iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

О политической проституции в Молдове, и почему Воронина кто-то считает дураком

Д. Соин: Добрый день. С вами “Разговор начистоту. Без цензуры”.  Мы будем подводить итоги парламентских выборов в Молдове. У нас сегодня в студии гость Владимир Цеслюк, директор ИА “НИКА-Пресс”.

Володя, приветствую тебя, с приездом на нашу приднестровскую землю. И сразу несколько вопросов: что происходит в Молдове, что светит нам с новой правящей коалицией в парламенте РМ?

В. Цеслюк: Подожди: коалиция еще не состоялась, все в процессе. Там, кстати, не понятно еще: идут переговоры, консультации, монологи, диалоги или торг? Такое мелкое  ковыряние в деталях говорит о том, что ничего не происходит, а идет откровенный торг, причем герой дня – это лидер демпартии господин Лупу, а также  Плахотнюк, известный предприниматель, уже не скрывающий, что он финансировал демпартию.

Чем это закончится? Я думаю, что 28 декабря, в первый день заседания парламента, еще не будет ничего ясно. В ночь наши политики умудряются (традиции такие странные) вести переговоры, что-то новое предлагать или отказываться от старых каких-то обещаний. В общем-то, можно сказать, что это современная политическая жизнь Молдовы.

Д. Соин: Тебе не напоминает поведение Демпартии и, непосредственно, ее лидера Мариана Лупу поведение доступной женщины, которая использует в корыстных целях тягу сразу нескольких к себе мужчин?

В. Цеслюк: Это ты, конечно, как-то натурально.

Д. Соин: Просто возникает такая ассоциация.

В. Цеслюк: У нас Мариана Лупу и его команду называют нежно… выгодной невестой. Мне очень сложно именовать эту группу политической командой и даже партией: это странная история, состоящая из полуполитиков, полубизнесменов. Но суть такая: у этой выгодной невесты есть не менее выгодные женихи, как кажется, и варианты создания коалиции предусматривают участие в этой пародии. Не только по моим ощущениям, но и по мнению части молдавского общества,  коалиция Лупу с коммунистами – значит смерть не сегодня-завтра демпартии. Резкие выступления, в том числе и на площади, тех людей, которые голосовали за партию Лупу, но не за союз с компартией и участие Лупу в возвращении к власти коммунистов подтверждают это. Да… проблемы для Молдовы. Старые коммунисты в новой конфигурации власти опять будут использовать манеру Воронина: стать большевиком со всеми вытекающими отсюда последствиями. Поэтому все сложно, и 28 числа ничего не будет ясно.

Д. Соин: Лупу стал самостоятельной фигурой благодаря отделению от ПКРМ и созданию собственной партии. На этих выборах Лупу снова набирает свой процент голосов во многом потому, что демпартия являлась членом Альянса за европейскую интеграцию.

В. Цеслюк: Конечно, ведь голосовали в основном за партию, потому что, во-первых, Лупу выступил с призывом остановить политические войны (лозунг был понятен и отражал ожидание избирателей), а, во-вторых, он вышел из ПКРМ. Это был шаг интересный и демонстрировал, возможно, настроения политической элиты, в том числе и принадлежащей ПКРМ. То есть неприлично политику европейского типа, человеку, который всегда похвалялся открыто другим менталитетом, воспитанием, находиться в такой организации, как компартия. Поэтому его поддержали. Второй раз его поддержали на нынешних ноябрьских выборах, потому что он член коалиции “За европейскую интеграцию”. Сейчас ходит такая странная история в этих кругах: объединение этих двух партий возможно и вполне объяснимо, так как Лупу никому не обещал, что он не вернется к коммунистам. Это издевательство над ситуацией, но идеология такая.

Д. Соин: Еще один момент, на который я хотел бы обратить внимание и получить полный, емкий ответ: почему такая истерика вокруг коммунистов Молдовы, что это чуть ли не последние спасители российских интересов? Мы же помним и меморандум Козака, и братание Воронина с тем же Бэсеску, с Ющенко, с Саакашвили, и его переориентацию с СНГ на ГУАМ.

В. Цеслюк: Сегодняшняя ситуация, в которой оказался Воронин со своей группой показывает, что он исчерпал все внутренние и внешние возможности: где он только ни был, в какое внешнее направление его ни кидало, он никогда не оставался там надолго.  Воронин – это человек, который продемонстрировал свою политику, которую трудно назвать и промолдавской, и проевропейской, и пророссийской. То есть это человек, который сделает и делает все, чтобы остаться у власти. Поэтому вопросов к нему уже не осталось.

Что касается России…  Я думаю, что там старые представления о молдавской политике, причем ошибочные, о том, что единственная опора, еще один форпост в Молдове – это Воронин. Ничего, что он подергался с меморандумом Козака, но сейчас он же за Таможенный союз – опять наш. Но Россия ошибается: видимо не хочет думать, анализировать, что происходит в Молдове. И почему бы ей не попробовать поработать с либеральными демократами… Оставим в покое господина Гимпу с антисоветскими, антирусскими делами, хотя Гимпу сам говорил, что не может быть русофобом: в подлиннике читал Чехова, Толстого и другую русскую классику. Россия должна трезво оценить ситуацию и начать работать с той коалицией, которая создастся естественным образом в Молдове. У нее же тезис какой: с любой властью мы должны и готовы работать. Если есть желание вернуть коммунистов в  РМ, то возникает такой вопрос: «А вы Зюганова не хотите вернуть  к власти в Москве?» Верните, и я посмотрю, что будет с вами через год. Поэтому оставьте наших коммунистов в покое.

Д. Соин: И заключительный вопрос: у меня такое ощущение, что люди, типа Андриевского, считают Воронина за полного дурака. Я почитал последние материалы на сайте у того же Андриевского и на других ресурсах, близких к нему и Марку Ткачуку, и в них прослеживается такая мысль: Воронину нужно придумать внешне помпезную, но пустую по содержанию общественную должность, выпихнуть его туда потихоньку, а саму компартию растворить под  социал-демократическим брендом. И это будет великолепно, все ударят по рукам. Неужели Воронин может поверить в доброжелательность и искренность этих советов?

В. Цеслюк: Речь идет о том, что в недрах группы Воронина готовится информационное обеспечение его ухода, нежное, безболезненное. И фонд ему какой-то предлагают, и стать неформальным лидером страны. Это, вообще говоря, гнилая история. Партия, которая держалась все эти годы на лжи, должна была закончить этим: сдачей или предательством, прежде всего, своего лидера, который тянул Ткачука за уши в парламент, давал возможности Андриевскому рассказывать разные байки обществу об интеграции в СНГ под знаменем коммунистов  и о дружбе  с Европой. Жалко группу ПКРМ, которая пришла в политику с нормальными идеями и превратилась,  я прошу прощения, но у меня другого слова нет, в такую свору подозревающих друг друга псов. Сегодня они уже начинают грызть друг друга. Это, конечно, их проблемы, а не молдавского общества, которое, посмотрев на все это, вздохнет наконец-то спокойно.

Д. Соин: Я тоже на это надеюсь.

В. Цеслюк: Подожди, а ты-то что надеешься? У вас тут совершенно другая история. Или есть какие-то надежды на соседнее государство?

 

Д. Соин: Надежд особых на соседнее государство нет, но есть мысль о том, что все-таки авантюристы во власти в Молдове опасны не только для Кишинева, но и для Приднестровья. Ведь мы помним 1992 год, телефонные войны, экономические, транспортные блокады, до сих пор незаконченные. Мы уже 20 лет разные, но при этом выпускать из поля зрения то, что происходит в Кишиневе, просто неразумно.

Володя, спасибо. С вами был «Разговор начистоту. Без цензуры».