НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Европейский поезд для Приднестровья: мифы и реальность

Политика // 13:13, 1 февраля 2011 // 1333
altД. Соин: Добрый день. С вами «Разговор начистоту. Без цензуры». Буквально недавно сопредседатель ОБСЕ от Литвы озвучил мысль о том, что Приднестровье должно успеть «вскочить в свой вагон в поезде, который двигается в Европу». Сегодня мы будем об этом говорить с экспертом и журналистом, директором РИА «Днестр» Романом Коноплевым.

Роман, приветствую тебя на нашей программе. Сразу вопрос: можно ли сравнивать движение в сторону Евросоюза с движением поезда, и насколько реальным может быть предложение для Приднестровья получить свое место в одном из вагонов?  Или это все-таки в большей степени какой-то пропагандистский трюк?

Р. Коноплев: Мне кажется, что это больше метафора. Дипломат, который сделал данное заявление, прекрасно понимает, что ничего не произойдет ни за год, ни за два. Каких-то радикальных, мгновенных сдвигов быть не может. Надо попытаться представить, о чем могут говорить те же европейцы, и что хотим мы. Говорить можно не только о геополитических векторах, но и об  этнической, и лингвистической составляющей. Наверное, следует уделять внимание таким параметрам, как качество жизни, возможность добиваться какой-то гармонии внутри общества, в социальной сфере. То есть то, в чем ряд государств Евросоюза (так называемая Старая Европа) преуспели. У нас есть трудности, которые зачастую связаны с нашими собственными неурядицами, злоупотреблениями и т.д.  К примеру, Дмитрий Медведев недавно поднял тему клановости, коррупции как одну из проблем, мешающих  развитию РФ и ее евроинтеграции в таком виде, в котором российское общество ее видит и желает. То общество, которое постоянно бывает в Европе, принимает у себя людей из-за границы. В Приднестровье на самом деле подобная проблема не менее актуальна, то есть тема круговой поруки, замкнутости политического класса, несменяемости элит. Эти вопросы  являются довольно-таки болезненными, и зачастую на абсолютно разных уровнях это приводит к серьезным сбоям, на фоне которых, разумеется, регион кардинально проигрывает не только перед странами Старой Европы, но и восточно-европейскими государствами, такими как Чехия, Словакия, Румыния, даже Прибалтийским регионом и т.д. Приведу пару бытовых примеров. Мы живем в сейсмически опасном регионе: так сложилось, что осколки Советского Союза, где проблемы  идентичны, - Молдова, Приднестровье,  Украина (юг Украины - Одесская область). Здесь, когда появился новый класс «уважаемых людей»,  многие приняли решение не строить себе частные дома, а продолжать жить в многоквартирных. При этом они их расширяют, как угодно, в частности, разбивают стены. В Кишиневе, например, в одном доме просто снесли на первом этаже целый ряд стен, и на этом месте строят магазин. В Тирасполе происходят точно такие же вещи, как в Кишиневе и в Одессе. В России мгновенно нашли рецепт решения этой проблемы, хотя в центральной полосе РФ не бывает землетрясений.  Причем все очень серьезно: вплоть до уголовного преследования. В Приднестровье я буквально недавно столкнулся с такой ситуацией. Ко мне обратились тираспольчане и показали, как работает круговая порука: они дали мне документ, который, по сути, выглядел, как отписка из госадминистрации. Они несколько месяцев воевали со своими соседями (те делали незаконную перепланировку), и в результате руководство города ответило в очень вежливой форме британского протокола, что они обратили внимание на жалобы. Но все-таки жильцы получили право снести у себя в квартире значительное количество стен. Вот такая форма отписки: все согласовано, все шито-крыто. «Уважаемые люди» будут спать спокойно до тех пор, пока не произойдет землетрясение хотя бы в 3 балла. Будут проблемы и в Тирасполе, и в Кишиневе, и в Одессе благодаря тому, что система не налажена, не работает. Давайте рассмотрим и другие вещи. Вчера вечером мы все вспоминали о блокадном Ленинграде. По телевидению показывалось много фильмов о страшной трагедии бывшего СССР. Там жили люди разных национальностей, старики и дети. А  сколько там погибло человек?! Глядя на эти кадры, я вспоминал, как в прошлом году, так получилось, была череда похорон у нашей семьи. Учитывая наш теплый регион, когда начинается циклон дождей или оттепель, то на кладбище грязи по колено, и люди для того, чтобы похоронить своего близкого, надевают целлофановые пакеты на ноги (с такими пакетами на ногах в Европейский поезд уж точно не пустят… прим. ред.). Да, у «уважаемых людей» есть свои участки, прямо впереди кладбища, где все чисто. Я и в русской деревне был много раз,  и в украинской, но такого не видел. Мне это напомнило кадры блокадного Ленинграда.

Еще одна совсем свежая история. Все знают о том, что Россия перечисляет какие-то скромные, но, слава богу, что вообще помогает, средства нашим пенсионерам. Дедушке моей жены, которому 85 лет, в прошлом советский летчик, участник войны, чтобы получать эту маленькую надбавку от России, говорят: «Вы, пожалуйста, сходите к нотариусу, и пусть он удостоверится и выдаст вам документ о том, что Вы живой».

Д. Соин: Рома, я согласен с тем, что, как говорится,  дьявол всегда прячется в деталях. Эти примеры, которые ты привел, мне кажется, наглядно демонстрируют реальное состояние тех жизненно важных, близких и понятных простому гражданину проблем, затрагивающих все сферы нашей жизнедеятельности. Но можно ли говорить при этом о том, что мы в таком состоянии готовы присоединиться к европейским или другим поездам?

Р. Коноплев: Для того чтобы решить подобного уровня задачи, не требуется разрешение молдо-приднестровсого конфликта, интеграции и прочих вещей. Это задачи внутреннего характера. Некоторые из них достаточно сложные, как, допустим, в системе здравоохранения. Некоторые из них находятся на уровне городских властей, когда можно просто насыпать гравия на кладбище, чтобы люди не ходили по колено в грязи. Согласись: для этого не нужно подключать президентов Медведева и Януковича, и Барак Обама не должен спуститься на нашу грешную землю. Зная те трудности, которые есть внутри Евросоюза, мы можем у себя сами поднимать качество жизни, чтобы эти стандарты были сопоставимы. Это на самом деле гораздо важнее каких-то декларированных вещей, заявлений, «поездов», ступенек и всего подобного. В конце концов, важно то, с чем человек сталкивается каждый день. В ходе  переговорного процесса обе стороны говорят: «Мы хотим облегчить жизнь простых людей». Да пусть Молдова у себя этим и занимается: у них там точно таких же проблем пруд пруди. Им не мешает Приднестровье. Точно так же и ПМР. Когда будет подниматься качество жизни, это будет происходить и в соседних регионах, но пройдут, конечно, уже годы. Будет более-менее стабильная ситуация, изменится пограничный режим. Будет, как в Скандинавии: между Норвегией и Швецией автобусы ездят, не замечая границы. Никто никого не проверяет, не задаются вопросы: какой здесь национальности больше, а какой меньше, кто тут оккупант и т.д. Мне интересно: каково твое мнение  по поводу этой подножки последнего вагона?

Д. Соин: Вот ты заговорил о социально-бытовых аспектах, ведь в Европе этому уделяется огромное значение. Мы все знаем, как выглядят уютные небольшие городки в той же Германии, Скандинавских странах, Южной Европе. Да, там есть свои проблемы: очень сложные межнациональные конфликты в связи с миграцией из арабских стран, Турции, африканских государств. Присутствуют религиозные проблемы: это конфликт между коренным христианским населением и прибывающим мусульманским. Но при всем этом моменты, связанные с благоустройством, комфортностью для живущих там людей, у европейцев на первом месте. В этом отношении мы, если и можем прыгать на какую-то подножку «европейского поезда», то только в качестве зайцев-безбилетников, потому что билеты туда нам не продадут.  Второй момент сводится к тому, что Приднестровье на самом деле уже едет в определенном геополитическом поезде – это российская транзитная линия. Мы в 2006 году проголосовали за поэтапное присоединение к Российской Федерации, обозначив главный вектор нашего внешнеполитического развития. Я считаю, что наша направленность на Россию не противоречит никакому общеевропейскому тренду, тенденции, потому что сама по себе РФ не отказывается от пути в сторону Европы. Более того, судя по конкретным действиям того же Медведева, Путина и других представителей российской элиты, видно, что Россия себя рассматривает в общеевропейском контексте.

Если взять Молдову и Приднестровье, то,  допустим, молдавский вагон находится  за Прутом. Главный европейский адвокат РМ - это, конечно, Румыния. Тут можно долго спорить о том: хороша Румыния или плоха, но есть определенные геополитические реалии. Наш европейский адвокат - это Россия. Если мы говорим об интеграции Приднестровья в Европу, мне кажется, что мы на верном пути, так как это путь и Российской Федерации. Для того чтобы войти в Европу, Россия модернизирует политическую систему, активизирует гражданское общество, наращивает потенциал и роль политических партий, стимулирует развитие независимых масс-медиа. Это встречает сопротивление определенных чиновничьих кругов, но, тем не менее, процесс идет.  Второй момент – в России по телевидению практически каждый день демонстрируют кадры, где задерживают с поличным  на взятках, коррупции чиновников самых различных уровней, в том числе самого крупного. Вспомним недавнее задержание генерал-лейтенанта, отвечавшего за борьбу с коррупцией чуть ли не в рамках всего СНГ. По данным российских масс-медиа, этот чиновник набрал взятками более 40 миллионов долларов. Но, тем не менее, даже обладая всем этим и положением, он оказался за решеткой. Есть и другие примеры. Коррупция – главная беда России наряду с дорогами. Однако РФ живыми примерами показывает: мы боремся с этим. Сами по себе эти материалы в СМИ психологически давят  на потенциальных коррупционеров. Они видят, что задержали похожих людей, которые уже находятся в наручниках, несмотря на то, что еще вчера они были в комфортных кабинетах... Еще один аспект - это то, что Россия объективно борется за повышение качества жизни. Мы часто бываем в РФ, знаем, что там все-таки есть средний класс, который раз в году, а возможно и два, может позволить себе отдых, в том числе и за рубежом, где-нибудь в Египте, Турции, на европейских курортах. Это то, чего нет до сих пор у нас. Наш так называемый средний класс в лучшем случае отдыхает летом в Затоке или доезжает до Крыма. В России средний класс - это люди, которые реально могут себе позволить нормальный отдых,  это не чиновничья элита. А если вспомнить о проекте Сколково. Это тема технической модернизации, ноу-хау. Пусть Россия занимает 1/7 часть земного шара, а Сколково какой-то там микроскопический населенный пункт, но хотя бы производятся действия в этом направлении. Сколково должно делаться хотя бы в масштабе каких-то российских крупных областей.  Лиха беда начало. Процесс запущен, работа идет.

Если мы говорим о Приднестровье, то мы должны постоянно сверять свои часы с тем, что делается в РФ. Нам, конечно, следует обмениваться опытом и со Срединной Европой. Но самое печальное, на мой взгляд, что может произойти: если Молдова при нынешнем либерально-демократическом альянсе все-таки начнет шагать в сторону европейских стандартов, если ей откроют упрощенный визовый режим, она получит другие европейские преференции, станет участником европейских программ, в итоге уровень жизни начнет расти, а мы застрянем в прошлом. Если в РМ у людей появится больше возможностей с точки зрения выезда в ту же Европу с молдавскими паспортами, то это может создать серьезные проблемы уже Приднестровью. Наши граждане могут спросить: "А мы?" Поэтому Приднестровью категорически нельзя топтаться на месте.

Р. Коноплев: Вот один из примеров по этой теме: буквально полгода назад  в Приднестровье началась практически на государственном уровне такая компания, когда накануне очередного приезда представителей посольства Болгарии в Парканы проходит агитация там по телевидению, в печатных СМИ Приднестровья о том, чтобы этнические болгары получали болгарские паспорта. И, насколько мне известно, когда туда приезжают  представители дипведомства, то там ими обслуживаются по 500-700 человек в день. Таким образом, возможно, что определенное количество приднестровцев получит документы европейской страны. Какая-то часть может изъявить желание получать документы Румынии, причем это будет вполне законно, потому что эти страны не сообщают России, Украине о том, что эти люди имеют их гражданство. Что тогда нас ждет?

Д. Соин: В том то и дело. Мне кажется, в течение 20 лет мы достаточно эффективно использовали технологию замораживания ситуации внутри.  Да, это принесло определенный успех: мы выжили и в условиях блокады, и непризнанности, различных форм экономического, информационно-политического давления.  Но если мы будем продолжать оставаться в замороженном состоянии, то, собственно говоря, все вокруг уйдут вперед, а мы будем по-прежнему рассказывать себе какие-то исторические байки, обсуждать мифы, заниматься какими-то раскопками, что, я считаю, тоже важно, но в государстве, которое процветает. Еще нужно подумать, куда бы инвестировать ресурсы. Это не глобальная политика - это проблема неухоженности кладбищ,  вопросы жилищно-коммунального фонда, убитости наших дорог, коммуникаций. Другой, не менее важный вопрос: как вообще будет себя чувствовать наша молодежь, будущее Приднестровья? Потому что без видения какой-то перспективы самые лучшие молодые люди уже уезжают отсюда, часть из них мигрировала, а остальные, покрутившись здесь, поняв, что они не востребованы, тоже покинут нашу республику.  Вот это та проблема, которую,  прежде чем прыгать на подножку какого-то  поезда, мы сами для себя должны обсудить и решить. Пора уже действовать, на мой взгляд.
С вами был «Разговор начистоту. Без цензуры». Сегодня мы обсудили очень важный вопрос - проблему дальнейшей судьбы Приднестровья в контексте активности  европейских структур в этом регионе.  Спасибо за внимание.