Интервью с лидером ММК-НДП «ПРОРЫВ!», кандидатом социологических наук, Дмитрием Соиным.
– Дмитрий Юрьевич, как, по Вашему мнению, мировой кризис отразится на Приднестровье? Что ждать республике и ее народу?
– В течение десятилетий глобальная экономика выстраивалась таким образом, что провал тех или иных ее составляющих негативно отражается на мировой системе в целом. Если же речь идет о финансово-экономическом саморазрушении флагмана мировой экономики – США, то естественно последствия носят катастрофический характер, даже для таких крупных игроков, как ЕЭС, Япония, Китай и Россия.
Американский якорь настолько тяжел, что падая на дно он может утопить экономики других мировых держав. Что говорить о маленьком Приднестровье, которое не располагает золотовалютными запасами, нефтью, газом и другими природными ресурсами.
Да, мы в значительно меньшей степени, чем признанные государства интегрированы в мировую экономику. Ряд экспертов и официальных функционеров Приднестровья уже заявили о том, что это позволит нам избежать тяжелых последствий кризиса. Но эти специалисты забывают о самом главном – наше экономическое благосостояние во многом зависит от связей с Россией, от той финансово-экономической помощи, которую выделяет нам эта страна.
Нельзя забывать и про Украину, и про Евросоюз, роль, которых в нашей экономике очень велика. В контексте этого посмотрите, как лихорадит Киев, какие процессы происходят в Евросоюзе, что творится с ценами нефть и торговыми площадками России. По сути, маленький кораблик ПМР находится в бушующем море, среди обломков экономических гигантов. Массовые увольнения, лопнувшие банки, сокращения производства – вот печальная картина современного мира.
И, конечно же, неудивительно, что на этом фоне начали останавливаться приднестровские предприятия. В неоплачиваемые отпуска отправляют рабочих и служащих, задерживают выплаты зарплат. Надеюсь, что это не коснется пенсий и пособий, хотя ситуация очень опасная и можно прогнозировать ее дальнейшее ухудшение.
– Дмитрий Юрьевич, картина кризиса печальна, а есть ли свет в конце туннеля?
– По разным оценкам кризис может затянуться на период от трех до пяти лет. Поэтому нам нужно готовиться к затяжному прыжку вниз, но с соблюдением мер предосторожности и с минимальными потерями. Следует пересмотреть расходную часть бюджета и где это возможно сэкономить средства перераспределив их на поддержку социалки и основных обязательств государства перед обществом.
Необходимо создать более благоприятные налоговые и экспортно-импортные условия для бюджетообразующих предприятий региона. Они уже просят об этом и им надо пойти на встречу. Малый и средний бизнес может стать спокойной гаванью для возвращающихся из России трудовых мигрантов. Их количество может превысить десятки тысяч человек. Ведь значительная часть строек Москвы закрылась, а на крупных добывающих и перерабатывающих предприятиях Севера идут массовые увольнения рабочих.
Куда денутся эти люди, тем более привыкшие к зарплатам российского уровня? Они приедут с заработанными тяжелым трудом сбережениями домой и государство обязано создать им условия для правильного и выгодного вложения денег. Так, чтобы эти деньги не проедались, а приносили семьям пусть небольшой, но стабильный доход. Возможно, для этого надо снизить ставки по патентам, ввести меры по стимулированию малого бизнеса, его кредитованию под умеренные банковские проценты. Малый бизнес надо освободить от чиновничьих и криминальных поборов. Люди, стоящие за прилавками на базарах, привозящие в республику продукты питания, одежду и другие необходимые обществу товары должны пользоваться уважением и защитой государства.
Крупным производителям давать советы не приходится. Они и так располагают штатом профессиональных менеджеров и маркетологов, но при этом хотелось бы пожелать им главного – сохранения за собой рынков сбыта и профессиональных трудовых коллективов. Мы не имеем права потерять самое ценное достояние республики – квалифицированную рабочую силу.
И конечно же нам необходима антикризисная стратегия.
– Что Вы имеете в виду, Дмитрий Юрьевич, под стратегией?
– Это направление и скорость нашего движения вперед. Это наши цели и решаемые для их достижения задачи. Например, в экономике мы, конечно же, не можем обойтись без Украины и рынков Евросоюза. Но нашим стратегическим партнером, как минимум на весь период непризнанности, будет первую очередь Россия. Какими бы не были наши усилия в сфере поддержки социального сектора и финансово-экономической системы, без помощи России нам их не удастся удержать на плаву.
С Россией надо говорить, как о безвозмездной помощи, в первую очередь социально незащищенным слоям Приднестровья, так и о кредитах, инвестициях во все отрасли народного хозяйства ПМР. Я понимаю Евросоюз и американцев. Они постоянно приезжают к нам с различными предложениями, но пока только с ними.
Руководителям Приднестровья, представителям НПО и бизнеса наши западные контактеры с упоением рассказывают о сотнях миллионов долларов, которые уже отложены для нас, но никак не могут поступить только по одной причине – Приднестровье не желает поступиться своей независимостью. То есть, западная помощь имеет под собой вполне конкретную политическую подоплеку. И вообще сложно сказать, насколько реальны такого рода предложения, если сама американская и европейская экономики испытывают жесточайший кризис.
В отличие от США и ЕС Россия имеет за своими плечами многолетний опыт финансово-экономической поддержки Приднестровья. Этот опыт надо сохранять, развивать и углублять. Следует особо отметить инвестиционные проекты России. Это и металлургический комбинат, и цементно-шиферный завод и Днестровская ГРЭС. Также имеются пусть менее масштабные десятки других совместных российско-приднестровских экономических проектов.
Несмотря на тяжелую экономическую ситуацию в самой России, Москва сумела оказать экстренную финансовую помощь Исландии, Белоруссии и ряду международных банковских структур. Речь идет о миллиардах долларов, которые потрачены на стабилизацию мировой экономики и поддержку союзников. Выделение на этом фоне адресной помощи Приднестровью вполне реально. Для этого требуется лишь найти правильный подход и мотивацию.
– Дмитрий Юрьевич, что Вы имеете в виду под правильным подходом и мотивацией?
– Я, как лидер ММК-НДП «ПРОРЫВ!» и просто здравый человек, понимаю следующее: если мы просим у России помощи, то, следовательно, мы должны максимально приблизиться к российским стандартам в области политической системы, методов государственного управления, уровня защиты прав человека и развития гражданского общества.
В своих выступлениях и статьях я неоднократно обращал внимание на то, что результаты референдума 17 сентября 2006 года диктуют нам необходимость проведения политико-управленческой реформы по российским образцам. Мы должны показать Москве, что Приднестровье это не осколок всеми забытой планеты, а динамично развивающаяся республика. Маленькая страна, в которой неукоснительно соблюдаются принципы демократии, разделения властей, свободной экономики, автономного гражданского общества и, конечно же, доминирует приоритет прав человека. Кстати демонстрировать это надо не только Москве, но и всему миру. Если конечно мы рассчитываем рано или поздно получить международно-правовой статус.
Не надо далеко ходить. Мы имеем в наличии послание президента Дмитрия Медведева Федеральному Собранию РФ. В нем изложены очень полезные для Приднестровья геополитические, экономические и социальные идеи. Далее. У нас есть материалы последнего съезда партии «Единая Россия», выступление на нем премьер-министра РФ Владимира Путина. По-моему, более четко и ясно акценты вряд ли кто-то может расставить. Конечно, нельзя под кальку все это переносить на приднестровскую почву. Но взять за основу необходимо.
По сути, Россия подарила нам идеи и рецептуру политических, управленческих и экономических реформ, которые позволят Приднестровью не только претендовать на помощь этой страны, но и двигаться вперед в своем саморазвитии.