iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Михаил Кендигелян: Не все решается в Комрате

Корреспондент НИКА-пресс беседует с бывшим председателем Народного Собрания, ныне советником главы АТО Гагауз Ери Михаилом Кендигеляном о новом обострении обстановки в высшем законодательном органе автономии и о некоторых особенностях общественно-политической ситуации в крае.

– Михаил Васильевич, как Вы оцениваете новые акции группы коммунистов и независимых в Народном Собрании? После подписания «Меморандума-соглашения», казалось, были определены основные условия работы гагаузского парламента в его полном составе.

– Думаю, все в Комрате отдавали себе отчет, что примирение было условным. Коммунисты поняли, что уже дальше находиться в непонятной позе то ли обиженных, то ли принципиальных им не выгодно. Это играло против них. Они получили четкое указание из Центра – взять в НС хотя бы то, что вам предлагают победители. Но я лично понимал: приближается избирательная кампания 2009 года, и они пойдут на определенную конфронтацию в НС, чтобы обратить на себя внимание. Убежден, что работу Народного Собрания будет лихорадить долго – вплоть до конца парламентских выборов в РМ. Вопрос, как потом сложится обстановка в НС, также связан с результатами Выборов-2009.

– Существует мнение, что протестные акции коммунистов прямо связаны с Обращением НС к высшему руководству РМ о признании Южной Осетии и Абхазии. Их действия также совпали по времени с обвинениями в том, что «народные патриоты» от имени всего гагаузского парламента признали две республики. Есть связь?

– Я бы обратил внимание на другое обстоятельство. Не надо наших гагаузских политиков и общественных деятелей представлять не разбирающимися в данных вопросах и не знающих законы и полномочия автономии, чтобы объявлять о своем признании ЮОР и АР. Этого не было.

– Что же было?

– А было то, что является общественной реальностью для Гагаузии. Значительная часть депутатов НС и гагаузский народ симпатизируют малочисленным народам, чьи права в известные периоды их жизни нарушались и чья проливалась кровь. Поэтому и появилось, еще раз подчеркну, Обращение к официальному Кишиневу. Искусственно притянутые друг к другу проблемы лишнее доказательство желаний показать нашу общественную и политическую элиту в качестве каких-то малограмотных и агрессивных сепаратистов.

– К депутатам, не являющимся без уважительных причин на работу и игнорирующим свои функциональные обязанности, равно как и несущим ответственность перед избирателем, может быть применено трудовое законодательство?

– Думаю, да. Но думаю также, что руководство НС не пойдет на применение к ним строгих мер. Хотя действующее законодательство на этот счет никто не отменял. Трудно сказать, как в дальнейшем будет себя вести народно-патриотическая коалиция по отношению к нарушителям трудовой дисциплины. Терпение может лопнуть – на повестке дня принятие целого ряда важнейших для автономии законов, в обсуждении которых желательно участие всех депутатов НС. Возможно, мы становимся свидетелями готовящегося к применению старого принципа – для коммунистов, чем хуже в Гагаузии ситуация, тем им лучше. Им будет легче вновь оболванить нашего избирателя, показывая некомпетентность народно-патриотического большинства в НС, а заодно и Исполкома. Все идет к этому.

– Насколько известно, «народные патриоты», идя на выборы и главы АТО, и депутатов гагаузского парламента, ставили перед собой задачи общественно-политического звучания, способные, по их мнению, укрепить статус автономии в составе РМ, привлечь регион к достойному участию во внутренней и внешней политике страны, поднять престиж местных структур власти с учетом национальных и культурных особенностей края…Как сейчас можно оценить ситуацию в АТО? Насколько успешно новые власти автономии продвигаются к своим целям, или есть признаки ожидания удобного момента, чтобы начать разговор с Центром о нерешенных проблемах?

– Не надо опять подозревать гагаузов, которые, как кому-то в Кишиневе представляется, сидят в засаде и ждут удобного момента, чтобы преподнести очередной сепаратистский сюрприз. Обе ветви власти АТО, не скрываясь, приняли Стратегию социально-экономического развития края, где высказана необходимость, если говорить коротко, пересмотреть или, если угодно, уточнить отраслевые отношения между Комратом и Кишиневом. Имеется в виду широкий круг вопросов взаимодействия, начиная экономическими и завершая внешне-политическими аспектами. Но «народно-патриотические власти» отдают себе отчет в главном: для эффективного решения поставленных вопросов не может быть одностороннего движения. Не следует также понимать настроения новых властей, как их прихоть или стремление насолить во что бы то ни стало Центру. Стремление к переменам должны показывать не только в Комрате. И не только здесь все решается. В Кишиневе должны отдавать себе отчет, что эти перемены принесут новые возможности для развития молдавского государства. На данном – явно не простом и во много решающем дальнейшие судьбы РМ этапе – можно было бы для начала создать совместные парламентские комиссии, чтобы они могли начать предварительное изучение предложений Комрата. А эти предложения ясны всем и не только в нашей стране. Это и договор о разграничении полномочий между АТО и Центром, это и пресловутое представительство региона в высших ветвях власти… Мы даже ставим и не первый год вопрос о дипломатическом представительстве Гагауз Ери за рубежом. Есть у кого-то сомнения по данному вопросу – давайте обсудим. Я убежден, что сколько бы ни уходил Кишинев от дискуссий на эту тему, все равно придется их начать. Пока же мы видим: президент РМ до сих пор не повернулся лицом к Гагаузии, парламентское большинство после поражения коммунистов на выборах в НС пока не выказывает особого интереса к общению с народно-патриотическими силами… Однако мне кажется, что ближе к началу предвыборной кампании 2009 года мы станем свидетелями активности официального Кишинева в АТО. Думаю, и спикер парламента Лупу появится в Комрате, чтобы возобновить разговор на данные темы, и президент Воронин приедет, чтобы создать видимость некоей заинтересованности к «гагаузскому вопросу»…Но есть и другое понимание – пока Кишинев не хочет расстаться с унитарным статусом Молдовы и старается свести даже нынешний статус АТО до статуса обычного района РМ. И пока в Кишиневе не появятся прагматичные руководители, которые не испугаются изменения Конституции страны, нам трудно что-то решить в одностороннем порядке. Поэтому-то мы и надеемся на новый расклад сил в будущем парламенте страны. Хотя, анализируя обстановку в стране, что-то не верится в серьезные перемены. Коммунисты, конечно, ослабят свои позиции, но другая политическая сила вряд ли далеко отойдет от прежних принципов.