iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Дмитрий Соин и Владимир Цеслюк: Молдова на изломе.

Политический кризис в РМ, борьба правящего альянса и коммунистов, а так же президентские перспективы Иона Суручану в проекте «Разговор начистоту. Без цензуры!

Приветствуем Вас!  В  эфире программа «Разговор начистоту.  Без цензуры!». У  нас в гостях директор информационного агентства «Ника – Пресс»,  политолог и эксперт —  Владимир Цеслюк.  И мы вновь говорим о ситуации в Молдове.

Д. Соин: Володя, приветствую тебя на нашей программе. Всегда приятно с тобой  общаться,  ты у нас уже постоянный гость.  

Такой вопрос: что будет 5 сентября в Молдове, и каковы, на твой взгляд,  возможные результаты референдума?  И по явке —  состоится ли он,  и по конечному итогу голосования?

В. Цеслюк: 5 сентября пройдет  референдум  по изменению Конституции Молдовы и по форме избрания президента.  Я  убежден,  что он состоится. Явка будет более-менее заметной, потому что такая ситуация: народ политизирован и погружен в призывы политиков  голосовать или не голосовать.   В общем, придется, после подсчета голосов, Молдове опять избирать президента прямым голосованием.  Вот, собственно, и  вся интрига.

Д. Соин: Можно ли будет расценить результаты референдума, как  предварительную победу, Альянса за европейскую интеграцию над теми силами, которые выступают против его  проведения.

В. Цеслюк: В общем,  да. Это  старая тема.  Если референдум состоится,  то это будет расценено,  как первая победа Альянса  за Европейскую интеграцию над коммунистами.  Поэтому коммунисты призывают не участвовать в референдуме,  оценивая его положительный результат как свое поражение.  В общем, да —  референдум это такая генеральная репетиция перед парламентскими выборами, правда, сейчас говорят, что они могут не состояться, ну, это традиционная такая история.

Д. Соин: Получается,  если они проведут Референдум  и изберут всенародным голосованием  президента, тогда нет смысла распускать парламент?

В. Цеслюк: Логика рассуждений в этом есть, коммунисты на это опираются.  Но не так давно господин Филат, приехавший  из Европы  сказал, что ЕС  нам не простит, если мы не проведем парламентские выборы, и она нам даже не даст каких- то денег. Нужно просто дожить  до дня, когда будет объявлена дата  роспуска парламента  и дата очередных парламентских выборов. Просто  дожить до того дня,  когда наступит этот «час Ч»! Гадать тут абсолютно бессмысленно.

Д. Соин: Но все-таки, несмотря на  наличие хитроумного Марка Ткачука, несмотря на наличие огромного управленческого аппарата, в период правления ПКРМ и опыта Воронина коммунисты   парадоксальным образом  дали провести себя вокруг пальца, отдав власть коалиции  За европейскую интеграцию. Теперь РМ  находится в таком положении, что Гимпу — основной игрок, который решает:  распустить парламент  или  не распустить, как действовать дальше, будут выборы или их вообще не будет. Но это уже из разряда таких политических парадоксов, которым  я просто удивляюсь. Ведь в апреле 2009 года,  у коммунистов  было 60 мест в Парламенте, а у демократов сегодня  53. Эти правят до сих пор, а те —  «сдулись» уже к осени, ну да Бог с ними.

 Володя, а  какова вообще судьба ПКРМ?  Вот если  будут у вас всенародные выборы президента. Конституционный суд определил, что не может Воронин участвовать в этих выборах. Какой выход для коммунистов из ситуации?  Не сталкиваемся ли мы с системным кризисом компартии? Какова судьба этого политического  формирования, где, на мой взгляд,  при всем критическом к нему отношении,  Воронин был самой сильной фигурой  и является ею по сей день. Он, по сути,  лицо партии.

В. Цеслюк: Ну, знаешь, назадавал вопросов, и сам же на них ответил.  Я  попробую продолжить. Насчет  хитроумности отдельных  господ из коммунистической партии… Вот сейчас наступает время убедиться, что никакие они не хитроумные. У  них просто была власть в руках,  и совершенно жесткие и строго выверенные механизмы влияния на всю общественно-политическую жизнь, а так же на жизнь народно-хозяйственного комплекса. Другими словами  хитроумности особой у верхушки ПКРМ не было. Теперь, что касается той ситуации,  что 60 голосов имели,  и  одного голоса не хватило  для избрания своего президента.  Я, вообще,  смотрю на нее  следующим образом:  у коммунистов, наверное, хватило бы денег купить этот голос. Я думаю, нашли бы какие-то деньги, раз есть в стране  миллиардеры. Просто коммунисты создали в Молдове  такую ситуацию, что  даже с помощью своих могучих денег, не смогли найти одного голоса. В политической среде, которая изначально,  мягко скажем, нацелена на продажность, на поиски компромиссов, коммунисты не смогли купить один голос. Пусть не обижаются. Они сами создали такую ситуацию,  когда в обществе,   в политическом классе Молдовы   созрел вывод,  что их власти наступил предел. Вот,  что касается их хитроумности и их возможностей.

 ПКРМ попала в свой же тупик. Речь вот о чем идет: о том, что партия сегодня лишилась возможности выдвинуть  более или менее реального кандидата, который будет способен либо выиграть выборы,  или даже показать более-менее серьезный результат. Воронину запрещено баллотироваться решением конституционного суда,   а в партии, как оказалось, нет больше кандидатов. Ну,  ребята —  это же правящая партия была. 15 тысяч  членов, и 148 тысяч сочувствующих,  и это правящая команда. Сегодня Воронин заблокирован  и эта тоталитарная группа, чтоб не сказать, секта, которая  лишилась возможности выдвинуть опять своего единственного  вождя, попала в тупик. Сейчас намекают,   что будет кандидат в президенты  какой-то авторитетный господин  из культурологической научной среды.

Но братцы, тут ситуация еще хуже: Молдова за 20 лет  не родила ни одного человека соответствующего веса. Общество, политический класс, культура —   ну вот нет такого претендента.   Они или уехали, или стали членами других партий. Вот тебе и история, которая называется ПКРМ   без президента. А ПКРМ без мощной  исполнительной власти, без мощного лидера,  вообще-то уже не партия. Она на пороге развала. А с другой стороны, понимаешь, коммунисты, я говорю о молдавских коммунистах, хотя это не только к ним относится они, вообще,  хороши в оппозиции. Вышедшие из подполья, потому что в подполье тоже опасно: там начинаются какие-то дела. То ли пистолет он начинает чистить, то ли какие-то листовки пакостные писать. Вот вышедшие из подполья коммунисты и оказавшиеся в оппозиции  — это прелесть для всего общества. Такой коммунист  тут же вспоминает о социальной справедливости и требует  повысить зарплату.  Это люди, которые любят  искренне народ, но как только  они попадают во власть —  это все. Это начинаются ГУЛАГИ, расстрелы, тюрьмы, это людоедская, абсолютная контора. 8 лет ПКРМ — это наглядно показали особенно в Гагаузии.  По настоящему их место в оппозиции, пусть они беспокоятся о судьбах молдавского народа, который, да, страдает.

Д. Соин: Да, с левого фланга будут подпирать правящую коалицию, а та, соответственно,  реагируя на эти импульсы, будет проводить необходимую социально ориентированную политику. Мне очень понравилась идея,  с избранием в качестве президента Молдовы  какой-то известной фигуры из области культуры, музыки,  искусства. Быть может,  Ион  Суручану, став президентом республики Молдова,  спасет положение дел. Ведь искусство  дарит любовь, и позитивное настроение.

Это был «Разговор начистоту. Без цензуры!».  Спасибо за внимание.

Под редакцией  ИА «Лента ПМР»