iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Третье предупреждение послов

В дипломатическом сообществе, представленном в Молдове, и в группе местных экспертов не исключают появления нового (третьего) Совместного заявления послов стран Евросоюза, США и Турции «О предстоящих парламентских выборах в Республике Молдова». Эксперты, в частности, считают, что формальным поводом обращения к предвыборной тематике могут стать сделанные в течение нескольких последних месяцев рядом неправительственных организаций РМ публичные выводы о созданных в республике условиях для проведения некорректной избирательной кампании и возможностях фальсификации данных голосования. Они же отмечают, что третье заявление послов, если оно действительно появится, придется рассматривать официальному Кишиневу, как настоятельный призыв соблюдать в политическом соперничестве общепринятые правила и обеспечить равные шансы для всех его участников.

Не исключено также, что документ получит поддержку соответствующими заявлениями парламента ЕС и Конгресса Соединенных Штатов. С подобными посланиями они уже выступали в 2005 году – в самый разгар предвыборной кампании по формированию нового состава парламента.

Напомним, в июле и ноябре прошлого года «западные послы» выступили с призывами к властям РМ смягчить некоторые условия парламентской кампании, указали на недопустимость преследования политических оппонентов по надуманным мотивам и предупредили, что они «будут продолжать внимательно следить за ходом избирательной кампании и проведением выборов». Не получив никакого ответа от коммунистических властей РМ, послы распространили информацию о готовности провести встречу с президентом Ворониным для обсуждения указанных проблем. Встреча состоялась 22 декабря 2008 года; участвующие в ней стороны – одна надменно, а другая настороженно – разошлись, оставшись при своих мнениях.

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Когда в начале 2002 года руководители практически всех молдавских партий, в том числе и представленных в высшем законодательном органе страны, встали перед парламентом с лозунгами «Долой коммунистическую диктатуру», это следовало расценивать, как итог годовой деятельности ПКРМ, получившей власть. Последовавшие затем длительные в режиме «нон-стоп» акции протеста сильно напрягли не только местную общественность. Прибывающее количество протестующих заставило беспокоиться и Европу. Коммунисты, не остывшие еще от своих прошлогодних предвыборных намерений объединить вокруг себя всю страну для окончательного уничтожения националистов и «дерьмократов», удивлялись «близорукости масс»; страх потерять добытую власть заставил их искать организаторов беспорядков. Поиски, как водится, у «красных» переросли в поиски врагов молдавского народа, выбравшего новый путь с товарищем Ворониным впереди.

Массы, между тем, т.е. их юная часть, возилась в палатках, греясь собственными телами. В центре столицы все настойчивее напоминали о себе резкие туалетные запахи; полиция удивленно слонялась между протестантами, в парламенте громыхало трусливое «доколе!», на аллеях были различимы короткие публицистические речи, переходящие в стихи с туманным содержанием, в которых, однако, «долой диктатуру», «долой цензуру», «долой все коммунистическое» звучало четко. Коммунисты, еще не осмеливавшиеся дружить с Евросоюзом, позвали на помощь Совет Европы. В Кишинев приехал тихий старичок. При его участии созрела идея собрать «Постоянно действующий круглый стол партий, общественно-политических и общественных организаций», который бы стал цивилизованной площадкой для дискуссий взамен «палаточному городку». Долго он пытался через переводчицу понять хитросплетения в кишиневских межпартийных отношениях, недоуменно и в общем-то ничего не понимая, слушал взволнованных партийных лидеров и общественников… Конца и края этому балагану не было. Но «антикоммунистический пар» постепенно стихал, «круглый стол» его же участники стали называть «мертворожденным ребенком». Последний гвоздь в гроб умершего забили коммунисты. Пользуясь беспомощностью и ленью представителя СЕ, они предложили сделать «круглый стол» меньшей окружности и включить в его состав представителей только тех партий, которые прошли в парламент образца 2001 года. На этом первая антикоммунистическая революция в Молдове завершилась, едва начавшись. Коммунисты победили.

Сейчас, в преддверии парламентских выборов, настроения «послов западников», выступивших с двумя заявлениями явно предупредительного характера, представляются особенно важным. Опыт 2002 года подсказывает: Европа в состоянии, скажем так, пристальнее наблюдать за положением дел в стране. Она же может взять на себя некие функции, как семь лет назад, способные управлять процессами и уводить их в нужное русло. Опыт 2003-2005 годов, когда в период между отказом от «меморандума Козака» и до парламентских выборов произошли решающие для Молдовы события, говорит, что внешнее участие в них способно сыграть важную роль. Коммунисты-воронинцы это лучше всех знают (в кабинетной революции 2003-2005 года, переставившей«красную Молдову» на «западные рельсы», они принимали непосредственное участие) и потому сильно нервничают. Воронин перессорился на той почве со всеми, кого подозревает в экспорте новой антикоммунистической революции. А подозревает он всех. Отношения с Румынией хуже некуда. Со странами Балтии – этими недавними друзьями Молдовы в ЕС – у Кишинева ухудшаются с каждым днем.

Ну, а что же Запад? Когда в пылу дискуссий на различных форумах с участием молдавского гражданского общества летят в его адрес вопросы-упреки: куда вы смотрите, почему вы молчите, спасибо вам за навязанного нам Воронина (это об апреле 2005 года), то неизменно следует ответ: это ваша страна и ваши проблемы… Доля искренности в своеобразном диалоге есть: одни справедливо обвиняются в неумении консолидироваться, другие- в неразборчивости в выборе партнера по «европеизации РМ»… Однако главная правда содержится в напоминании о том, что Молдова – это не их страна.