«О рисках и угрозах для Приднестровской Молдавской Республики в связи с возможным принятием изменений в Уголовный Кодекс ПМР, придающих обратную силу закону»
В последнее время поступает различная информация, согласно которой враждебные ПМР круги Молдовы и Запада намерены в случае принятия указанных изменений объявить ПМР царством беззакония и произвола и потребовать введения против Республики санкций на международном уровне.
Одновременно может быть развёрнута мощная пропагандистская кампания против России, которую обвинят в пособничестве выходу ПМР из общепринятых мировых юридических норм.
Противники ПМР уже сейчас делают упор на том, что предлагаемые изменения противоречат мировой практике. В соответствии со ст. 54 Конституции РФ, закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Этот принцип установлен и ст. 59 Конституции Украины. Такого же подхода придерживается и Молдова. Следует отметить, что ст.54 Конституции России, как подчёркивается в юридической литературе, базируется на принятой Верховным Советом России 22 ноября 1991 года «Декларации прав и свобод человека и гражданина», где сказано: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность лица, обратной силы не имеет».
Аналогичный подход действует и на международном уровне. Так, согласно ст. 15 Международного пакта о гражданских и политических правах, принятого на XXI сессии Генеральной Ассамблеи ООН 16 декабря 1966 года и ратифицированной, кстати, ещё СССР 18 сентября 1973 года, «не может назначаться более тяжкое наказание, чем то, которое подлежало применению в момент совершения уголовного преступления».
Пункт 2 статьи 11 Всеобщей декларации прав человека гласит: «Никто не может быть осужден за преступление на основании совершения какого-либо деяния или за бездействие, которые во время их совершения не составляли преступления по национальным законам или по международному праву. Не может также налагаться наказание более тяжкое, нежели то, которое могло быть применено в то время, когда преступление было совершено».
Аналогичная норма содержится в пункте 1 статьи 7 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.
Складывается впечатление, что с помощью придания закону обратной силы нас пытаются противопоставить России, Украине и мировому сообществу в целом, поскольку такого рода изменения отвергаются на уровне ООН. Одна из возможных целей подлинных авторов данной политической комбинации – вызвать недовольство со стороны нашего российского союзника и ослабить поддержку Приднестровья Москвой.
Чтобы в этом убедиться, следует напомнить, что российское право в разные времена крайне отрицательно относилась к подобным мерам. Так, правило об «обратном бессилии закона» было сформулировано еще в законодательстве Екатерины II и с тех пор последовательно проводилось в жизнь. Оно было включено в Основные законы: «закон действует токмо на будущее время; никакой закон не имеет обратного действия и сила оного не распространяется на деяния, совершившиеся до его обнародования». Р.З.Лившиц в «Теории права» подчёркивает: «Общим является правило: закон обратной силы не имеет. Это правило придает определенность и стабильность общественным отношениям». Профессор Н.С.Таганцев в труде «Русское уголовное право. Лекции. Общая часть» (Москва, 1994) указывает: «К преступному деянию может быть применяем только закон, действовавший в момент его учинения… Закон новый, более строгий, не распространяется на прежние деяния». А.И.Бойцов пишет: «Связанность верховной власти ею же принятыми законами — неотъемлемый признак цивилизованности государства. Придание обратной силы закону, устанавливающему преступность или усиливающему наказуемость, под предлогом политической (уголовно-политической) целесообразности открывает широчайшие возможности для произвола».
Не приходится сомневаться, что в неизбежной пропагандистской атаке на ПМР с целью дискредитации нашей Республики будут приведены примеры из истории. Дело в том, что в фашистской Германии, отказавшейся от всех принципов демократии, исходили из того, что в случаях, когда законы, усиливающие наказание, целесообразны, против придания им обратной силы трудно возражать. Исследователь М. Д. Шаргородский указывал на большое количество таких законов фашистской Германии, имевших обратную силу.
К сожалению, подтверждается предположение, в соответствии с которым данный законопроект может быть направлен на устранение с общественно-политической арены защитников ПМР и всех активных сторонников независимости республики и противников национализма. Так, после придания закону обратной силы, согласно российским источникам, в ФРГ проводятся массовые судебные процессы в отношении граждан бывшей ГДР, осуществлявшими свою деятельность в строгом соответствии с действовавшим в тот период законодательством. В Латвии были привлечены к уголовной ответственности более 100 бывших сотрудников органов НКВД—МГБ—КГБ СССР, партийных, государственных, общественных деятелей, сотрудников правоохранительных органов в связи с выполнением ими служебных обязанностей в советский период по защите Советского Союза и его интересов.
Следует ещё раз напомнить, что специальный представитель президента ПМР в РФ М.Бергман 31 августа 2012 года в газете «Московский Комсомолец» фактически поставил вопрос о реабилитации террористической группы «Бужор» во главе с И.Илашку, заявив, что данное дело «полностью» сфабриковано Приднестровьем. Он прямо заявил, что террористы «обращаются к президенту с просьбой пересмотреть свое дело». К этому следует добавить, что судебный процесс по делу группы «Бужор» состоялся как раз в 1993 году, с которого данный законопроект предлагает отсчитывать ответственность за ряд тяжких и особо тяжких преступлений. Можно прогнозировать, что в случае придания закону обратной силы противники ПМР попытаются реабилитировать группу «Бужор», добиться суда и обвинительного приговора для всех связанных с «делом «Бужора» государственных служащих ПМР и дискредитировать Приднестровскую государственность, возникшую, по их мнению, в результате фабрикации дел и репрессий против «патриотов единой Молдовы» и Румынии. Таковым и будут представлены унионисты И.Илашку и его сообщники-террористы.
Кроме того, если ПМР реально намерена гармонизировать своё законодательство с российским, а также учитывать принципы международного права, принятие данных поправок прямо противоречит этому курсу. К тому же в условиях своей непризнанности ПМР крайне уязвима, и для неё принятие таких изменений в УК очень опасно.
Логичнее было бы отказаться от их принятия и ввести в Конституцию ПМР положение, содержащееся в ст.54 Конституции РФ, согласно которому закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет.
С уважением, А.М.Сафонов, политолог
Член Правительства ПМР в 1991-1992 годах
23 марта 2013 года