iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Российское перестало быть дешевым

К концу 2010 года российский фармацевтический рынок вновь значительно вырастет, считают аналитики. Не помешает ни «закручивание гаек» со стороны регулирующих органов, ни новое законодательство, ни последствия глобального экономического кризиса. Согласно прогнозу, обнародованному на днях маркетинговым агентствм Cegedim Dendrite, отечественный фармрынок этого года вырастет по сравнению с прошлогодним на 26—27% в валюте и на 11% в рублях. И если, скажем, прошлогодний рост во многом обуславливался укреплением рубля к доллару, то сейчас игра курсов валют не оказывает столь значимого влияния. Как показывает статистика, в течение всего 2010-го увеличивалось и количество проданных упаковок лекарств (за первые три квартала примерно на 12% больше, чем за аналогичный период прошлого года). И это прямое следствие роста благосостояния граждан, уверены эксперты.

С одной стороны, заявленный Cegedim Dendrite рост в рублевом эквиваленте на 11% не догоняет даже потери от инфляции, которая, как ожидают аналитики, в 2010-м приблизится к 12%. Но фиксируемое заметное увеличение продаж в упаковках все же позволяет говорить о реальном росте рынка, увеличении продаж и позитивной тенденции. Директор московского представительства Cegedim Dendrite Давид Мелик-Гусейнов уверен, что наши сограждане действительно могли позволить себе в этом году приобрести больше медикаментов, чем в прошлом и позапрошлом годах.

Правда, увеличилось потребление в первую очередь благодаря «переключению» на новые более дорогие препараты. Напротив, давно знакомые препараты благодаря регулирующим мероприятиям, которыми государство старалось сдержать рост цен, в этом году подешевеют в среднем на 2—3%. Такого в прошлые годы на фармацевтическом рынке не случалось. По данным российской аналитической компании DSM Group, к середине 2010-го цены на лекарства в рублях упали на 1,4% по сравнению с декабрем 2009-го, а в долларовом выражении — на 5,2%. «Пристальный контроль за ценами и новые правила в регулировании списка ЖНВЛС (жизненно необходимые и важнейшие лекарственные средства. — Ред.) привели к дефляции на рынке лекарств», — считают в DSM Group.

В трех звеньях товаропроводящей цепи — производитель, дистрибьютор и аптека — очередная волна роста распределяется неравномерно. Важнейшее для отечественного рынка дистрибьюторское звено сейчас занимает не столь выгодные позиции, как до кризиса. По сути, опт (1200 дистрибьюторских компаний различного уровня по всей стране) кредитует весь российский рынок медикаментов, покупая товар у производителей и предлагая на реализацию аптечным учреждениям. «Величина так называемых стоков — торговых запасов, имеющихся в распоряжении дистрибьюторов на этапе от таможни до аптеки, — сейчас очень мала. Сегодня их может хватить максимум на 3,8 месяца, а для такой большой страны, как Россия, минимальный запас не должен быть меньше шести месяцев», — считает г-н Мелик-Гусейнов. Работа в режиме online чревата, по его мнению, нехваткой препаратов сезонного спроса. В прошлом году в период эпидемии гриппа возникали перебои с поставками даже самых элементарных лекарств, таких как оксолиновая мазь и парацетамолсодержащие препараты. Но создавать большие запасы фармкомпании сейчас не готовы. По данным Сegedim Dendrite, рентабельность оптового бизнеса сейчас колеблется в границах от 3 до 5%. Но самое незавидное положение у аптечного звена, утверждает г-н Мелик-Гусейнов. Здесь рентабельность не превышает 2%. При этом из 65 тыс. российских аптек только 10 тыс. работают с выручкой выше средней.

С производителями дела обстоят несколько иначе. «Более 90% имеющихся на отечественном рынке препаратов по-прежнему импортного производства, поэтому изменение курса рубля дает их производителям большие возможности», — говорит Давид Мелик-Гусейнов. Объемы продаж увеличиваются, несмотря на то, что таких сезонных всплесков, как в прошлом году, скорее всего, не будет. «Скорее всего, в октябре-ноябре 2010 года даже будет провал продаж в упаковках где-то на 20% в сравнении с концом лета — началом осени, — заявил «Времени новостей» руководитель российского Cegedim Dendrite. — Свиного гриппа, который позволил увеличить продажи в аналогичный период прошлого года на 40%, больше не предвидится».

Увеличится в этом году и производство отечественных препаратов, хотя их общая доля на рынке вряд ли принципиально изменится. По опубликованным в конце прошлой недели данным Минпромторга, в январе—августе 2010 года индекс производства фармацевтической продукции составил 113,4% к январю—августу 2009 года. В первую очередь стало больше отечественных антибиотиков, препаратов для лечения онкологических заболеваний, болеутоляющих, жаропонижающих и противовоспалительных средств. «Учитывая, что многие иностранные компании уже фактически стали отечественными, локализовав частично производство, мы прогнозируем рост отечественного сегмента рынка по итогам года на 15—20%», — сказал «Времени новостей» генеральный директор Ассоциации российских фармацевтических производителей (АРФП) Виктор Дмитриев. Он отметил, что в связи с модернизацией производства, которую многие компании собираются провести до 2014 года (очередной срок перехода на производственный стандарт GMP), средняя стоимость отечественных лекарств будет увеличиваться, и из самых дешевых на рынке они превратятся в середнячков.

Общую тенденцию к «вымыванию» дешевых препаратов и замещению их на рынке более дорогими аналогами отмечает и Cegedim Dendrite. Если в 2002 году препараты стоимостью более 300 руб. занимали 14% рынка, то в 2009 году — 34%. «Этот процесс сильно ускорило введение регулирования предельных отпускных цен на препараты из списка жизненно необходимых и важнейших лекарственных средств», — считает Давид Мелик-Гусейнов. Вспять эту тенденцию уже не повернуть.

«vremya.ru»