Родившиеся незадолго до Крещения Руси святые братья Борис и Глеб были воспитаны в христианском благочестии.
Старший Борис получил хорошее образование. Он очень любил читать Священное Писание, творения святых отцов и особенно жития святых. Прочитав все эти книги, Борис молил Господа, чтобы тот устроил Борису испытания, в которых он смог бы показать великий подвиг и любовь к Богу, равно как угодники Божии из прочитанных книг.
Глеб полностью поддерживал стремление брата служить Богу. Оба брата отличались милосердием и сердечной добротой, подражая примеру святого равноапостольного великого князя Владимира, милостивого и отзывчивого к бедным, больным, обездоленным.
При жизни отца (их отцом был святой равноапостольный князь Владимир) Борис получил в удел Ростов. Управляя своим княжеством, Борис старался пропагандировать Православную веру и утверждал благочестивый образ жизни среди подданных.
Незадолго до своей смерти великий князь Владимир призвал Бориса в Киев и направил его с войском против печенегов.
О кончине отца Борис узнал будучи в дороге. Он вместе с войском возвращался из похода, так и не встретив печенегов, вероятно, испугавшихся его и ушедших в степи. Вместе с вестью о кончине отца, столь огорчившей Бориса, стало известно, что старший брат его Святополк, бывший в то время в Киеве, объявил себя великим князем Киевским.
Дружина уговаривала Бориса пойти в Киев и занять великокняжеский престол, но святой князь Борис, не желая междоусобной распри, распустил свое войско: «Не подниму руки на брата своего, да еще на старшего меня, которого мне следует считать за отца!»
Однако коварный и властолюбивый Святополк не поверил искренности Бориса; стремясь оградить себя от возможного соперничества брата, на стороне которого были симпатии народа и войска, он подослал к нему убийц.
Борис был предупрежден об опасности, однако не стал бежать от своей смерти. Убийцы настигли его, когда он молился за утреней в воскресный день 24 июля 1015 года в своем шатре на берегу реки Альты. После службы они ворвались в шатер к князю и пронзили его копьями. Любимый слуга святого князя Бориса – Георгий Угрин (родом венгр) бросился на защиту господина и немедленно был убит. Но святой Борис был еще жив. Выйдя из шатра, он стал горячо молиться, а потом обратился к убийцам: «Подходите, братия, кончите службу свою, и да будет мир брату Святополку и вам». Тогда один из них подошел и пронзил его копьем. Слуги Святополка повезли тело Бориса в Киев, по дороге им попались навстречу два варяга, посланных Святополком, чтобы ускорить дело. Варяги заметили, что князь еще жив, хотя и едва дышал. Тогда один из них мечом пронзил его сердце. Тело святого страстотерпца князя Бориса тайно привезли в Вышгород и положили в храме во имя святого Василия Великого.
После убийства Бориса Святополк решил расправиться таким же способом и с Глебом. Под каким-то предлогом Святополк вызвал брата из его удела – Мурома. На встречу Глебу он отправил дружинников, которые должны были убить святого Глеба по дороге. Встреча святого Глеба с убийцами произошла в устье реки Смядыни, неподалеку от Смоленска. Глубоко скорбя, он предпочел смерть, нежели войну с братом.
Святые братья сделали то, что было еще ново и непонятно для языческой Руси, привыкшей к кровной мести – они показали, что за зло нельзя воздавать злом, даже под угрозой смерти.
Благоверные князья-страстотерпцы не захотели поднять руку на брата, но Господь сам отомстил властолюбивому тирану. Так, в 1019 году брат Святополкакнязь Киевский Ярослав Мудрый собрал войско и разбил дружину Святополка. По промыслу Божию, решающая битва произошла на поле у реки Альты, где был убит святой Борис. Святополк, названный русским народом Окаянным, бежал в Польшу и, подобно первому братоубийце Каину, нигде не находил себе покоя и пристанища. Летописцы свидетельствуют, что даже от могилы его исходил смрад.
Великий князь Киевский Ярослав Мудрый разыскал останки святого Глеба, пробывшие 4 года не погребенными, и совершил их погребение в Вышгороде, в храме во имя святого Василия Великого, рядом с мощами святого князя Бориса.
Вскоре этот храм сгорел, однако мощи святого Глебаостались невредимы, и от них совершалось много чудотворений.
Благоверный князь Ярослав Мудрый построил на этом месте каменный пятиглавый храм, который был освящен 24 июля 1026 года митрополитом Киевским Иоанном с собором духовенства. Множество храмов и монастырей по всей Руси было посвящено святым князьям Борису и Глебу, фрески и иконы святых братьев-страстотерпцев также известны в многочисленных храмах Русской Церкви.