Комментарий официального представителя МИД России А.А.Нестеренко в связи с заявлениями украинских официальных лиц о поставках оружия в Грузию.
Судя по сообщениям СМИ, представитель Госэкспортконтроля Украины на днях выразил удивление в связи с обвинениями в нарушении Украиной международных договоренностей, в частности норм ОБСЕ, при поставках вооружений в Грузию. Он даже заявил о том, что, дескать, «1 октября Форум ОБСЕ в Вене подтвердил безоговорочное право Грузии развивать собственные вооруженные силы для защиты суверенитета и территориальной целостности, сняв, таким образом, вопросы о возможности введения каких-либо ограничений на экспорт оружия в Грузию».
В этой связи считаем необходимым отметить, что никаких подобных решений ни 1 октября, ни в другие дни Форум ОБСЕ по сотрудничеству в области безопасности не принимал. Напротив, в этот день российская делегация распространила проект решения Форума ОБСЕ, согласно которому все участники Организации в соответствии с их обязательствами неукоснительно воздерживались бы от каких-либо прямых или косвенных поставок, продаж или передачи Грузии вооружений и военной техники, включая легкое и стрелковое оружие. Это решение распространялось бы и на предоставление Грузии материальных средств военного назначения и на оказание любой помощи, связанной с военной деятельностью.
Ряд делегаций, в том числе и украинская (но отнюдь не Форум в целом), при обсуждении этого проекта действительно, как и ранее, высказался в том духе, что, мол, Грузия обладает законным правом модернизировать свои вооруженные силы, что оружейного эмбарго в отношении этой страны нет и что установленные для нее «потолки» по ДОВСЕ еще не исчерпаны. Весьма прискорбно, что даже развязанная тбилисским режимом и унесшая множество жизней военная авантюра не заставила этих участников ОБСЕ прислушаться к нашим многократным предупреждениям и проявить ответственный подход к обязательствам, принятым ими в рамках организации.
Приходится напомнить уважаемым украинским представителям, что в соответствии с пунктом 4(b) Документа 1993 года «Принципы, регулирующие передачу обычных вооружений» все государства-участники ОБСЕ (включая Украину) взяли на себя политическое обязательство воздерживаться от поставок вооружений, которые вели бы «к затягиванию или обострению какого-либо существующего вооруженного конфликта», «создавали угрозу миру», «использовались бы в репрессивных целях», привносили бы в какой-либо регион «дестабилизирующий военный потенциал» или иным образом способствовали бы «возникновению региональной нестабильности». Все эти положения, подтвержденные в 2000 году и в Документе ОБСЕ о легком и стрелковом оружии, самым очевидным образом применимы к Грузии.
Осуществив масштабные поставки вооружений в Грузию и отказываясь признать необходимость предотвращения ремилитаризации этой страны, Украина и некоторые другие государства ОБСЕ нарушают указанные обязательства.
Мы призываем всех, кого это касается, со всей серьезностью отнестись к нашим предостережениям и строго следовать обязательствам, зафиксированным в соответствующих документах ОБСЕ, дабы не усугублять свою долю ответственности за августовское кровопролитие и возможность рецидива агрессивных действий.
Внесенные в ОБСЕ конкретные российские предложения на сей счет остаются в силе.
Что же касается высказывания представителя СНБО С.Химченко 28 октября о якобы сделанных Вассенаарскими договоренностями по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения (ВД) выводах, подтверждающих легитимность поставок украинских вооружений Тбилиси, то привлекаем внимание к следующему.
С 2002 года российская делегация многократно обращала внимание партнеров по ВД, разумеется и украинской делегации, на опасные последствия ускоренной милитаризации Грузии, призывала действовать в строгом соответствии с целями и задачами данного режима.
Украина тем временем лишь наращивала из года в год поставки вооружений Тбилиси, в том числе тяжелых наступательных систем, причем в объемах, намного превышающих потребности обороны. Это делалось несмотря на открытые угрозы М.Саакашвили решить проблемы с Южной Осетией и Абхазией силовым путем, периодические вооруженные столкновения в зоне конфликта. Внятных ответов или объяснений на наши обращения мы не получали, кроме общих фраз, что Грузия, мол, не находится под санкциями ООН.
В связи с агрессией Тбилиси против Южной Осетии вопрос о дестабилизирующих поставках вооружений Грузии российская делегация поставила под углом ответственности за произошедшее участников ВД, прежде всего, Украины как одного из крупнейших оружейных спонсоров режима М.Саакашвили. Масштабность таких поставок подтверждается неоспоримыми фактами. А из Киева в ответ опять звучат знакомые отговорки насчет «легитимности» ВТС с Грузией. О том же, что при этом открыто игнорировались базовые принципы Договоренностей, закрепленные в Первоначальных элементах ВД, украинские коллеги по понятным причинам предпочитают не говорить.
Теперь конкретно об утверждениях о якобы достигнутом на встрече Политической группы 15-16 октября 2008 года в Вене выводе о признании участниками ВД «законности» действий украинских властей. Это абсолютно не соответствует действительности. Ничего подобного не было и не могло быть, поскольку ВД не выдает индульгенций на торговлю оружием. Принятие решений о поставках вооружений относится к суверенному праву государств-участников.
Вместе с тем, украинские власти продемонстрировали полное пренебрежение к основополагающим принципам Договоренностей, согласованным в том числе и с Украиной, которыми она обязалась руководствоваться при осуществлении экспорта вооружений. Главным из них является «содействие региональной и международной безопасности и стабильности», в том числе «путем недопущения дестабилизирующих накоплений обычных вооружений в отдельных регионах мира». Кроме того, вступая в ВД, Украина приняла и прочие обязательства, например, о том, чтобы осуществляемые передачи вооружений «не способствовали развитию или повышению военных потенциалов, подрывающих достижение данной цели, и не использовались для поддержки таких потенциалов».
Пренебрежение в поведении Киева по отношению к ВД сквозит на каждом шагу. Там не только упорно отказываются признать свою роль в создании агрессивного потенциала для режима М.Саакашвили. Украинские власти официально заявляют о намерении продолжать экспорт вооружений, создавая тем самым материальную базу для новых провокаций и нападений. Это не может не вызывать глубокой тревоги.
Украинская сторона обязана понимать и то, что ВД, как и прочие экспортноконтрольные режимы, действуют на основе норм конфиденциальности информации. Разглашая характер дискуссий, осуществляющихся в закрытом режиме, она тем самым дает основание для сомнений в надежности Украины как партнера по ВД.
пресс-служба МИД РФ