Ситуацию в политике и экономике Приднестровья комментирует директор Аналитического бюро «Consulting Mobile» Роман Коноплев:
– Результаты местных выборов в Приднестровье и общая политконьюнктура складываются сегодня таким образом, что партия «Обновление» смогла подтвердить свои амбиции, заручившись поддержкой большинства избирателей. Ключевые региональные парламенты на сегодняшний день представлены в основном представителями данной партии, и таким образом, несмотря на отсутствие весомой опоры в исполнительных структурах, у неё остается контрольный пакет в законодательных органах власти. С определенной уверенностью можно предполагать, что этот пакет будет сохранен и в высшем представительном органе Приднестровья.
Очевидно, оппонентам «Обновления» можно сетовать на серьезные прорехи в избирательном законодательстве, однако они носили универсальный характер для всех партий, и результаты выборов списать на «плохого судью» было бы не вполне объективным. Участникам как прошедших, так и следующих выборов следует руководствоваться т.н. «футбольным» принципом, согласно которому бразильцев невозможно засудить, потому что они всё равно «забивают больше». Разумеется, необходимо беспокоиться об объективности «судейства», но этим следует заниматься заранее, в том числе, учитывая российский региональный опыт.
Второй по степени резонанса информационной составляющей итогов выборов в Приднестровье оказалась ситуация с НДП «ПРОРЫВ!», активисты которого с критически малым «недовесом» не смогли провести в местные парламенты ни одного из четырех кандидатов. «Прорывовцы» заявили о своем возможном уходе в оппозицию. Не думаю, что им стоит бояться подобного шага – партии, не представленной в структурах исполнительной и законодательной власти, всё же удалось кое-что. Электорат «Прорыва» – устойчивый, его также можно было бы охарактеризовать как «умный» электорат. Однако для того, чтобы побеждать на выборах, не апеллируя впоследствии к несправедливым решениям комиссий и судей, им предстоит приложить усилия для того, чтобы мобилизовать новых сторонников. Кроме как находясь официально в оппозиции, подобное вряд ли возможно. Нахождение в оппозиции совершенно не означает необходимость смены важнейших идеологических составляющих, сходных с теми, которых придерживаются ключевые государственные институты. Этим они смогут принципиально отличаться от маргинальных групп, выступающих за демонтаж ПМР под прикрытием коммунистических брэндов. Также «прорывовцам», возможно, понадобится частичный ребрендинг с целью корректировки собственного имиджа как большей частью структуры «молодежной» и «для молодежи». И, безусловно, для того, чтобы состояться в качестве альтернативной политической силы, лидерам «Прорыва» следует задуматься о разработке новых документов, демонстрирующих альтернативный взгляд на проблемы внутренней политики и экономики, альтернативные подходы в госуправлении и варианты кадровых решений. Подобная оппозиция является необходимым звеном любой современной государственности, и властям ПМР в свою очередь не стоит бояться такой динамики событий. Дальнейшая демократизация политической жизни Приднестровья нужна будущим поколениям, которые не должны чувствовать разочарование и досаду, сравнивая свою страну с другими.
Политическим группам Приднестровья, как доминирующим, так и тем, чьих представителей нет в органах власти, следует также обратить внимание на новые запросы приднестровского общества, связанные с требованием о приведении правил игры в экономике и политике к современным стандартам. Я специально не употребляю слово «европейские стандарты», несмотря на то, что сегодня первые лица России не смущаются подобных терминов – следует отметить лишь, что у Приднестровья есть ряд важных плюсов, поскольку такие большие государства как Россия, США и др. сталкиваются с мощнейшими, по сути глобальными угрозами, и вынуждены зачастую выстраивать с целью повышения безопасности более жесткие рамки и ограничения. Данное отличие даёт Приднестровью ряд уникальных возможностей в сфере либерализации экономики и политики, что способно сделать республику более привлекательной чем соседние регионы – Украина и Молдова – не только для собственных граждан, но и для потенциальных симпатизантов ПМР.
Спекуляции на левых идеях, которые предпочитают использовать практически все политические группы в ПМР, в долгосрочной перспективе не идут на пользу развитию республики. Левыми хорошо быть в сытости, и купаясь в инвестициях, лет через 50 например. Изначально будучи левыми, инвестиции не привлечешь. По этой причине было бы крайне актуальным на мой взгляд повысить уровень политической и экономической грамотности населения, и начать движение к построению современной экономической модели с низким налогообложением, сопоставимым, к примеру, с Болгарией. На сегодняшний день в ЕС эта страна является своеобразной «налоговой гаванью», привлекая инвестиции именно благодаря имиджу региона с низкими налогами и отсутствием бюрократических барьеров.
Несмотря на то, что Приднестровье юридически не признано, данного рода реформы позволят республике выглядеть лучшим образом на фоне Молдовы, что само по себе укрепит государственность. Не исключено, что либерализация экономики позволит привлечь определенные инвестиции со стороны России и Украины, важно лишь понимать, что в нынешних условиях вопрос инвестиций не менее, а более важен, чем всевозможные гуманитарные программы. Для сохранения и укрепления Приднестровья вопрос инвестиций – это вообще центральный вопрос, и всё, что полезно для инвестиций, – полезно и для властей, и для партий, и для граждан. Как только состязательность между политическими элитами в Приднестровье перейдет из разряда «кто привлечет больше гуманитарных потоков» к ситуации, когда элиты будут соревноваться в том, «кто больше привлечет инвесторов», – можно будет говорить о настоящем, переломном оздоровлении экономической ситуации в республике.
http://dniester.ru/content/liberalnye-cennosti-ostayutsya-aktualnymi-dlya-pmr