Российскую делегацию возглавлял президент РФ Дмитрий Медведев, делегацию ЕС – президент председательствующей ныне в Европейском Союзе Чехии Вацлав Клаус, а также председатель Европейской комиссии Жозе Мануэл Баррозу и верховный представитель ЕС по внешней политике и безопасности Хавьер Солана.
В делегацию РФ на саммите входили глава МИД РФ Сергей Лавров, помощники президента Сергей Приходько и Аркадий Дворкович, постпред РФ при ЕС Владимир Чижов, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, министр энергетики Сергей Шматко, глава Федеральной таможенной службы Андрей Бельянинов. Президент РФ Дмитрий Медведев перед переговорами встретил руководителей Евросоюза снаружи здания. При этом Хавьера Солану он ждал с подарком: глава государства подарил ему карту России и лоцманскую карту с маршрутом, по которому они накануне вечером совершали прогулку по Амуру.
На саммите в первую очередь обсуждались вопросы преодоления финансово- экономического кризиса, сотрудничество России и Европы в энергетической сфере и формирование архитектуры европейской безопасности. Закономерности мирового финансового и экономического кризиса пока не понял никто, констатировал президент России Дмитрий Медведев по итогам саммита. “Мы, конечно, поговорили о всех текущих проблемах современности, – сообщил он, – о тех мерах, которые предпринимаются в наших странах. И пришли к довольно такому очевидному выводу о том, что, к сожалению, до конца закономерности этого кризиса пока не понял никто”.
“Наверное это тема, которая достойна самых высоких премий, – продолжал президент. – Сейчас мы вынуждены в ситуативном ключе отвечать на то, что происходит. Тем не менее, все- таки кое-что было сделано за последнее время. Я имею в виду и наши консультации, которые проводились между Россией и Евросоюзом, и, конечно, результаты работы “большой двадцатки” ведущих экономик. В любом случае эта работа будет продолжена”.
В ходе саммита шел и разговор о стратегическим диалоге. Россию в целом устраивают нынешние темпы работы по новому базовому соглашению с ЕС, заявил Медведев. “В ходе саммита шел разговор о стратегическим диалоге, – сказал он. – Мы естественно, в той или иной форме возвращались к тематике нового базового договора, который должен прийти на смену ныне действующему соглашению о партнерстве и сотрудничестве”.
“Сама работа над договором способствует сближению наших позиций по самым актуальным тематикам, – продолжал он. – Рассчитываем, что и дальше мы будем двигаться вперед, что согласование основных условий будет происходить без излишних проволочек с учетом интересом наших государств”.
По его словам, нынешний саммит показал, что “нет сомнений в стратегическом характере партнерства России и Евросоюза. “Мы считаем, что такого рода партнерство позволяет отражать наиболее сложные угрозы, решать самые сложные проблемы, включая проблемы финансового экономического кризиса”, – сказал президент РФ.
“По многим вопросам, это очень отрадно, у нас позиции близки, – отметил он. – По каким-то моментам мы, конечно, расходимся, что не мешает продолжать диалог по ним и находить конструктивные способы разрешения противоречий”.
“Мы будем и дальше совместно развивать экономические отношения, бороться с международным терроризмом, бороться с транснациональной преступностью и противостоять иным угрозам развития человечества”, – подчеркнул Медведев.
По его словам, на саммите, стороны “достаточно большое внимание” уделили традиционным вопросам реализации, так называемых дорожных карт, которые были одобрены еще в 2005 году. Они предполагают создание четырех общих пространств – экономического; свободы, безопасности и правосудия; внешней безопасности; научных исследований и образования, включая культурные аспекты.
“Рассматриваем движение по этим “дорожным картам”, как главный механизм сотрудничества между РФ и Евросоюзом, – подчеркнул президент. – Мы хотели бы продолжать диалог и максимально широкое конструктивное сотрудничество по всем этим вопросам”.
Срок действия нынешнего Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, определяющего цели и механизмы взаимодействия России и ЕС, истек 1 декабря 2007 года. Несмотря на то, что статья 106 документа предусматривает возможность постоянной автоматической пролонгации соглашения на год, стороны признали необходимость разработки нового документа. Первый раунд состоялся в июле 2008 года в Брюсселе. К настоящему времени проведено уже четыре раунда переговоров в рамках четырех рабочих групп по разделам будущего соглашения. Стороны выходят на уровень редактирования консолидированного текста. В июне этого года планируется провести пятый раунд.
Договор по евробезопасности позволит избежать кризисов, подобных кавказскому, от которых пока никто не застрахован, убежден Дмитрий Медведев. “Мы считаем, что Евросоюзом было очень много сделано в период кризиса на Кавказе в августе прошлого года, – сказал президент РФ по итогам саммита Россия-ЕС. – Но для того чтобы предотвращать такого рода кризисы, а в будущем никто не застрахован от возникновения проблем, нам представляется необходимо создать правовую основу для антикризисной деятельности, такой является Договор о европейской безопасности”.
Он сообщил, что на саммите были обсуждены вопросы безопасности, “включая то предложение, которое было сделано не так давно Российской Федерацией о создании новой правовой базы международного сотрудничества”. “Как мне показалось, наши европейские коллеги с интересом воспринимают эти идеи, надеюсь, что обсуждение этих проблем будет продолжено, это явно в интересах европейского континента”, – подчеркнул Медведев. По его словам, на саммите были обсуждены предложения, которые были сделаны не так давно Российской Федерацией о создании новой правовой базы международного сотрудничества.
По заявлению Медведева, Россия не является участником Договора к Энергетической хартии и не будет им пользоваться , о чем также были сделаны соответствующие международные уведомления”.
Но это, по словам Медведева, вовсе не значит, что Россия считает “все, что было сделано, в том числе, и в рамках процесса в Энергетической хартии вредным”. “Нет, конечно, – подчеркнул он. – Хартия подписана и ратифицирована значительной частью государств. Это не нужно выбрасывать в корзину. Наоборот это нужно использовать для создания более эффективных энергетических инструментов, в том числе путем подготовки либо нового отдельного соглашения по тем процедурам, о которых мы договоримся, либо подготовки новой версии Энергетической хартии, но опять же в рамках тех процедур, которые нами будут отдельно согласованы”.
“Конечно, энергетическая безопасность – это ключевой момент нашего сотрудничества, – продолжал президент. – Речь идет о создании современной системы, поддерживающей такую энергетическую безопасность. Россия выдвинула свою идею, и мы сегодня обсуждали ее в абсолютно таком конструктивном ключе. Мне это было интересно. Я доволен тем, как шло это обсуждение, потому что мы говорили именно о механизмах, правовых механизма, которые могли бы сопровождать движение к более правильному регулированию вопросов энергетического сотрудничества. Говорили о том, что те идеи, которые были выдвинуты Россией, они требуют обсуждения, они требуют анализа”.
Евросоюз пока не убедил Россию в выгодах проекта создания так называемого “Восточного партнерства”. Отвечая на вопрос корреспондента “Фигаро” президент РФ сказал: “Всякое партнерство лучше конфликта, но, скажу откровенно, смущает то, что со стороны некоторых государств это партнерство воспринимается, как партнерство против России”.
Медведев оговорился, что не имеет, конечно, в виду руководство Евросоюза и тех, кто участвовал в нынешнем саммите.
“Речь идет о других государствах, – уточнил он.- И мы не хотели бы, чтобы “Восточное партнерство” превратилось в партнерство против России, потому как есть всякие примеры. У нас есть партнерские отношения, например, с НАТО, но, несмотря на казалось бы специальную форму отношений, при испытании этих отношений эта форма показала свою слабость. И попытки сейчас восстанавливать взаимоотношения между Россией и НАТО наталкиваются на довольно значительные сложности”.
“Здесь, конечно, нет прямой связи и корреляции с “Восточным партнерством”, но мне бы просто не хотелось, чтобы это партнерство консолидировало отдельные государства, которые настроены антироссийски, с другими государствами Европы, – подчеркнул президент. – И если этого не произойдет, если это будет просто нормальное экономическое сотрудничество, ну и слава Богу, мы, естественно, нисколько не возражаем и желаем такому партнерству успехов”.
“Но еще раз подчеркиваю, некоторые моменты нас настораживают”, – заключил глава государства.
Для ЕС приоритетным нефтепроводом был и останется газопровод “Дружба”. Об этом заявил еврокомиссар по энергетике Андриес Пиебалгс. “Дружба” хорошо служит и надеемся, будет служить и дальше, – сказал он. – Поставки достаточно дешевые. Мы хотели бы избежать любой опасности по этому поводу”.
Саммит Россия-ЕС повысил взаимопонимание и степень доверия по многим вопросам, заявил президент председательствующей в ЕС Чехии Вацлав Клаус. “Мы считаем наши сегодняшние переговоры плодотворными, результативными, встреча повышает наше взаимопонимание, сблизила наши позиции по многим вопросам, – сказал он. – Встреча улучшила и наше взаимное доверие, что так необходимо и что является очень важным”.
“Хочу подтвердить, что Евросоюз считает Россию своим стратегическим партнером”, – подчеркнул Клаус.
“Мы очень серьезно затронули и обсудили некоторые вопросы – экономический кризис, обменялись сведениями о ситуации в наших странах, определили вопросы, которые для нас очень важны, – рассказал он. – Мы обсудили проблемы европейской безопасности, затронули некоторые другие важные вопросы, такие как Ближний Восток, Иран, Грузия, Афганистан”.
“От имени Чешской Республики – председателя в Евросоюзе – хочу сказать, что мы удовлетворены результатами этой встречи”, – отметил Клаус.
К саммиту Россия-ЕС в Хабаровске
Встречи на высшем уровне ЕС и РФ проводятся на регулярной основе с 1998 года, в осенне-зимний – в стране, председательствующей в Союзе, а в весенне-летний период – в России.
Европейский союз – важнейший торговый партнер для России. В настоящее время на страны ЕС приходится 52,3 проц товарооборота России. Россия экспортирует в основном энергоносители /68,2 проц экспорта/, химические товары и продукцию сельского хозяйства, а закупает машины и оборудование, продовольственные товары и текстиль. Являясь крупнейшим поставщиком энергоресурсов в страны ЕС, Россия возглавляет список стран-поставщиков природного газа и находится на второй позиции по поставкам нефти и нефтепродуктов. Россия обеспечивает 33 проц поставок нефти в страны ЕС, порядка 46 проц газа, 27 проц в обогащенном уране и 17 проц – в каменном угле. В общем экспорте российского газа поставки в Европу составляют 67 проц.
Объем товарооборота России и ЕС в 16 раз больше, чем РФ и США. Во внешней торговле ЕС Россия занимает третье место после США и Китая, на долю России приходится 8 проц европейского экспорта и 11 проц – импорта. За период с 2000 по 2008 гг. товарооборот между ЕС и Россией более чем утроился, составив в 2008 году 278,2 млрд евро с положительным сальдо в пользу России в размере 70 млрд евро. На долю ЕС приходится более 80 проц накопленного иностранного капитала. В последние годы наблюдается рост прямых инвестиций ЕС в Россию, в 2008 году они составили 21,6 млрд евро, в то время как российские инвестиции увеличились в 2007 году до 9,2 млрд евро /с 1,4 млрд в 2006/.
ИТАР-ТАСС