Как сообщает ИА “ТИРАС” со ссылкой на пресс-службу Президента Приднестровья, с 1 октября бюджетникам начали выдавать в размере 80% от их ставки. Напомним, что ранее на протяжении полугода приднестровцы получали зарплаты в 70%.
Накануне вышел указ Евгения Шевчука, в котором говорится следующее: “Поручаю приступить с 1 октября к финансированию выплат заработных плат и пенсий в размере 80% по всей республике».
Кроме того, 30 сентября Евгений Шевчук инициировал внеочередное заседание Правительства. Обсуждалась ситуация с Верховным Советом. Президент заявил следующее:
Сегодня, 30 сентября, уже в 4-й раз подряд для проведения пленарного заседания Верховного Совета не был собран кворум. Уважаемая Татьяна Михайловна! Уважаемые члены Правительства! На протяжении длительного времени сложилась такая ситуация, исходя из которой можно констатировать: законодателями не принят целый ряд инициатив, законопроектов, разработанных Правительством и Президентом, которые изначально были направлены на стабилизацию социально-экономического положения. Напомню, это и антикризисные законопроекты, это целая группа экономических законопроектов, это социальные инициативы, которые были направлены на изыскание дополнительных источников для погашения задолженности государства по зарплатам и пенсиям. Хочу напомнить, за 8 месяцев 2015 года налоговых доходов на пенсионное обеспечение по республике мы получили 768 миллионов рублей, а потрачено, даже с учетом того, что мы финансируем всего 70 процентов выплат – 1 млрд 302 млн рублей. Общие доходы бюджета составили 2 млрд 100 млн рублей, а расходы только на заработные платы и пенсии – примерно 2 млрд 500 млн рублей. То есть расходы по зарплатам и пенсиям превышают собранные доходы более чем на 400 млн рублей. Всем понятно: для того чтобы обеспечить стабильное финансирование пенсий и заработных плат, необходимы дополнительные источники или Правительство с центральным банком будут вынуждены пересматривать политику денежного обращения и принимать решение о девальвации рубля. Девальвация рубля является неприемлемым элементом. Правительство пыталось изменить в рамках законодательства некоторые параметры и саккумулировать дополнительные доходы, дабы повысить обеспеченность социально уязвимых слоев населения. Наши попытки защитить граждан путем принятий государственных решений в виде законодательных актов в силу разных причин на сегодняшний день блокированы. Граждане оставлены наедине со своими проблемами. Блокирован целый блок вопросов. Хочу отметить, что на сегодняшний день на рассмотрении у наших законодателей находится более 10 законодательных инициатив Президента в режиме законодательной необходимости с истекшими сроками рассмотрения. Некоторые инициативы предусматривают сроки рассмотрения 2-3 недели, но рассматриваются они более года. А законопроект «О противодействии коррупции», внесенный в режиме законодательной необходимости, находится на рассмотрении еще с 2011 года. С нарушением конституционно установленных сроков на рассмотрении находятся законопроекты о защите конкуренции в ПМР, о естественных монополиях, о внутренней торговле. И это не только ситуация сегодняшнего месяца. Это ситуация имеет место уже длительное время. Так дальше продолжаться не может! Мы должны поддержать население и наиболее уязвимые категории граждан: наших врачей, педагогов, заслуженных ветеранов, пенсионеров. Это наша прямая и безусловная обязанность! Сегодня мы видим, что в законодательном поле не устранены противоречия в Избирательном кодексе, в частности, участие – неучастие депутатов в сессии Верховного Совета в период предвыборной кампании. И при подготовке избирательной кампании эти противоречия не были устранены, что дает основания и юридическую возможность находиться в определенном законом отпуске для обеспечения участия в новой избирательной кампании. На сегодняшний день можно констатировать, что процесс создания защитного механизма экономических интересов государства от финансовых потерь заторможен. Действия, связанные с нерассмотрением в сроки, установленные Конституцией законодательных инициатив, которые могут решать значимые проблемы для государства, можно расценивать, минимум, как затягивание процедуры рассмотрения, максимум – как намеренное вредительство. С первых дней избирательная кампания показала, в чьих интересах работают так называемые некоторые народные представители. Вместо того, чтобы совместно с Правительством предлагать пути решения проблем, искать источники для финансирования пенсий и зарплат, бороться с экономическим кризисом, противостоять ему всеми механизмами органов власти и всеми органами власти, отдельные представители занимаются просто популизмом, используют сложность ситуации для того, чтобы снова попасть в высший законодательный орган уже нового созыва, делая на этом собственный пиар. Пиар на трудностях и проблемах людей. Хотя это касается не всех депутатов, есть и разные политические силы, но, к сожалению, этот негативизм охватил группы депутатов. Нужно им напомнить: они также несут ответственность за ситуацию в стране, а не только Президент и Правительство. Опасно, когда в борьбе за депутатское кресло забывают о том, зачем существует парламент как орган власти. Хочу напомнить и разъяснить некоторую ситуацию. Анализ деятельности правоохранительных органов Приднестровской Молдавской Республики, Центрального банка, Министерства финансов создал соответствующие обоснования для того, чтобы определить дополнительные возможные источники для повышения доходности нашего бюджета, для того чтобы создать условия выведения из серой зоны в белую некоторых бизнес-схем в Приднестровье. В соответствие с этим анализом был инициирован целый ряд законопроектов, который до сих пор находится на рассмотрении Верховного Совета. Суть их заключается в том, что необходимо создать прозрачные системы в банковской сфере и законодательные условия для перевода целого ряда сделок, в частности, оффшорных операций в легитимную зону: чтобы юридические лица, занимающиеся деятельностью на территории Приднестровской Молдавской Республики уплачивали бы соответствующие доходы в бюджет республики и внебюджетные фонды. Однако эти инициативы неоднократно не находили поддержки у депутатского большинства. Сейчас мы можем привести некоторые материалы, которые были положены в основу данных инициатив. За период 2012 – первое полугодие 2015 года в пользу оффшорных компаний перечислено 1 миллиард 328 млн долларов США. Хочу отметить, что из них клиентами «Агропромбанк» – 1 млрд 085 млн, перечислено на счета в банки за рубежом в пользу оффшорных компаний – 637 млн, из них клиентами «Агропромбанка» – 448 млн долларов. Вывод капитала за пределы Приднестровской Молдавской Республики, если смотреть по общей сумме вхождения денег с оффшоров и их вывода составил 292 млн долларов. Тенденции начали приобретать угрожающий характер уже в первом полугодии 2015 года. Поэтому на основании предложения Правительства Президентом был инициирован новый законопроект об оффшорном сборе, который внесен в режиме законодательной необходимости. Но, опять же, предложен к отклонению. Тенденция какова? За 2014 год, если вывод капитала клиентами «Агропромбанка» составил 85 млн долларов, то за первое полугодие 2015 года – уже 81 млн долларов. То есть мы с вами видим, что тенденции по выводу капитала в суммовой разнице очевидны. Объем операций носит угрожающий характер для экономической безопасности ПМР. Параллельно хочу отметить, что инициативы, которые были предложены Правительством, сформированы не на основании пожеланий тех или иных должностных лиц или общественных организаций, а на основании конкретных материалов, которые в ходе той или иной деятельности попадают в сферу зрения правоохранительных органов. Один из таких материалов для примера хочу предоставить вашему вниманию. За период 2010-2012 годы одна из известных приднестровских фирм осуществляла расчеты наличными денежными средствами по контрактам с иностранными компаниями, оффшорами, на общую сумму 254 млн долларов США. По результатам проверки правоохранительных органов установлено, что заместитель директора данной фирмы наличные денежные средства,
полученные в ЗАО «Агропромбанк» и упакованные в сумки, оставлял их в офисе неустановленным лицам. Кто, куда и на какие цели забирал денежные средства заместитель директора не смог пояснить. Указанный порядок расчета существовал многие годы. Наличные деньги в сумме 254 млн долларов были переданы не зная кому. На сегодняшний день в законодательстве нет инструментов и механизмов, позволяющих контролировать данные операции, принимать меры понуждения при проведении столь непрозрачных операций. Материалы оперативного характера были неоднократно положены в основу законодательных инициатив, однако они не были приняты. И создается впечатление, что они не были приняты с мотивацией защиты подобных схем и на будущее. Возможно, из-за того, что нет осознания необходимости принятия строгих выверенных государственных решений. Ситуация осложняется и тем, что на Приднестровье влияет целый спектр негативных внешних факторов, связанных как с региональной нестабильностью, так и с нестабильностью на мировых рынках. Обстановка усугубляется еще и по причине неурегулированности наших отношений с Кишиневом, нестабильности наших внешних экономических сделок. Дополнительные сложности очевидны. Усугубление ситуации привело к тому, что даже плановые показатели по бюджету 2015 года мы не выполняем в полном объеме: есть сложности в экономике, крупнейшие налогоплательщики снизили свои отчисления в бюджеты, где-то объективно, а где-то минимизируя налоговые платежи. Сумма недопоступлений по сравнению с прошлым годом составила 335 млн рублей. Сам республиканский бюджет, бюджет пенсионного фонда, напомню, принят нашим Верховным Советом без реальных источников финансирования на совокупную сумму примерно 50 млн долларов. Кроме того, 30 млн долларов мы уже не получили доходов. Таким образом, по прогнозам на 2015 год дыра в бюджете только по социальным выплатам составляет примерно 100 млн долларов. Без источника финансирования решить проблему со стабильными выплатами пенсий, зарплат невозможно. Напоминаю Правительству, всем, кто меня слышит, что у органов государственной власти есть основное предназначение – это выполнение государственных функций ради реализации государственных интересов и интересов граждан, а не каких-то собственных и корпоративных, или партийных, или интересов спонсоров различных партий. Я не позволю вводить в заблуждение приднестровцев! Достаточно словоблудия вокруг разных законопроектов, которые до сих пор не приняты! Откладывать экономические инициативы больше просто нельзя. Это угрожает экономической безопасности государства. Выборы могут и подождать – люди ждать не могут. Как Глава государства я только что подписал распоряжение, которым обязал Правительство в недельный срок выработать порядок учета и взимания в доход республиканского бюджета оффшорных платежей со всех оффшорных сделок. Мы примем эти меры на подзаконном уровне. И все операции с оффшорными компаниями, в первую очередь, по нетоварным сделкам, должны быть направлены в русло, по которому мы будем получать соответствующие доходы и направлять их на заработные платы и пенсии. Это будет являться дополнительным источником стабилизации социально-экономического положения большей части граждан, населения ПМР. Укрываться лозунгами – поздно. Нам необходимы конкретные ресурсы, которые нужно обеспечивать конкретными решениями. Законодательство позволяет на сегодняшний момент принять такие сложные решения, я подписал такое распоряжение. Уважаемая Председатель Правительства! Уважаемые члены Правительства! Поручаю взять под личный контроль исполнение данного распоряжения. Недельный срок на его исполнение. А в течение этого недельного срока поручаю приостановить статьи расходов по всем другим статьям бюджетов, прибегнуть к временному заимствованию из других статей бюджета и приступить с 1 октября к финансированию выплат заработных плат и пенсий в размере 80% по всей республике. После введения соответствующих механизмов по дополнительному контролю над оффшорными операциями и
получению дополнительных доходов направить эти доходы на выплаты и провести взаимозачет по статьям. Таким образом, источником финансирования дополнительных 10%, по нашим расчетам, должен стать механизм по взиманию сбора со сделок с оффшорных операций. Наши граждане, наши бюджетники, наши уважаемые ветераны не должны страдать из-за того, что кто-то чего-то не понимает или кто-то о чем-то мечтает: или о новом кресле в парламенте, или сохранить свое экономическое и политическое влияние, используя методы политической коррупции, блокируя целый спектр важных для государства решений. Распоряжение подписано и прошу Правительство выполнить и доложить об его исполнении, а Министерству финансов приступить к 80-процентной выплате с 1 октября по всем категориям бюджетников и пенсионеров. Правоохранительные органы! Оперативные материалы по всем данным операциям поставить под жесткий контроль и учет. И с сегодняшнего дня все крупные операции, связанные с услугами в зоне оффшорных операций, взять под контроль КГБ, МВД. Еженедельно совместно с Прокуратурой докладывать лично о ситуации с поступлениями дополнительных доходов в республиканский бюджет и внебюджетные фонды в целях обеспечения роста выплат нашим пенсионерам и бюджетникам. МВД, КГБ и Прокуратура – приступить к выполнению поручения!»