iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

В Приднестровье появятся свои Джулианы Ассанжи

ИА «Лента ПМР», публикует точку зрения Российского центра защиты прав человека «Честь и закон» на инициативы Евгения Шевчука по внесению изменений в Уголовный кодекс Приднестровья, которые касаются отмены сроков давности по ряду тяжких статей: убийство и изнасилование. Так же предполагается, что эти нормы вступят в действие с 1992г., то есть закон будет иметь обратную силу. «Честь и закон» провел по данным инициативам серию экспертных интервью с правоведами России, Украины и Евросоюза. На основании этого центр предлагает следующую оценку инициатив Евгения Шевчука:

1.    Данные законопроекты подорвут имидж ПМР, как правового государства. Так в России, Украине, Молдове, странах ЕС в Уголовном кодексе по такого рода статьям существуют сроки давности. Никому из субъектов законодательной инициативы в этих государствах от президентов до депутатов не пришло в голову инициировать их отмену. Это связано с мировой правовой практикой и черпает свои истоки еще в «Римском праве». Причина проста, спустя 10-15 лет невозможно установить истину по делу. Тем более, по таким преступлениям, как убийство и изнасилование. Оправдание данных инициатив тем, что много не раскрытых преступлений не выдерживает критики  – если 15-20 лет назад преступление не было раскрыто, то спустя годы сделать это по определению не возможно. Зато этим легко шантажировать и запугивать граждан. Соответственно отмена сроков давности станет репрессивным инструментом в руках государства, может быть применена к неугодным власти людям и будет нарушать права человека.

2.    Предложение применить нормы отмены сроков данности в Уголовном кодексе в режиме обратной силы, вообще выводит Приднестровье за пределы мира правовых государств. Любой квалифицированный правовед даст по этому поводу заключение о том, что закон не может иметь обратную силу. Отдельные подобные случаи имели место в тоталитарных и фашистских государствах, когда надо было кого-то срочно расстрелять, но цивилизованный мир осуждает и отвергает такие подходы в применении норм Уголовного кодекса.

3.    Так же вызывает объективное подозрение стремление отменить сроки давности с 1992г. То есть с периода, когда имели место боевые действия по отражению агрессии Молдовы. По мнению опрошенных экспертов-правоведов это может создать правовые предпосылки для  уголовного преследования участников боевых действий, так как при изменении политической ситуации, любой защитник ПМР может быть обвинен в совершении убийства, например волонтера или полицейского Молдовы.

4.    Международные организации, а так же непосредственно спецпредставитель ООН по правам человека господин Томас Хаммарберг считают, что уголовное законодательство в Приднестровье не оправданно жесткое, а места заключения не соответствуют международным нормам. Внешние эксперты и уполномоченные представители международных структур предлагают рассмотреть возможность гуманизации Уголовного кодекса ПМР. Однако, вместо этого президент Евгений Шевчук вносит предложения о повышении сроков заключения до 25 лет, что в условиях приднестровских тюрем равнозначно смертной казни.

5.    Внося вышеозначенные инициативы президент Евгений Шевчук видимо не учитывает того, что он сам и его ближайшее окружение сами могут стать жертвами правовых экспериментов. Например, в какой-то момент появятся «потерпевшие» женщины, которые заявят, что в бурные 90-е годы их принуждали к сексу или насиловали. В таком случае в Приднестровье появятся свои Джулианы Ассанжи. Возникнет цепная реакция фабрикации уголовных дел в целях компрометации и изоляции политиков, государственных деятелей, представителей бизнеса и простых граждан.

Исходя из вышеизложенного, эксперты предлагают отозвать не продуманные, не правовые инициативы, которые реально угрожают стабильности приднестровского государства. ПМР, как борющаяся за признание страна не имеет право компрометировать себя тоталитарными изменениями Уголовного кодекса. Скандалы в стиле «Джулиана Ассанжа» не лучший способ продвижения имиджа Приднестровья. Тем более, что эффект от презентуемых инициатив с точки зрения борьбы с тяжкими уголовными преступлениями, так же будет нулевой, так как они имеют социальную, а не правовую природу. Зато репрессивный аппарат под видом борьбы  с преступностью получит инструменты для подавления инакомыслия.

Глава экспертной группы, профессор права, Горцев В.А.
 
Школа развития Дмитрия Соина
яркая возможность личностного роста
и самосовершенствования.
Не упустите свой шанс!
 
http://www.tisam.ru/about.php
Skype: shkola-razv