iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Дмитрий Соин: Молдо-Приднестровская нищета и Дублинские перспективы

28 февраля в столице Ирландии состоялось очередное заседание Постоянного совещания по политическим вопросам молдо-приднестровского урегулирования в формате “5+2”. Напомним, что в этом формате Приднестровье и Молдова – стороны переговорного процесса; Россия, Украина и ОБСЕ – посредники; ЕС и США – наблюдатели. Накануне данного события и в последствии по существу вопроса появились многочисленные комментарии экспертов и политиков, как позитивного, так и скептического свойства. В контексте этого поделюсь своими мыслями о текущем состоянии и перспективах разрешения застарелого противостояния Кишинева и Тирасполя. Даже поверхностный анализ ситуации  в зоне молдо-приднестровского конфликта демонстрирует тупиковость и неубедительность любых попыток ускорить его урегулирование. Тем более маловероятным видится решение вопроса на основе реинтеграции бывшей МССР. Слишком долго две части созданной по воле Сталина Советской Молдавии  существовали не просто раздельно, но и враждебно друг по отношению к другу.
Дело в том, что за последние 22 года, Республика Молдова и Приднестровская Молдавская Республика, развивались, по сути, по противоположным  траекториям движения. Республика Молдова строилась, как этнократическое государство, ориентированное в первую очередь на Европу в целом, и Румынию в частности. Как и в любом этнократическом государстве, на первый план в Молдове, всегда выставляется проблематика титульного этноса, функционирует лишь один государственный язык, а вопросы национальных меньшинств, как правило, являются периферийными. Именно зоологический национализм первых лидеров независимой Молдавии дал мощный толчок народно-освободительной борьбе в Приднестровье, которая завершилась созданием собственной республики. Противоречия Кишинева и Тирасполя усиливались еще и тем, что с точки зрения геополитической ориентации, Молдова с момента провозглашения независимости, всегда была устремлена своими взорами в сторону Румынии и Европы. Это проявилось даже в выборе национальной символики. По сути румынский, и современный молдавский флаги ничем не отличаются друг от друга, за исключением того, что на флаге Республики Молдовы изображён ещё и герб страны. Но он, как это показали события апреля 2009 года, достаточно легко срезается и полотнище мгновенно превращается в знамя Румынской республики. К тому же Молдова приняла на вооружение существующие в Румынии стандарты и в сфере образования, и в социальных, и в политических областях. Граница между Румынией и Молдовой практически открыта, а деятельность правительственных (включая силовые органы) структур координируется из единого центра в Бухаресте.  По разным оценкам около миллиона жителей РМ приняли гражданство Румынской Республики. Степень межгосударственной диффузии уже такова, что в Молдове презентуются и пользуются широкой популярностью СМИ Румынии, а филиалы политических партий этой страны свободно регистрируются минюстом Молдовы. Таким образом, геополитический проект мягкой интеграции двух стран входит в предкульминационную стадию и является вполне реальным и в каком-то смысле оптимальным для РМ.  Во всяком случае в нем видна дорожная карта Кишинева в Евросоюз. Тем более, что под этим есть мощная культурно-историческая и экономическая мотивация. Румыния член Евросоюза и более развита, чем Молдова. А единый язык и общая история естественным образом дополняют общий прорумынский крен Кишинева.
На этом фоне Приднестровье всегда держало курс в Восточном направлении. Как мультинациональная, основанная на гражданской идентификации  страна, Приднестровская Республика приняла три государственных языка. В стране, в государственной сфере и в личных отношениях всегда подчёркнуто демонстрировался позитивный интернационализм. Это когда при приёме на государственную службу и при продвижении по карьерной лестнице не учитываются национальные признаки, а делается ставка на профессиональные качества человека. С точки зрения геополитики, Приднестровье чётко привязано к России. Да, велика роль и соседки Украины, без которой ПМР не смогло бы жить  и выживать, так как единственная граница, которая у нас имеется на восточном направлении – это её граница. Треть населения республики, – этнические украинцы, сильно и культурное влияние Киева на Приднестровье. Но, тем не менее, роль России, несомненно, гораздо более высока и значима. Она во многом определяется военно-стратегическими и социально-экономическими обстоятельствами. Давайте не забывать о том, что в 1992 году именно Россия и Российские миротворцы остановили бойню на берегах Днестра. Восстановленный ими мир существует уже более 20 лет и это очень значимо для всех здравомыслящих людей и в Приднестровье и в Молдове.   В экономическом отношении и это не секрет, Россия поддерживает Приднестровье энергоносителями. Причём, речь идёт о многомиллионных косвенных субсидиях. С «газового счёта»,  гасится львиная доля расходов в  бюджетной сфере и выплачивается пенсионное обеспечение приднестровцев. Более того, Россия целевым образом поддерживает пенсионеров знаменитой 15-ти долларовой  надбавкой, средства на которую выделяет правительство Российской Федерации. Данную  надбавку получают все приднестровские пенсионеры независимо от их национальности и гражданства. В Приднестровье, этот очень великодушный гуманитарный поступок Москвы, очень высоко ценится. Та же Россия продемонстрировала нам самые успешные региональные инвестиционные проекты. В частности, речь идёт о расположенном в Рыбнице Молдавском металлургическом заводе, о Днестровской ГРЭС,- самой крупной в юго-западной части бывшего СССР тепловой электростанции и ряде других производств.
Россия поддерживает нас на  мировой арене. Фактически она выступает нашим адвокатом на различных международных площадках, где обсуждается судьба региона и всё это в совокупности, наряду с мощными социокультурными, историческими и кровными связями, очень мощно магнитит Приднестровье к Российской Федерации. Поэтому геополитические маршруты  Кишинева и Тирасполя разнонаправлены и это очевидно всем независимым экспертам.
Мы уже не говорим о том, что даже приватизация в Молдове и   Приднестровье шла по разным моделям. В Молдове была боновая, похожая на ваучерную в России приватизация, а в  Приднестровье государственная распродажа промышленных объектов аукционного типа. И собственно говоря, даже  сегодня стоит вопрос, признает ли Молдова частную собственность предпринимателей на территории Приднестровья? Ответа пока нет.
 В контексте этого, конечно же, говорить о том, что урегулирование конфликта между Молдовой и Приднестровьем дело ближайшего времени достаточно легкомысленно. Тем более, что и Молдова и Приднестровье переживают тяжелейший кризис за весь период своего существования. Если мы затронем Молдову, то речь сразу пойдет о том, что более 2-х лет молдавское государство, молдавский политический класс не могут избрать президента страны, То есть, на лицо системный политический кризис. В Молдове, несомненно, имеет место и глубокий экономический кризис, падение уровня жизни, массовый отток населения, бегство граждан, как в Россию, так и в страны ЕС на заработки. Также высок уровень преступности и коррупции. Страна больна и это признают в самой Молдове.
Теперь возьмем Приднестровье: недавно произошла смена политического лидерства в республике, а связанные с этим кадровые пертурбации до сих пор лихорадят республику. Ситуация усугубляется тем, что по озвученной президентом страны информации, «растворился» золотовалютный резерв ПМР. Имеется огромная «дыра» в бюджете, – более 50 млн. долл. Если бюджетную прореху не залатать, то этой суммы будет недоставать, чтобы за целый квартал закрыть заработные платы бюджетникам и пенсии пенсионерам. Фактически в состоянии стагнации находится аграрно-промышленный комплекс ПМР. Крупнейшие предприятия республики, такие как Молдавский металлургический завод, до сих пор не могут начать работу  из-за сложностей внешнего характера. Падает покупательная способность населения. В новом году резко выросли счета на оплату коммунальных и жилищных услуг. Существенно возросли цены на весь спектр продовольственных товаров, медикаментов и товаров первой необходимости. Из-за резкого сокращения покупательной способности основной части населения, падает реализация в малом и среднем бизнесе, что влечет за собой приостановку деятельности предпринимателей, увольнение работников, падение отчислений в бюджет.
Внутриполитическая обстановка усугубляется тем, что нарастает политический конфликт между новым президентом Евгением Шевчуком и Парламентом страны, касающийся новых конституционных инициатив главы государства и ряда других законодательных споров. Сегодня мы наблюдаем процесс активного формирования политической и экономической оппозиции президенту Шевчуку. В свою очередь его команда, то же не сидит без дела и формирует свою политическую силу. В ближайшие дни будет учреждена пропрезидентская партия «Возрождение» и политическая конфигурация приобретет более четкие очертания. Но это будет формат острой политической конкуренции усугубляемой кризисными явлениями в экономике. Естественно, что ждать на этом фоне какой либо стабильности в ПМР не приходится.
 Таким образом, и Приднестровье и Молдова находятся в зоне жесткой социально-экономической и политической турбулентности. Состояние обеих стран можно охарактеризовать общим понятием: «нищета». Любая попытка свести воедино две нищих страны, сделает их еще более бедными и нестабильными. Во время встреч с представителями ЕС, я часто задаю им вопрос: готовы ли они финансировать урегулирование молдо-приднестровского конфликта, если речь будет идти не о десятках и даже не о сотнях миллионах долларов США, а о миллиардах. Ведь по расчетам нового президента Приднестровья Евгения Шевчука для того, чтобы Приднестровье просто задышало экономически, необходимы инвестиции на сумму не менее 2-х млрд. долларов США.  Это огромная сумма, притом, что Приднестровье около 3 млрд. долларов США уже задолжало Газпрому за поставляемые энергоносители и долг неуклонно растет. С учетом 70-ти процентного дефицита госбюджета положение выглядит неисправимым, а требуемая для возрождения Приднестровья сумма выходит на уровень 5-6 млрд. долларов США.  Мы видим, как Европа с огромным трудом помогает члену ЕС Греции, что уж тут говорить о Приднестровье, которое не входит в Евросоюз, и не попадает под европейские гарантии финансовой антикризисной помощи. 
Касаясь социально-экономической ситуации в РМ, то оно таково, что граждане Молдовы стремятся любыми путями вступить в гражданство ПМР  для последующего получения приднестровских пенсий. Так же стал популярен переезд из РМ в ПМР на ПМЖ, так как коммунальные услуги в Приднестровье существенно ниже. Это глубоко символично и характеризует состояние самой Молдовы, где пенсионеры чувствуют себя менее защищенными, чем в непризнанном Приднестровье.
В контексте изложенных выше тезисов все разговоры о любых формах немедленной реинтеграции РМ и ПМР лучше отодвинуть в сторону, как политическую фантастику и сконцентрироваться на реальных шагах, таких как повышение уровня жизни, политических и социальных свобод, борьбе с преступностью, коррупцией и чиновничьим произволом. Причем, как в Молдове, так и в Приднестровье. Если на обеих берегах Днестра существенно повысится качество жизни людей, изменится состояние социальной сферы и экономики, то это приведет и к изменению мышления. Может быть в таких условиях и возникнут какие-то продуктивные идеи по урегулированию молдо-приднестровского конфликта.
На сегодняшний день в гуманитарных целях мировое сообщество должно пойти на частичное признание Приднестровья. Речь может идти о так называемом экономическом признании. Международным институтам следует обеспечить промышленным агентам Приднестровья возможность свободно работать на мировых рынках без двойного таможенного обложения, которое существует сегодня, так как все грузы растамаживаются и затамаживаются через Кишинев, что увеличивает финансовую   нагрузку на аграрный и промышленный сектора Приднестровья. Со своей стороны мы должны делать ставку на развитие гражданского общества, независимых СМИ, партийной системы и общую европеизацию ПМР. Пример демократических реформ нам подает наш главный союзник и друг Россия. Причем это реформы, направленные на максимальную демократизацию российского общества, повышение роли политических партий и независимых СМИ. Следуя таким путем, мы можем прийти к тому, что действительно вопрос урегулирования молдо-приднестровского конфликта решится сам по себе, потому что об этом конфликте все просто забудут.