/

iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Приднестровье на распутье или право на бесправие

Эксперты
//
00:23, 28 ноября 2012
//
1183

В непризнанной республике пытаются строить маленькую Северную Корею, переступить через нормы международного права, создать репрессивно-полицейский режим и тем самым еще более отдалить время признания ПМР, считают  профессиональные правоведы. ИА «Лента ПМР» публикует мнение эксперта, доктора юридических наук Эдуарда Платонова. В частности, аналитик обращает внимание на следующие процессы.

В настоящее время в Приднестровье идет  дискуссия по вопросу изменений в Уголовный кодекс республики. Так по инициативе президента Евгения Шевчука внесены следующие законодательные инициативы:

1. Об отмене сроков давности по статьям связанным с преступлениями против жизни и половой неприкосновенности;

2. О применении этой нормы в режиме обратной силы, то есть не с момента принятия изменений, а с 1992г.

С точки зрения популизма: «вот как я борюсь с преступностью»  эти действия понятны. Население надо отвлечь от экономического коллапса, безработицы и слабых перспектив в решении внешнеполитических  проблем, таких как хотя бы частичное признание Приднестровья.  Часть электората, конечно, может поверить в искренность намерений Евгения Васильевича. Но лишь часть, причем вообще не имеющих понятия о римском, уголовном и международном праве людей. Потому что остальные «читающие» люди знают, что сроки давности по вышеозначенным преступлениям существуют со времен Древнего Рима и применяются в России, Украине и большинстве цивилизованных стран мира. Но нас в первую очередь интересует Россия – страна гарант и центр притяжения для Приднестровья. Там никому не пришло в голову отменять сроки давности и тем более применять их в режиме обратной силы. Причина проста – сроки давности гарантируют презумпцию невиновности и чистоту следствия. Их появление и применение выстрадано самой историей Уголовного права. Как можно, например спустя 20 лет установить детали преступления? А доказательства по таким преступлениям как убийство и изнасилования должны собираться особенно скрупулёзно и стерильно – ведь речь идет о тяжких обвинениях. Кроме того, имеются соображения чисто процессуального свойства: по прошествии длительного времени установление истины в уголовном процессе затруднено из-за утраты доказательств, сложностями с получением достоверных свидетельских показаний и т. п.

Тем более, правовым безумием выглядит попытка придать этим репрессивным изменениям УК обратную силу. Это уже прямой вызов международному праву и конвенциям по правам человека. Предлагая такую законодательную инициативу, президент вообще выходит за пределы конституционного поля ПМР. Объясним почему.  Так согласно статье 10 Конституции Приднестровья, несмотря на то, что ПМР  является непризнанным государством, оно добровольно, самостоятельно обязуется исполнять основополагающие нормы и принципы международного права. Международные акты, в которых эти нормы закреплены, рассматриваются Приднестровьем, как часть правовой системы страны. При этом эти акты имеют приоритет по отношению к внутреннему законодательству. То есть они даже выше чем ваши собственные законы – на это четко указывает Конституция страны. Теперь обратимся к ратифицированным Парламентом Приднестровья международным актам: Всеобщей декларации прав человека и Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.  Согласно пункту 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека и пункта 1 статьи 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод применение обратной силы закона недопустимо.

В контексте этого обсуждение президентских инициатив должно начаться с денонсации вышеозначенных основополагающих международно-правовых актов. Но это позволит обвинить Приднестровье в строительстве тоталитарно-репрессивного полицейского государства, что сделает признание республики практически невозможным. Понимая, что режим практически вышел за пределы правового и конституционного поля люди и целые организации начнут обращаться за поддержкой и защитой к международным структурам, странам гарантам, посредникам и наблюдателям. Это в итоге полностью изолирует правящий в Тирасполе режим, превратит носителей власти в изгоев и диктаторов. Как правовед надеюсь, что Евгений Шевчук обладающий высшим юридическим образованием все же переосмыслит свои инициативы и отзовет их с рассмотрения в Парламенте,  во имя норм международного права, гражданского мира и спокойствия.

 

 

Школа развития Дмитрия Соина

яркая возможность личностного роста

и самосовершенствования.

Не упустите свой шанс!

 

http://www.tisam.ru/about.php

Skype: shkola-razv

comments powered by HyperComments


Подписка на рассылку

Раздел в разработке


×