НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
Вчера в Верховном Совете ПМР обсуждался законопроект о бюджете на три года

Вчера в Верховном Совете ПМР обсуждался законопроект о бюджете на три года

Политика // 10:27, 17 октября 2013 // 1993
Как сообщает ИА "ТИРАС" со ссылкой на пресс-службу ВС ПМР, вчера 16 октября на очередном пленарном заседании парламентариев рассматривался законопроект о бюджете республики, рассчитанном на 2014-2016 гг. Однако рассмотрению основного финансового документа республики – проекта закона «О республиканском бюджете на 2014–2016 годы» – на пленарном заседании предшествовало его детальное обсуждение на заседаниях парламентских комитетов. В рамках работы над документом в Комитете по экономической политике участие в обсуждении основных параметров проекта бюджета помимо законодателей и представителей правительства приняли депутаты местных Советов городов и районов республики, предприниматели и промышленники. По итогам дискуссий профильный комитет рекомендовал депутатскому корпусу приступить к процедуре первого чтения рассмотрения проекта бюджета и в дальнейшем остаться в режиме первого чтения.

При этом обращалось внимание, что проект бюджета, как и в прошлом году был представлен в агрегированном виде – документ сформирован по сводным группам и укрупненным показателям, в частности, расходов республиканского бюджета в соответствии с ежегодными посланиями президента к народу и органам государственной власти и управления. Необходимо отметить, что послание президента к народу и органам власти и управления, озвученное в 2013 году, не предполагало предоставление проекта закона о бюджете в агрегированном виде, однако правительство представило его именно так.

И все же законодатели пытались получить дополнительные сведения – в адрес органов исполнительной власти был направлен запрос с просьбой предоставить в соответствии с законами ПМР «О бюджетной системе в ПМР» и «О бюджетной классификации ПМР» необходимую информацию для принятия бюджета в том виде, в котором предусматривается Конституцией ПМР и, в развитие её норм, законами ПМР «О бюджетной системе в ПМР» и «О бюджетной классификации ПМР». Однако исчерпывающей информации Верховный Совет так пока и не получил.

Также профильный комитет обратил внимание коллег на парадоксальное несоответствие важнейших экономических показателей: в соответствии с принятым ранее прогнозом социально-экономического развития республики, на 2014–2016 гг. планируется серьезный рост валового внутреннего продукта. По прогнозам, к 2016 году объем ВВП должен достичь порядка 17 млрд рублей, при этом доходы бюджета, находящиеся в прямой зависимости от ВВП, явно отстают.

Проект закона «О республиканском бюджете на 2014–2016 годы» в ходе пленарного заседания был представлен законодателям министром финансов Еленой Гиржул. Как сказано в пояснительной записке к законопроекту, доходы консолидированного бюджета на 2014 год запланированы в сумме 2 млрд 964 млн руб. Из них по всем видам платежей вклад столицы в государственную казну составит 1 млрд 869 млн руб. (63 % от общей суммы), Днестровска – 154 млн руб., Бендер – 358 млн руб., Рыбницы – 251 млн руб., Дубоссар – 101 млн, Слободзеи – 132 млн, Григориополя – 63 млн, Каменки– 32 млн. руб. Поступления в республиканский бюджет составят около 1 млрд 697 миллионов руб. Местные бюджеты пополнятся на 835 млн руб., а это 33% от суммы консолидированных поступлений налоговых и иных видов обязательных платежей.

«Что касается расходов, то в связи с отсутствием необходимых средств предложено применять единый подход пропорционального уменьшения расходов на содержание всех бюджетных структур независимо от ветвей власти. В связи с этим в проекте бюджета предусмотрен предельный размер расходов консолидированного бюджета на 2014 год в сумме 4 миллиарда 776 миллионов руб. Основная доля расходов – оплата труда работников бюджетной сферы», – доложила депутатскому корпусу Елена Гиржул.

Тем не менее, министр финансов ПМР не смогла дать аргументированный ответ на вопрос депутата Коршунова о причинах планирования капитальных расходов Администрации Президента на уровне 7,2 млн руб. ПМР и капитальных расходов министерств и ведомств республики и судебных органов, и Верховного Совета тоже, на уровне от 70 тыс. руб. до 250 тыс. руб. в разрезе по получателям бюджетных средств.

Трансферты на обеспечение социальных выплат из республиканского местным бюджетам в 2014 году составят порядка 187 млн руб.

В будущем году расходы на оплату труда бюджетных учреждений составят 1 млрд 183 млн руб.; финансирование отрасли «Здравоохранение» предусмотрено в сумме 539 млн 975 тыс. руб.; затраты по финансированию учреждений сельского хозяйства и природных ресурсов составят порядка 30 млн руб., на сферу просвещения планируется выделить 288 млн руб., культуру, искусство, спорт и кинематографию – порядка 20 млн руб., финансирование научных исследований в 2014 г. обойдется государству почти в 23 млн руб.

Работа законодателей над документом в рамках первого чтения была посвящена обсуждению концептуальных поправок, связанных с распределением бюджетных средств. Так, одной из существенных стала поправка депутатов Олега Василатия и Александра Коршунова, направленная на приведение положений проекта бюджета в соответствие с действующим законом «Об акцизах». Напомним, принятые в сентябре изменения закона устанавливают, что акцизный сбор на ГСМ (бензин, дизельное топливо) зачисляется в республиканский бюджет и расщепляется в пропорции: 60% – в доход республиканского бюджета, 40% – в Дорожный фонд. Однако в соответствии с представленным проектом бюджета 100% налогов, сборов и платежей с хозяйствующих субъектов независимо от форм собственности должны зачисляться в доход республиканского бюджета. По итогам голосования была принята депутатская поправка.

Много времени законодатели посвятили обсуждению двух поправок, касающихся бюджетного расщепления. Одной из них депутат Александр Коршунов предлагал установить норматив распределения по налогу на доходы по г. Бендеры на уровне 2012 года. «Цена вопроса» – 7 миллионов рублей. Ратовали за наполнение местного бюджета и, с точки зрения властей Тирасполя, более справедливое их распределение и официальные представители столицы. По итогам проведенных консультаций Галина Антюфеева подготовила поправку, устанавливающую для столицы 20%-ную долю получаемых от налога на доходы средств. Это позволило бы получить дополнительно в бюджет г. Тирасполя около 21 млн руб.

Ратующие за это парламентарии приводили весомые аргументы. Нельзя забывать, что Тирасполь исполняет столичные функции, несет дополнительные транспортные, социальные, культурные, инфраструктурные обязательства. Бендеры в дополнительных средствах нуждаются не меньше. Помимо прочего, город находится в особом положении – соседство с молдавскими населенными пунктами дает повод для сравнения гражданами условий проживания.

Однако инициаторам не удалось переубедить большинство депутатского корпуса в том, что эти два города более других нуждаются в дополнительных средствах. Не в пользу поправок высказывались и представители правительства. В частности, премьер-министр Татьяна Туранская полагает, что «подход к государственным тратам должен быть один, государство должно выполнять социальные обязательства, не деля при этом людей».

В итоге долго обсуждаемые поправки в ходе голосования не набрали необходимого для принятия количества голосов. Рассмотрение остальных поправок, предложенных к проекту бюджета на 2014–2016 гг., будет продолжено на следующем пленарном заседании.

Принятие такого решения было вызвано необходимостью получения депутатами дополнительной информации от правительства, ее предварительной проработки в профильном парламентском комитете. Об этом говорил его председатель Олег Василатий, комментируя ход рассмотрения проекта основного финансового документа: «В поступившем проекте бюджета не содержится полная информация. У нас нет конкретной информации о текущих расходах, как будет финансироваться государственная власть. В связи с этим мы хотим получить данные о том, как будут финансироваться органы государственной власти, и сопоставить эти цифры с прочими расходами – на социальные, медицинские и образовательные учреждения.

Кроме того, проект содержит налог с владельцев транспортных средств, но он, в соответствии с ранее принятым законом, в 2015 и 2016 годах уже не будет действовать. Будут увеличены акцизы на бензин, которые распределятся в Дорожный фонд и республиканский бюджет. Этот рост и этот механизм распределения не нашли отражения в проекте бюджета».

Как особо подчеркнул председатель профильного парламентского комитета Олег Василатий, «Верховный Совет приступил к рассмотрению республиканского бюджета в первом чтении. Депутаты намерены принять закон о республиканском бюджете на три года для того, чтобы республика жила по закону. Бюджет – всего длишь инструмент, нам в первую очередь необходимо думать о программах развития экономики».