня политического взаимодействия, широкую интеграцию в экономику ЕС, усиление энергетической безопасности и увеличение финансовой помощи".


Так, Молдавия приняла участие в прошедшем 7 мая с.г. в Праге в саммите глав государств ЕС и Восточной Европы, на которой было официально объявлено о начале реализации программы "Восточное партнерство". В ходе встречи с министром иностранных дел и европейской интеграции Молдавии А. Сратаном верховный представитель ЕС по внешней политике и общей безопасности Х. Солана заявил, что "Молдавии следует активнее участвовать в инициативе "Восточного партнерства", являющейся для республики единственным способом добиться прогресса в отношениях с Евросоюзом". По заверениям европолитика, "Молдавия получит полную поддержку Евросоюза в продвижении политических и экономических реформ, а также в решении имеющихся у нее проблем".


Вместе с тем, кроме позиции руководства России, считающего, что программа "Восточное партнерство" ставит под угрозу единство СНГ, противниками программы являются многие страны ЕС. Пражский саммит проигнорировал ряд ведущих стран ЕС, в частности, Франция, Великобритания, Италия и Испания. Многие инициативы участников саммита, например, облегчение безвизового режима и подписание принципа "уважения территориальной целостности государств" для стран "Восточногопартнерства" по настоянию Германии и Нидерландов были переведены в разряд "долгосрочных" или совсем исключены из декларации европейского проекта. Более того, по мнению премьер-министра Финляндии М. Ванханена, "Восточное партнерство" вовсе не открывает дверь к членству в Евросоюз".

Особо следует отметить, что в ситуации растущего неодобрения "Восточным партнерством" со стороны ведущих стран ЕС руку помощи Кишиневу предложил Вашингтон. В послании госсекретаря США Х. Клинтон президенту Молдавии от 1 июня с.г. выражается "поддержка Кишинева в его стремлении жить в объединенной Европе". По словам Х. Клинтон, "США считают Молдавию партнером и будут и далее содействовать развитию демократии в республике".


Продолжающийся конфликт между исполнительной и законодательной ветвями власти в ПМР


На развитие ситуации в ПМР значительное влияние продолжает оказывать конфликт между лидерами исполнительной и законодательной власти президентом ПМР И. Смирновым и председателем Верховного Совета республики Е. Шевчуком. Основная борьба ведется вокруг конституционных реформ, инициированных парламентом республики с целью "постепенного сближения конституционной модели регулирования общественных отношений Приднестровья с моделью, которая действует в РФ". Неприятие со стороны исполнительной власти встретил принятый в первом чтении апрельский проект закона "О внесении изменений и дополнений в Конституцию ПМР", предусматривающий принятие ряда поправок для повышения эффективности деятельности государственной власти.


18 мая с.г. на заседании Верховного Совета ПМР было приняты 23 из предложенных депутатами 64 поправок к законодательному проекту. В настоящее время в центре дискуссий остаются инициативы по учреждению кабинета министров во главе с президентом ПМР как коллегиального исполнительного органа государственной власти и упразднения поста вице-президента республики, который в настоящее время занимает А. Королев.


В свою очередь, сторонники президента ПМР предпринимают попытки по оказанию определенного давления на парламент ПМР. Например, 6 мая с.г. "Блок Королева" предложил внести поправки в конституцию ПМР об обязательном проведении всенародного референдума в случае разногласий между законодательной и исполнительной властью, а также о праве президента на роспуск парламента.

8 мая с.г. Патриотическая партия Приднестровья, Республиканская партия, Коммунистическая партия-КПСС и партия "Народная воля" подписали соглашение о создании совместной инициативной группы по проведению республиканского конституционного референдума, так как "конституционная реформа является попыткой госпереворота". В случае несогласия ВС ПМР объявить референдум лидеры указанных партий призывают распустить парламент.


По мнению лидера партии "Народная воля" О. Гудымо, "в Приднестровье появилась новая внутренняя угроза существования республики". Он отметил, что "не исключает готовности спикера парламента ПМР Е. Шевчука и возглавляемой им партии "Обновление" пойти на условия Молдавии взамен на гарантии сохранения принадлежащих им крупных фирм и собственности".


20 мая с.г. в ходе заседания госкомиссии по развитию и совершенствованию Конституции ПМР министерство юстиции республики представило свой проект поправок в Основной закон, предложив сохранить в республике пост вице-президента и при этом учредить должность премьер-министра, который будет возглавлять кабинет министров.


Одновременно с этим депутаты 1-го созыва парламента республики и Тираспольское отделение Объединенного совета трудовых коллективов выступили с обращением "ко всем прогрессивным общественным силам" с предложением начать сбор подписей за роспуск Верховного совета ПМР .


В свою очередь, 7 мая с.г. в ходе брифинга в Тирасполе Е. Шевчук заявил, что работа над проектом закона "О внесении изменений в Конституцию ПМР" осуществляется в рамках контроля над реализацией антикризисных мер в республике. По мнению спикера парламента, "чиновники, отвечающие за выполнение антикризисных мер, вместо этого занимаются реализацией политического шоу вокруг Верховного Совета ПМР".


Следует отметить, что внутриполитический конфликт власти не оказал серьезного влияния на внешнеполитический курс ПМР, направленный на сближение с РФ.


В частности, 6 мая с.г. депутаты фракции "Обновление" вынесли на рассмотрение парламента Приднестровья проект закона "О внесении изменений и дополнений в закон ПМР "О государственной символике ПМР" об учреждении дополнительной государственной символики - национального флага ПМР. В качестве национального флага предполагается использование российского триколора, что должно служить, по мнению инициаторов законопроекта, "символом единения многонационального приднестровского народа, знаменующего общую историю ПМР и РФ".


В тот же день на рассмотрение Верховного совета ПМР была вынесена законодательная инициатива депутата А. Сипченко "О внесении изменений в закон ПМР "О валютном регулировании и валютном контроле", целью которой является установление свободного обращения на территории республики российского рубля одновременно с национальной денежной единицей - приднестровским рублем.


Проблемы урегулирования приднестровско-молдавского конфликта


Развитию переговорного процесса между сторонами приднестровско-молдавского конфликта во многом способствовала встреча 30 апреля с.г. в Тирасполе министра иностранных дел ПМР В. Ястребчака и главы миссии ОБСЕ в Молдавии Ф. Ремлера, в ходе которой стороны обсудили итоги апрельского совещания в Вене в формате "3+2" (Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, ЕС и США – наблюдатели). Освещая вопросы, затронутые в Вене, Ф. Ремлер отметил, что все участники совещания пришли к мнению о необходимости возобновления полноценного диалога между Молдавией и Приднестровьем.


В ходе встречи также была затронута тема возобновления деятельности экспертных групп Молдавии и ПМР. По мнению сторон, возобновление полноценной работы экспертных групп станет возможным после формирования нового правительства Молдавии.


Вместе с тем в ходе выступления 6 мая с.г. на коллегии МИД ПМР В. Ястребчак заявил, что "располагает сведениями об имеющемся в Молдавии плане действий по "реинтеграции", который предусматривает односторонние действия молдавской стороны, направленные на ужесточение политического и экономического давления на Приднестровье". По словам главы внешнеполитического ведомства, "необходимо приложить максимум усилий, чтобы предполагаемые данным планом действия Молдавии не нашли поддержки у наших международных партнёров по переговорному процессу".


Более того, позднее В. Ястребчак заявил в Москве, что "в политическом плане шанса на возобновление полноценного диалога, направленного на урегулирование молдавско-приднестровских отношений, на данный момент нет". Свое мнение он аргументировал тем, что "конфликтующие стороны по-прежнему не собираются идти на уступки, а также невозможностью строить диалог с Молдавией в связи с ситуацией, сложившейся там после президентских выборов".


В то же время на прошедшем 18 мая с.г. в Вене заседании Постоянного совета ОБСЕ глава МИД Румынии К. Дьяконеску высказался за сохранение переговорного формата "5+2" (Молдавия, Приднестровье - стороны конфликта, Россия, Украина - страны-гаранты, ОБСЕ - посредник, Евросоюз и США – наблюдатели). При этом он предложил придать США и ЕС статус посредников в переговорном процессе по разрешению приднестровского конфликта.


Таким образом, в настоящее время прогнозируется некоторое обострение политической обстановки в регионе, что обусловлено сложной внутриполитической ситуацией в Молдавии и Приднестровской республике, а также активизацией внешнеполитической деятельности Румынии по обеспечению национальных интересов. Переговорный процесс по урегулированию приднестровско-молдавского конфликта находится в стадии "заморозки" по причине решительного нежелания конфликтующих сторон идти на какие-либо уступки.


Георгий Нестеров