НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Мариан Лупу приглашает Дмитрия Рогозина сыграть в боулинг. В расширенном формате…

Политика // 08:57, 13 ноября 2012 // 1407

ИА «Лента ПМР» публикует интервью спикера парламента Молдовы, лидера  Демпартии РМ Мариана Лупу.

На этой неделе Молдову посетит российский вице-премьер Дмитрий Рогозин. Переговоры московского эмиссара, с предельно высоким статусом и полномочиями, с молдавскими и приднестровскими коллегами будут явно не легкими. Но господин Рогозин известен как «человек боя», и к трудностям ему явно не привыкать. Мариан Лупу, председатель молдавского парламента и лидер Демпартии, готов предложить Дмитрию Олеговичу не только официальную встречу, но и популярную нынче в цивилизованных странах встречу «без галстуков». Более чем уверен, что это может быть не менее интересным зрелищем, чем предстоящая экскурсия по паркам Тирасполя на добротных велосипедах… 

Корр: Уважаемый Мариан Ильич! Позвольте начать нашу беседу с горячих новостей. В эти дни в Кишиневе и в Тирасполе, каждый со своей колокольни, ожидают визита в наш регион вице-премьера России Дмитрия Рогозина, курирующего в правительстве РФ приднестровскую тематику. Недавно в прессу просочились любопытные сведения о том, что очаровательная Нина Штански, глава приднестровской дипломатии, предложила господину Рогозину, в контексте укрепления контактов и личных отношений, так сказать, «на свежем воздухе» совершить велосипедную прогулку. Наверное, по набережной Днестра. А что в плане укрепления доверительных отношений и неформальных бесед предложил бы господину Рогозину Мариан Лупу?

М.Лупу (улыбается):  Хороший вопрос! Я пригласил бы господина Рогозина на неформальную встречу, ну, например, сыграть в боулинг. Правда не только со мной и с коллегами из молдавского парламента, а в несколько расширенном формате. Скажем, хотел бы видеть на этом мероприятии  Михаила Бурлу и его коллег из приднестровского Верховного Совета, послов государств, участвующих в переговорном процессе формата «5+2» и др. Убежден, что такой формат пошел бы на пользу всем. Ведь все мы в идеале стремимся к одному и тому же – к практическому преодолению последствий конфликта на Днестре. Не я придумал отличную формулу: личные и доверительные контакты имеют первостепенное значение для установления взаимного уважения и доверия.

Корр: Коль скоро мы затронули тему преодоления последствий противостояния на Днестре, не кажется ли Вам, что без реальной заинтересованности руководства Российской Федерации в том, чтобы разморозить ситуацию в нашем регионе, дело не сдвинется с мертвой точки,  и все будет и дальше вращаться вокруг обсуждения каких-то малозначительных переговорных тем?

М.Лупу: Что касается самого конфликта - я убежден, что его причинами стали не этнические, религиозные и языковые противоречия между людьми, которые веками жили в мире и согласии на обоих берегах Днестра. Конфликт возник на разломе исчезновения Советского Союза  и появления чего-то нового, совершенно непонятного, неизведанного. Социализм испарился, а что пришло взамен? Кто к подобному оказался готов? Явно не молодые политические элиты на постсоветском пространстве. Ведь полыхнуло не только у нас. Вспомните Нагорный Карабах, Грузию, конфликты в Казахстане, Узбекистане, недавняя череда госпереворотов в Киргизии. Вышеперечисленные факторы, прямое и косвенное участие главных геополитических соперников по временам «холодной войны» в событиях на постсоветском пространстве, в том числе и в нашем регионе,  позднее и определили оптимальный переговорный формат «5 + 2», который сегодня является единственно возможным. Конечно, необходимым условием преодоления последствий конфликта является добрая воля Кишинева и Тирасполя. Это важный фактор, но этого не достаточно.
Должен со всей ответственностью заявить, что я отвергаю все так называемые «планы урегулирования», содержащие элемент территориальных потерь или «обменов». Это никчемные и опасные утопии, поскольку они подпитывают радикально настроенных политиков и в Кишиневе, и в Тирасполе, не говоря уже о Москве или Бухаресте. Все серьезно мыслящие люди, понимающие взаимосвязь установившейся в Европе системы безопасности,  отдают себе отчет в том, что любые сдвиги в нашем сложном, многонациональном, многоконфессиональном регионе, где границы проложены по итогам Второй мировой войны, могут вызвать непредсказуемую цепь конфликтных ситуаций. Так называемый «эффект домино». Эта потенциальная угроза стабильности на границе Евросоюза прекрасно осознается нашими внешнеполитическими партнерами. Серьезно к ней относятся в Брюсселе, в Москве, в Киеве, в Вашингтоне. В Бухаресте  та часть политического класса, которая не занимается спекуляциями на разного рода ностальгических эмоциях «образца 1918 года»,  также настроена на сохранение  территориальной целостности Республики Молдова. Что касается позиции руководства Российской Федерации, то я полагаю, что в начале прошлого десятилетия эйфорическая поспешность в подходе к решению приднестровской проблемы отбросила всех нас далеко назад. Что я имею в виду? Когда разрабатывался тот самый «план Козака», то это делалось  чуть ли не секретно. Такая келейность, закрытость информации от общества, считаю, не допустима в современном мире. Мы знаем, что переговорный процесс имеет свою логику,  и особенность этой логики состоит в том, что если «экватор» пройден, то возврата уже быть не может. Движение продолжается только вперед до полного завершения всего процесса. Тогда же, в 2003 году, не открывая карт обществу, переговорщики умчались очень  далеко вперед, увлеклись настолько, что когда надо было завершать дело, молдавская сторона вдруг резко сдала назад. Оказалось, что мы не были готовы подписать итоговый документ. Если бы еще в начальной фазе подготовки документа всё было отработано до мелочей, если бы документ увидели широкие слои общественности, если бы он прошел всестороннюю экспертизу всех геополитических игроков, возможно, такого фиаско на уровне международного скандала и не произошло бы. И не сорвался бы визит Владимира Путина в Кишинев…
В  «плане Козака» есть немало интересных мыслей по статусу Приднестровского региона. Ни для кого не секрет, что сегодня Москва оказывает Тирасполю политическую, дипломатическую, финансовую и моральную поддержку. Между тем, на левом берегу Днестра тоже есть свои большие проблемы и в экономической, и в финансовой, и в социальной сферах. Насколько мне известно, процесс миграции населения из Приднестровья принял весьма угрожающий для демографии региона характер. Я не говорю о том, что у нас, на правом берегу, ситуация намного лучше. Но это общая для Кишинева и Тирасполя проблема. И решить ее мы можем только лишь вместе.
Только работая вместе над диверсификацией экономики и привлечением серьезных инвестиций, как на правый, так и на левый берег Днестра, мы приостановим эту катастрофическую миграцию активного населения за пределы страны. Поэтому, опираясь на существующий переговорный формат, надо сохранить имеющийся пусть малый, но все же позитив, и - двигаться вперед! Приднестровье должно получить свой особый статус. Его определение зависит от практической работы всех участников переговорного процесса. Нужно сделать так, чтобы проекты статуса Приднестровья широко обсуждались во всех слоях общества, и в Кишиневе, и в Тирасполе. Нужно идти на компромисс, находить его, несмотря на все препятствия объективного и субъективного характера и двигаться, двигаться вперед! Абсолютно уверен в том, что решение, исключающее варианты территориальной разобщенности,  рано или поздно будет найдено. Повторюсь - я в этом абсолютно убежден!

Корр: Территориальная целостность увязывается в основных аспектах с темой государственности Республики Молдова. В последнее время как-то уж очень шумно стало от тех, кто полагает факт обретения Республикой Молдова независимости и государственности ошибкой истории. Акции и марши радикалов, направленные на то,  чтобы спровоцировать у населения пессимизм и несуразные фобии,  подрывают основы гражданского мира и согласия в нашем обществе. В чём, на ваш взгляд, сегодня сила и слабость молдавской государственности?

М.Лупу: Для меня лично нет никаких сомнений в правомочности государственности Республики Молдова. Однозначно – государственности быть! Это и позиция председателя Парламента, и руководителя партии, и, лично,  Мариана Лупу, как отца двоих детей и гражданина РМ. Никаких повесток дня по вопросам, предлагаемым радикалами всех оттенков и мастей, педалирующих разделение, дезинтеграцию, присоединение Молдовы  к кому-либо или куда-либо быть не может!
Во-первых, потому что наша государственность опирается на важные факторы внешнего, международного порядка. Нет ни одного серьезного геополитического игрока, который бы выступал за устранение Республики Молдова как государства. Мы уже члены клуба ООН и других признанных международных институтов.
Во-вторых, государственность Молдовы - краеугольный камень коллективной системы безопасности в нашем сложном регионе. Разрушать эту систему сегодня никто не намерен. Слабость же государственности Молдовы – в экономической неразвитости инфраструктуры страны. Демография и социальное обустройство общества тоже вызывают серьезные опасения. Нужно от политической трескотни и радикальной эпатажности переходить к реальной экономике. Необходимо привлекать серьезные инвестиции в развитие отечественной промышленности. Наша экономика должна быть диверсифицирована. Будут оплачиваемые на должном уровне рабочие места – процесс миграции замедлится и со временем будет остановлен. Качественное укрепление государственности зависит именно от этого.
Важно и то, что у наших граждан отчетливо и активно формируется самосознание государственности Республики Молдова как мультикультурного общества, продолжающего традицию государственности, начатую еще в XIV веке. Не многие народы, пройдя сложный исторический путь, дожили до собственной, современной государственности. Мы наследуем этот дар исторической судьбы – государственность Молдовы! В стране очевиден прогресс в развитии гражданского общества, которое не склонно делиться по этническому или политическому признаку. Проблемы искоренения коррупции, соблюдения прав человека, доступа к информации, социальных гарантий, охраны окружающей среды одинаково близки всем гражданам Молдовы. Наши граждане и есть главный гарант, и фактор укрепления основ этой государственности.

Корр: Значительная этническая группа граждан Молдовы представлена теми, кто идентифицирует себя с украинском этносом. Исторические контакты молдаван и украинцев насчитывают уже не одно столетие. Общие судьбы и трагедии со времен средневековья до периода коллективизации и жуткого голода первой половины XX века сближают народы Украины и Молдовы. Что будет дальше? Как увеличить КПД наших отношений с «незалежной» и «самостийной» до 100%?

М.Лупу: Да, следует признать, что являясь стратегическим партнером Молдовы по всем позициям,  Украина и впредь должна нами так и рассматриваться. С максимальным внешнеполитическим вниманием и высоким уровнем доверия. За более чем двадцать лет независимости у нас были различные периоды, во время которых отношения то динамизировались, то скатывались в определенный застой. После 2010 года удалось этот застой преодолеть. Оказалось, что накопилось множество проблем и вопросов, для которых ранее почему-то не находилось ни времени, ни политической воли их решить.  Мы установили личный контакт с первыми лицами Украины. Последовали официальные визиты в Киев. Были подняты острые и непростые проблемы, которые не решались десятилетиями. К примеру: пакет решений по нашим общим границам, в том числе и на приднестровском участке, проблема Новоднестровской ГЭС, тема нашей собственности на территории Украины – и все это пришло в движение! Украина увидела, что с Молдовой можно решать проблемы. Доверие  между Киевом и Кишиневом значительно окрепло. Можно сказать, что благодаря проделанной работе, мы вышли на начальный этап качественно иного, по сравнению с прошлыми временами, диалога. Да, предстоит еще много работы и  по линии  межправительственных, и межпарламентских связей. Мы сотрудничаем с Украиной и в общем для наших стран процессе евроинтеграции. Напомню, что Украина участвует в процессе приднестровского урегулирования в формате «5+2». Мы жизненно заинтересованы в интенсивном сотрудничестве с нашим соседом.  Ведь добрососедские  отношения являются гарантией стабильности и мира в регионе. Кроме того, молдавская диаспора является самой многочисленной на территории Украины. Мне довелось встречаться с нашими людьми, этническими молдаванами, на Украине, и скажу следующее: они настоящие патриоты двух стран -  Украины и Молдовы! От этого выигрывают все. Не скрою: у нас есть обширные планы расширения сотрудничества с нашим восточным соседом,  и есть самые серьезные намерения и политическая воля эти планы претворить в жизнь.
Корр: Демократическая партия Молдовы, председателем которой вы являетесь,
выступает с позиций левоцентристского взгляда на решение проблем, стоящих перед страной и обществом. Вместе с тем, Демократическая партия,  несмотря на все усилия, еще не стала значительной центристской силой и вынуждена пребывать в состоянии постоянного давления с правого и левого флангов. В то же время общество находится в ожидании игрока, которому будет под силу прекращение политической войны и разведение радикалов правого и левого толка на позиции, где их влияние на умы и настроения наших граждан будет сведено к минимуму. Если не секрет, что предполагается сделать для укрепления статуса Демократической партии, как мощного баланса в центре отечественного политического спектра?

М.Лупу: В своём партийном строительстве, мы ориентируемся на развитие Демократической партии, как политической силы левоцентристского толка, притягательной для интеллигенции, людей с определённым уровнем инженерно-технического мышления, для студенческой молодёжи и выпускников ВУЗов, у которых есть политические амбиции.  В развитии Демпартии, как мощной силы политического центра, заложен не только узкопартийный интерес. Расширение политического центра и его влияние на общество открывает путь, ведущий к ослаблению крайне правых и левых радикальных политических групп.
       Мы отдаем себе отчет в качественном составе политического поля Молдовы, и мы видим, что это поле сегодня в значительной степени является полем противостояния, но не полем созидания. У нас в Демпартии созрело и сформировалось понимание необходимости предложить молдавскому обществу позитивный и динамичный путь развития страны. Ведь давайте посмотрим на ситуацию без идеологических штампов. Крайние радикалы не являются доктринальными идеологическими группами. Главная их задача – создать образ врага, нацелить на этот образ какую-то часть общества, постоянно поддерживать состояние вражды с помощью разного рода страхов, стереотипов, откровенных инсинуаций. Мы видим, что одни из них эксплуатируют образ Румынии, как враждебного Молдове государственного образования, другие – все наши беды и проблемы валят на Россию. Парадоксально, но эти фобии, даже на фоне социально-экономических проблем Молдовы, находят отклик в определенных кругах населения, хотя, что откровенно радует, не шибко проявляют тенденции к распространению.
       Опасность подобных фобий, о которых я упоминал чуть выше, в том, что, как мы уже видели на примере минувших событий в Кагуле и в Бельцах, две относительно небольшие группы радикалов способны вызвать большие возмущения в обществе. Конечно, намного проще призывать людей к неповиновению, возбуждать в них отрицательные эмоции, воздействуя через рефлексы страха и неуверенности. И куда как сложнее работать в позитивном ключе, формировать климат доверия, конструктивизма и сотрудничества.
        Жизнь доказала - самым стабильным в любом обществе и, главное, склонным к позитивному и конструктивному диалогу, является средний класс. Объективно в Молдове численность среднего класса невелика. Бедность угнетает население страны. Поэтому Демократическая партия видит своей программой создание таких условий, при которых численность среднего класса увеличилась бы в разы.
     Мы не делим людей по национальному признаку. Консолидация страны - в развитии гражданской молдавской нации. Мультикультурность, толерантность, трудолюбие – всё это уже заложено в генотипе молдавского народа. Если нам удастся увести людей с политических баррикад и вовлечь их в инвестиционные, экономические, сельскохозяйственные, социальные, экологические проекты, то это будет большим успехом не только Демпартии, но и всего общества в целом!  Надо снять с повестки дня споры о языке и идентичности. Мы исповедуем принцип свободы выбора, при уважении к Конституции и законам Молдовы.
         Я уже говорил выше, что лучшим укреплением государственности будет развитие экономики и создание благоприятного инвестиционного климата. Развитие и расширение среднего класса послужит качественному улучшению и уровня политической культуры. Через своих представителей Демпартия уже реализует широкую программу привлечения прямых инвестиций в экономику Молдовы. Могу привести удачный пример германского инвестора «Драгселмайер», который открыл предприятие по производству кабеля для автомобилестроения. Запустив этот проект в Бельцах, мы получили 5 тысяч новых рабочих мест и развитие инфраструктуры северного региона нашей страны. В наших планах есть ещё несколько подобных проектов, которые призваны обеспечить рабочими местами и достойным заработком граждан Молдовы.
         Команда Демпартии стремится к тому, чтобы изменился и образ мышления нашего гражданина. Для этого, конечно, он должен чувствовать, что государство воспринимает его не как бедного родственника, а как достойного и уважаемого партнера. Мы в Демпартии подготовили без суеты и спешки, без политической трескотни и самолюбования, проект изменения системы индексации пенсий. Наши эксперты работали над этим проектом два года, и суть его состоит в том, чтобы отойти от уравнительной системы индексаций, и повысить уровень начисления для тех получателей пенсии, которые не превышают уровень прожиточного минимума.  Работа предстоит еще немалая, но пора закругляться с политической войной и сотрясениями воздуха. Надо браться за решения наиболее важных и щепетильных социально-экономических проблем.
          По линии Демпартии нам удалось выйти на доверительный диалог и с представителями здоровых политических сил другого нашего соседа - Румынии. Опять же, возвращаясь к теме укрепления государственности, должен сказать, что проведена большая работа по подготовке Договора о границе с Румынией. В ближайшее время он будет вынесен на ратификацию Парламентом. Тем самым, мы – демократы, не кричим громче всех о себе, как о патриотах, но пытаемся по мере наших сил и возможностей работать в направлении укрепления государственности Республики Молдова.

Корр: Молдова – страна, не обладающая богатыми природными ресурсами, ценными минералами, обширной территорией. Главное богатство нашего государства – это его люди. Ведущие аналитики прогнозируют, что  в ближайшие 20 лет основным фактором влияния на развитие страны будет ее креативный класс и качество получаемого образования. Мариан Ильич, наша система образования, как мне кажется, сегодня не готова к тому, чтобы формировать и образовывать отвечающую требованиям времени личность.  Ваш взгляд на проблему:  что нужно сделать, чтобы ситуация в этой чрезвычайно важной для нас области изменилась к лучшему?

М.Лупу: Сегодня мы находимся в переломной точке осознания многих проблем и вызовов: и геополитических, и политических, и экономических, и, в том числе, образовательных. Считаю, что назрели серьезные структурные реформы во всей системе отечественного образования. Увы, наша система образования оказалась не готова к «механическому» переносу единой Европейской образовательной системы. Тем более, что внедрение в Молдове той же Болонской образовательной системы происходило «механически», без учета возможностей и потенциала материальной базы наших учебных заведений и менталитета наших преподавателей, учеников и студентов. В итоге, мы невольно дискредитировали действующие в Европе методы организации процесса обучения, а с другой стороны, понизили качество знаний, которые должны усваивать наши ученики и студенты.
       Сегодня мы видим серьезное падение качества образования в Молдове. Также мы замечаем перенасыщенность родного государства высшими учебными заведениями. Я ничего плохого не вижу в том, чтобы создавать новые университеты, но сегодня в нашей стране их уж слишком много. Это при том, что бюджет страны сегодня не в состоянии полностью финансировать даже государственные ВУЗы.  Коммерциализация системы образования тоже не в лучшую сторону повлияла на общий уровень подготовки наших учеников и студентов. Диплом об окончании высшего учебного заведения, особенно государственного, не должен быть предметом купли-продажи. Ни при каких обстоятельствах! На уровне государственных структур и законодательного органа мы должны продумать такую реформу образования, которая адекватно отвечала бы потребностям и времени, и нашего рынка рабочей силы, возможностям финансирования государственных ВУЗов и внедрения очень жёстких стандартов качества в сфере образования.
        Студент высшего учебного заведения должен оцениваться по его практической готовности к эффективной трудовой деятельности. Сейчас готовится новый Кодекс об образовании. Скоро он будет представлен на рассмотрение Парламенту, и будем его обсуждать так долго и скрупулёзно, как будет необходимо, с перспективой создания в Молдове современной системы качественного и профессионального образования. Развитие страны и ее политический, экономический и социальный климат в ближайшие десятилетия будут зависеть исключительно от качества человеческих ресурсов. Я в этом абсолютно уверен!
        Я также верю в то, что народ Молдовы найдёт силы и мудрость, чтобы преодолеть все трудности, сплотиться вокруг идеи государственности и обустроить жизнь у себя дома на уровне самых высоких европейских стандартов.

 

    Беседовал Михаил Лупашко,  Noutati.md

 

Школа развития Дмитрия Соина

яркая возможность личностного роста

и самосовершенствования.

Не упустите свой шанс!

 

http://www.tisam.ru/about.php

Skype: shkola-razv