В настоящее время в Приднестровье идет активная дискуссия на предмет того, по какой системе следует избирать депутатов всех уровней, а также по вопросу назначения или избирания глав госадминистраций городов и районов. Специально для ИА «Лента ПМР» свой взгляд на эту проблему изложил парламентарий, лидер НДП «ПРОРЫВ!» Дмитрий Соин.
В частности он сказал следующее: «Выражаю убеждение в том, что наиболее оптимальным путём реформирования избирательной системы Приднестровья является путь к переходу на пропорциональную или партийную систему выборов. Свою позицию обосновываю несколькими основными причинами: первая заключается в том, что гармонизируя приднестровское законодательство российским, мы должны также перейти и на существующую в России пропорциональную систему выборов всех уровней. Вторая причина коренится в том, что в большинстве наиболее политически и экономически развитых европейских государств, с высоким уровнем доходов и низким уровнем коррупции, представлена пропорциональная (партийная) избирательная система.
Однако с учётом того, что в течение двадцати лет в Приднестровье существовала мажоритарная избирательная система, предлагаю данный переход осуществлять поэтапно. На первом этапе наиболее целесообразным видится принятие смешанной системы выборов, когда половина депутатов будет избираться по одномандатным округам, а вторая – по партийным спискам (по единому территориальному избирательному округу). В контексте этого, считаю продуктивным увеличить общее число депутатов Верховного Совета до пятидесяти одного человека в парламенте следующего созыва. Такое решение создаст оптимальную конфигурацию выборов и позволит парламенту работать в более качественном и динамичном режиме. В таком случае 23 депутата могли бы избираться по одномандатным округам и, соответственно, 28 по партийным спискам.
В настоящее время ряд комитетов Верховного Совета ПМР насчитывает всего от 4 до 5 депутатов, что явно недостаточно для полноценной работы. Для сравнения, парламент Молдовы насчитывает 101 депутата. В контексте этого увеличение депутатского корпуса до 51 человека не нанесёт какого-либо ущерба бюджету и экономической безопасности страны, но позволит более продуктивно вырабатывать, необходимые обществу законы. Относительно профессиональности будущего парламента считаю, что таковым он может быть с того момента, когда выборы будут полностью проходить по пропорциональной (партийной) системе. До этого времени предлагаю, чтобы депутаты, избирающиеся по партийным спискам, в обязательном порядке были на профессиональной основе, а депутаты, избирающиеся по мажоритарным одномандатным округам, имели бы право выбора – работать либо на профессиональной основе, либо на непрофессиональной свободной основе.
Относительно выборов в местные советы – полагаю, что политические партии также должны принимать в них участие. Поэтому следующие выборы представительных органов власти следует проводить по смешанной системе. С одной стороны, это позволит избирателю иметь конкретного депутата на своём округе и требовать от него защиты своих прав и интересов, а с другой – позволит партиям презентовать свои локальные программы и нести ответственность за жизнь населённых пунктов Приднестровья. Наличие смешанной системы на местном уровне повысит ответственность властей перед избирателями и создаст своеобразную страховку для граждан, в случае если депутат одномандатник по той или иной причине перестанет качественно выполнять свои депутатские обязанности. Партии заинтересованы в создании своего положительного имиджа и в установлении прямых связей с населением, для чего открывают свои общественные приёмные на избирательных округах и, соответственно, могут внести существенный положительный вклад в повышение жилищно-коммунального и социального уровня избирателей на городском и районном срезе.
Кроме того, целесообразным является и проведение единого дня голосования на территории Республики. С одной стороны – это позволит сэкономить существенные финансовые ресурсы, а с другой – дисциплинирует кандидатов в депутаты, которые не будут перескакивать из одного представительного органа в другой, – законодательный, исходя из сиюминутных настроений. То есть каждый кандидат в депутаты должен будет для себя чётко определить, в какой орган власти он все-таки идёт, в местный совет или в Верховный Совет Приднестровья?!
Также полагаю, в контексте этого, важным и крайне необходимым изменение порядка назначения глав государственных администраций городов и районов ПМР. Считаю, что административный метод назначения данных должностных лиц себя изжил. Сегодня граждане хотели бы напрямую, посредством голосования, определять кто мог бы более эффективно управлять их городом или районом. Поэтому предлагаю внести изменения в Конституцию ПМР и перейти к избранию глав городов и районов путём прямого голосования. Это существенно повысит ответственность городских властей перед избирателями.
С учетом актуальности поднятых вопросов, предлагаю принимать изменения в избирательную систему Приднестровья ускоренными темпами», – подчеркнул в заключении Дмитрий Соин.