Молдавский феномен социального сиротства перерастает в национальную трагедию
Сироты при живых родителях
В классе, где учится моя племянница, более половины школьников растет в неполных семьях, или живут они с бабушками-дедушками и тетями-дядями. У большинства из них родители – на заработках. По словам племянницы, многие из ее одноклассников учатся кое-как, зато хвастают «крутыми мобилами», прожигают жизнь в барах, интернет-клубах, просто в подворотне. Они циничны, разбрасываются деньгами, смотрят презрительно на тех своих сверстников, у которых таких «бабок» не водится, и ждут-не дождутся, когда смогут переехать к родителям «в Европу». То и дело чуть ли не полкласса, вместо уроков, «тусуется» в каких-то квартирах, которые, как она мне объясняла, сняли для своих детей уехавшие в Италию или Португалию родители.
Сколько же таких детей? Если официально население Молдовы – примерно 3,6 миллиона, 22,1% – дети до 18 лет, и, по примерным подсчетам, треть из них живут без одного и каждый десятый – без обоих родителей, то получается, что из 788.970 наших детей 262.990 – из неполных семей, а 78.897 – вообще без родителей. Наверное, аналогов столь трагичной ситуации нет больше нигде в мире. Можно сказать, что молдавский феномен социального сиротства перерос в национальную трагедию. Сигнал SOS уловили международные организации (такие как ЮНИСЕФ и др.) и с помощью международных доноров удалось разработать, и понемногу вводятся в жизнь некоторые социальные проекты. Так, учреждена новая должность: Парламентский адвокат по защите прав ребенка, а в национальный Центр по правам человека начала, наконец, стекаться более или менее объективная информация. Там назвали количество выявленных детей мигрантов – 84.000 (получается, в среднем, каждый 10-й молдавский ребенок!!!). Из них 58.887 остались без одного, а 25.115 – без обоих родителей. Какое огромное количество детей оказались сиротами при живых родителях! И эти цифры – наверняка заниженные, потому как не везде (особенно в больших городах) все можно отследить, В столичном управлении по защите прав ребенка сообщили, что только в муниципии Кишинев официально зарегистрировано более 1,1 тысячи детей-сирот или детей, оставшихся без родительской опеки,. Причем, здание, которое муниципалитет планировал перестроить для обеспечения жильем выпускников интернатов, прошлое правительство представило … к приватизации!. Вот такая своеобразная забота о детях!
Один на один с улицей
По данным Центра по правам человека, в 2009 году 102 ребенка в нашей стране бросили школу. Естественно, на самом деле таких детей – намного больше. Не мудрено поэтому, что только по официальным данным в Молдове ежегодно в отношении детей совершаются более 400 преступлений. В 2008 году число пострадавших от преступлений увеличилось на 79 случаев, достигнув 515. Чаще всего несовершеннолетние становятся жертвами изнасилований и грабежей. В 2008 году было убито 22 ребенка и 728 пострадало в ДТП . За последние пять лет 166 детей погибли в ДТП, 2040 получили травмы.
Корнелиу Цэруш – руководитель управления семьи и ребенка при Министерстве социальной защиты посетовал на то, что даже и термина “социальное сиротство” в законодательстве пока не существует, поэтому и четкий учет затруднителен. Согласно статистике МВД, оба родителя около 35 тысяч детей находятся за границей и у 74 тысяч детей за границей – один родитель, Как видите, эти цифры отличаются от данных национального Центра по правам человека. Однако принимать и те, и другие цифры за абсолютные господин Цэруш не рекомендовал, так как очень много наших сограждан работает сезонно, живут то там, то здесь. Но это не снимает обязанности с органов опеки и попечительства брать на учет детей, оставленных без присмотра, и заниматься мониторингом соблюдения их прав. В первую очередь – права на образование и на здоровый образ жизни.
– Эта проблема застарелая, существует не с 2008 года, когда у нас появился парламентский адвокат по правам ребенка, и даже не с 2007 года, когда создавалось Министерство социальной защиты семьи и ребенка, – говорит К.Цэруш. Ведь по разным причинам оставленный ребенок сегодня не учится, а завтра может оказаться на скамье подсудимых или же будет нелегально вывезен за границу, став объектом незаконной торговли живым товаром или жертвой социального насилия… Все спаяно в одну крупную цепь. Нет полной информации, нет связи с пограничными пунктами, нет ответственности заинтересованных ведомств, нет общей концепции, наконец. Решать проблемы социального сиротства очень сложно. И по мнению чиновника, для этого необходимо подключить органы опеки и попечительства на местном уровне, районные советы, примэрии, участковых, гражданское общество… В данный момент к этой проблеме подключился Евросоюз и разработана конкретная программа взаимодействия.
Сможет ли государство заменить родителей?
В пресс-центре Министерства социальной защиты сообщили, что в РМ, с помощью Национального фонда социальных инвестиций, ныне открыты 100 центров коммунитарно-социальных услуг для 5.633 несовершеннолетних. В том числе: 57 дневных – для 3631 ребенка, 24 круглосуточных (606), 19 смешанных (1396). Они действуют в 6 районах. В нынешнем году планируется открыть еще 21 центр для детей и молодежи. Министерство социальной защиты уже утвердило проекты положений деятельности 11 коммунитарных детских центров в районах Хынчешть, Сынджерей, Дрокия, Фэлешть и в муниципии Бэлць.
Вместе с тем, Молдова в своем национальном законодательстве и в международных актах поддерживает право ребенка воспитываться и развиваться в семейной обстановке. Растет эффективность альтернативных форм резидентского ухаживания за детьми, а именно: детдомов семейного типа – учреждение, созданное на основе реальной семьи в целях частичного содержания и воспитания сирот и детей без родительской заботы. Там может воспитываться, согласно нормативным актам, от 3 до 7 детей. Нынче создано 66 таких семейных детдомов, в которых воспитывается 297 детей. Для поддержания подобных инициатив ежегодная сумма на содержание одного ребенка таким семьям повышена с 1.000 до 3.000 леев.
С утверждением опекунства (попечительства) над ребенком, семья, принявшая его, получает ежемесячное пособие на него в размере 500 леев, в соответствие с решением Правительства (№ 198 от 16.04.1993). Это пособие назначается независимо от любых остальных пособий или пенсий, назначенных несовершеннолетнему. Кроме того, на каждого дошкольника и школьника, оставшегося без родителей или находящегося под опекой, выделяется еще по 450 леев. Эти изменения утверждены решением Правительства № 1182 от 20 октября 2008 года.
Другая форма, альтернативная резидентской, это профессиональная компенсация родительской заботы. Ее суть – замена присутствия биологических родителей заботами “профессионального родителя”. К таким услугам прибегают, если ребенку нужна временная помощь в смысле адаптации в обществе или в своей биологической семье. В семье таких «профессиональных родителей»-заменителей могут воспитываться не более 3 «чужих» детей, за исключением тех случаев, когда у таких детей – много братьев и сестер. Такой ребенок получает несколько видов помощи от государства.
В Центре по правам человека нам ответили, что к началу нынешнего года 3.470 детей находятся в государственных учреждениях, 450 – усыновлено, над 3603 ребенком оформлена опека или попечительство, 257 находятся в домах семейного типа и 137 – у профессиональных родителей.
В Департаменте статистики нам обрисовали такую картину: число детей, оставшихся без попечения родителей в 2008 году – 1,8 тысяч. И по сравнению с 2007 годом их число уменьшилось на 15,6%. 71,9% были размещены в семьях, в том числе 49,9% – под опекой, остальные две трети находятся в школах-интернатах общего типа или в семейных детдомах (в республике действует 70 домов семейного типа, где живут более 282 детей). 1.180 детей взяли под опеку специально обученные семьи, 181 ребенок усыновлен.
В Министерстве образования нам сообщили, что в Молдове есть и такие детские дома, в которых дети только живут (то есть ночуют), но не учатся. Таковые есть в Чернолевке (Дондюшаны) – 39 детей, Купкуй (Леова) – 44, Бэлць – 24 (для детей от 3 до 7 лет с различными отклонениями). В других – и живут, и учатся.
В республике действуют 57 школ-интернатов, 16 из них – для обычных, здоровых детей (где содержится 3.373 ребенка). 3 школы-интерната – санаторного типа, они предназначены для детей, имеющих проблемы со здоровьем (в настоящее время в них проживает и учится 671 ребенок). Например, в Иванче Оргеевского района содержатся дети с заболеваниями сердечной системы, в Дрокии – с неврологическими. А вообще под патронатом Минобразования в школах-интернатах живут и учатся 8.569 детей. Функционируют также 7 спецшкол (971 ребенок) – для детей с ограниченными возможностями, 27 школ (3393) – для умственно отсталых, и одна спецшкола для детей-правонарушителей (54).
Право на защиту
Парламентский адвокат по правам ребенка Тамара Плэмэдялэ исполняет свои обязанности больше года, и у нее свой взгляд на решение проблем социального сиротства. Она считает, что Закон № 269-XIII от 9.11.1994 года о въезде и выезде в РМ должен обязывать родителей, выезжающих из страны, представить документы об оформлении опекунства над их детьми.
Как же обязать заботиться о своих детях тех, кто уезжает нелегально? Парламентский адвокат считает, что пограничники должны проверять у всех выезжающих граждан сертификаты с информацией, кто остается с детьми, кто и как будет опекать их ребенка в обязательном порядке.
– Такое положение будет в интересах и детей, и родителей, – убеждена Тамара Плэмэдялэ. – Ведь тогда родители будут лучше знать свои обязанности и, уезжая, сами будут уверены, что их ребенок – под защитой государства. И одновременно, владея информацией, наши органы опеки и попечительства смогут требовать с названных опекунов выполнения обязанностей. А сегодня спрашивать не с кого. К тому же, чрезвычайно мало социальных работников. В каждом районе предусмотрен всего один специалист по правам ребенка. Госпожа Плэмэдялэ считает, что в районах должны работать специализированные органы по защите прав детей с целым штатом работников. Так, как учреждено в Кишиневе.
Она рассказала о конкретных заявлениях, поступивших в адрес Центра по правам человека. Например, в одном районе родственники ребенка пожаловались, что его родители пропали, а они не могут несколько лет оформить опекунство над ним. А без этого его права нарушаются, он не получает бесплатные медицинские услуги, нельзя оформить нужные документы. Местная администрация безуспешно пытается разыскать родителей, они уже и в розыск поданы. И пока все это тянется – 5 лет ребенок без присмотра. А все дело в том, что по существующему законодательству опекунство оформляют только по согласию родителей. Однако парламентский адвокат считает, что если родители год не поддерживают связь с ребенком, нужно лишать их родительских прав. Зачем тратить время и средства на их поиски?
В случае, когда родители забывают о детях и не поддерживают с ним связь в течение определенного времени, орган опеки и попечительства должен иметь право совершать действия в защиту прав ребенка, не ожидая согласия родителя, который его бросил, считает адвокат. Но местные органы опеки и попечительства редко инициируют судебные процессы по лишению родительских прав. Как результат, родители спокойно пересекают границу, опекунство оформляется лишь в единичных случая, а тысячи детей остаются без присмотра, пополняя армию сирот при живых родителях.
Не уезжать без оформления опекунства
– Надо наказывать родителей в случаях, когда они уезжают на заработки, не оформив опекунство над своим ребенком, убежден детский правозащитник. – Конечно, мы не можем запретить людям уезжать на заработки. Но мы можем заставить их думать о своих детях. Есть еще такие родители, которые оставляют детей в интернате, на попечении государства. Сами зарабатывают за рубежом себе на особняки, а в госбюджет не платят ни гроша. При этом требуют бесплатного образования и медобслуживания для себя и своих детей. Надо продумать, как им следует платить налоги родному государству. Местные власти предлагают: если над ребенком мигранта оформляют опеку, надо приплачивать приемным родителям. Так можно решать многие вопросы и в области образования, и по ремонту школ, и по творческому развитию детей. Так делается, например, в Азербайджане.
Олег Банару.Кишинев
Данная статья опубликована в рамках проекта «Мосты через Днестр –совместные действия журналистов в поддержку разрешения приднестровского конфликта», осуществляемого Центром независимой журналистики (ЦНЖ) в партнерстве с BBC World Service Trust при финансовой поддержке Глобального фонда правительства Великобритании по предотвращению конфликтов. Мнения, высказанные в статье, принадлежат авторам и не обязательно отражают точку зрения донора, НЦЖ или «BBC World Service Trust»