Как сообщает ИА “ТИРАС” со ссылкой на пресс-службу президента ПМР, 4 декабря в Верховный Совет ПМР была внесена конституционная законодательная инициатива президента Шевчука, содержащая в себе распространение федерального законодательства России на Приднестровье. При этом, приднестровское законодательство будет иметь вторичное значение, а российское первичное. Публикуем текст пресс-службы президентуры по поводу данной инициативы главы ПМР в полном объеме:
“Президент Приднестровья Евгений Шевчук внес на рассмотрение Верховного Совета ПМР проект конституционного закона Приднестровской Молдавской Республики «О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики». Глава государства, в частности, предложил дополнить Основной закон государства Статьей 58-1 следующего содержания:
«Правовую систему Приднестровской Молдавской Республики образуют федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры.
Особенности применения федерального законодательства Российской Федерации устанавливаются конституционным законом».
С учетом стремления приднестровского народа интегрировать в российское пространство Президент Приднестровья считает необходимым введение в действие на территории ПМР федерального законодательства Российской Федерации. «Это позволит непосредственно распространить и применить российский законодательный опыт, что, по мнению Президента, является непременной составляющей внутренней жизни Приднестровья с учётом волеизъявления народа Приднестровской Молдавской Республики «за последующее свободное присоединение к России» на референдуме 2006 года, а также с учётом фактора безусловности воли народа и её обязательности для всех институтов власти», – отмечается в пояснительной записке к проекту конституционного закона.
Напомним, на референдуме 17 сентября 2006 года приднестровский народ выразил свою суверенную волю, высказавшись за независимость Приднестровской Молдавской Республики и последующее свободное присоединение к России. Результат референдума 17 сентября 2006 года стал отражением воли народа, определившей вектор развития страны на среднесрочную и долгосрочную перспективу. За этот вектор проголосовало более 97% из числа избирателей, принявших участие в голосовании, а 2,3% – против. По данным последующих социологических исследований, приднестровцы поддерживают свою позицию, высказанную на референдуме в 2006 году. А последний социологический опрос по прошествии 6 лет после референдума показал, что 82,6% населения Приднестровья твердо подтверждают выраженную волю народа на референдуме, 72,8% из опрошенных стоят на позиции развития государственности вместе с Россией, как фундамент для национальной идеи Приднестровья.
В пояснительной записке к проекту конституционного закона указано, что «детальные характеристики избранного вектора и конкретные механизмы сближения с Россией, к сожалению, по настоящее время, не нашли своего отражения в определенных законодательных нормах. Стоит отметить, что по результатам проведенного референдума компетентными органами государственной власти надлежало принять окончательные решения с учетом его результатов, о чем говорит пункт 4 статьи 145 Избирательного кодекса ПМР. Вместе с тем, до настоящего времени в правовом поле Приднестровской Молдавской Республики отсутствует базовый законодательный акт, декларирующий принципы реализации воли народа, выраженной на референдуме 2006 года, и определяющий основные направления реформирования законодательства Приднестровской Молдавской Республики в контексте выбора свободного присоединения к России».
Законодательной инициативой Президента ПМР предлагается ввести в правовую систему Приднестровья наряду с законодательством ПМР федеральное законодательство Российской Федерации. При этом оговаривается, что приоритетным ориентиром должно являться федеральное законодательство Российской Федерации, а законодательство ПМР, в иерархии законодательства, должно занимать подфедеральный уровень. Особенности применения федерального законодательства РФ, с учетом основ конституционного строя, формы государственного устройства, административно-территориального деления, будут установлены специальным Конституционным законом. После принятия настоящей законодательной инициативы в первом чтении, Указом Президента создается межведомственная комиссия по подготовке проекта Конституционного закона из представителей всех органов государственной власти.
«Перед Приднестровьем остро стоит проблема встраивания в новую экономическую реальность после подписания РМ Соглашения об УЗСТ с ЕС. В данной ситуации, нужно проявить политическую волю и реализовать международные нормы и декларации, которые были провозглашены на уровне всего цивилизованного мира. «Декларация тысячелетий ООН» указывает, что, в первую очередь, должны учитываться интересы людей, потом общества, а потом – государства. Отказ учитывать интересы людей, проживающих в конфликтной зоне, и попытки навязать определенные условия демонстрируют неприкрытое давление», – отмечается в пояснительной записке к проекту конституционного закона.
У Приднестровья имеется опыт работы в направлении плановой гармонизации, целью которой было провозглашено создание основы для последующей интеграции Приднестровья в правовое пространство России: непосредственно после референдума 2006 года государство предприняло системные шаги в направлении гармонизации законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации. Однако, несмотря на плановость, в целом гармонизация носила фрагментарный и отрывочный характер, вследствие чего в ряде случаев попытка интеграции в российское правовое пространство посредством гармонизации приводила к существенному отклонению от этого курса.
«Волеизъявление народа на референдуме 2006 года диктует необходимость чёткого и унифицированного подхода в направлении сближения законодательства Приднестровской Молдавской Республики с законодательством Российской Федерации путем четкой имплементации федерального законодательства РФ и стандартов Таможенного союза. Вектор, избранный приднестровским народом, свидетельствует о потребности более полной конвергенции правовых систем Приднестровья и Российской Федерацией, для чего гармонизация законодательства в чистом виде оказывается уже не в полной мере эффективным средством, отражающим потребности времени и экономики», – подчеркивается в пояснительной записке к проекту конституционного закона.
Президент обращает внимание на то, что в Концепции внешней политики ПМР ключевым направлением является всестороннее развитие взаимодействия с Российской Федерацией. С 2012 года Приднестровье вошло в новый этап взаимодействия с Россией: расширяются площадки сотрудничества, реализуются масштабные социальные и гуманитарные проекты, прорабатываются вопросы интеграции Приднестровья в торгово-экономическое пространство Российской Федерации. 25 октября 2013 года по результатам встречи заместителя Председателя Правительства РФ, специального представителя Президента РФ по Приднестровью Д.О. Рогозина и Президента Приднестровской Молдавской Республики Е.В. Шевчука был подписан Протокол. «Реализация подписанных соглашений требует четкого законодательного базиса, причем, по мнению Президента ПМР, не гармонизированного, а унифицированного с РФ», – подчеркивается в пояснительной записке к проекту конституционного закона «О внесении дополнения в Конституцию Приднестровской Молдавской Республики».
«Сложившиеся исторические, культурные и экономические взаимосвязи между Россией и Приднестровьем в рамках единого Русского мира наряду с геополитической заинтересованностью России в общерегиональной стабильности объективно определяют необходимость российско-приднестровских отношений стратегического партнерства», – считает Президент ПМР”.