На днях Арсений Яценюк решил немного дистанцироваться от Виктора Ющенко. Во время программы «От первого лица», выходившей на радио ЭРА FM, он заявил, что вопрос о преемнике президента Украины не актуален. Попытки говорить о том, кто и чей преемник, имеют целью увести разговор от сути предложений того или иного кандидата к обсуждению его персоналий.
В частности, Яценюк отметил, что такой прием применяют и против него – «работает технологическая машина» по продуцированию сплетен о том, кто его поддерживает и чьим преемником является он.
«Грязи выливают очень много. Я думаю, что в современных украинских условиях вообще нереально даже рассматривать вопрос о преемнике. Все это преднамеренно делается – они думают, что таким образом можно победить политического конкурента», – заявил Яценюк.
Заявление Яценюка очень живо характеризует ситуацию в Украине в преддверии президентских выборов. Каждый из будущих кандидатов должен как можно скорее принять решение: на что он, в основном, будет делать ставку в предвыборной кампании? На собственную ли харизму, на харизму предшественника или на оригинальную программу?
Из всех вероятных претендентов чисто харизматический лидер только один – Юлия Тимошенко. Общая схема ее предвыборной кампании в целом понятна, сюрпризов не видно, вероятность победы велика, а главная ударная сила – безусловно, личная харизма Юлии Владимировны.
С остальными кандидатами дело обстоит немного сложнее.
До сих пор неясно, будет ли Виктор Ющенко баллотироваться на второй срок. Этого сегодня наверняка не знает никто – не знает этого, пожалуй, и сам Виктор Ющенко, не знает и Арсений Яценюк. Понятно, что при таком раскладе Яценюк предпочел благоразумно дистанцироваться от образа «преемника», поскольку если действующий президент все-таки пойдет на выборы, «преемник» будет выглядеть явно лишним. Пока же не исключен любой из трех вариантов: на второй срок баллотируется Ющенко, ему на смену, до некоторой степени взяв на себя роль его преемника, приходит Арсений Яценюк, и, наконец, и Яценюк, и Ющенко баллотируются одновременно.
Надо сказать, что Виктор Ющенко, наряду с Виктором Януковичем, может быть смело отнесен к «полухаризматическим» лидерам: харизма, несомненно, есть, но недостаточно мощная, чтобы на выборах сделать ставку только на нее. Если говорить о Викторе Ющенко, то его образ близок сердцу сельской интеллигенции, именно там его опора и главная электоральная база. Виктор Янукович строит харизматическую часть своей популярности на местном патриотизме промышленного Востока, несколько отличного от общеукраинского патриотизма, отчасти заменяющего его в сознании жителей этой части Укроаины, отчасти – дополняющего.
Еще один серьезный кандидат – Владимир Литвин – совершенно противоположного склада. Литвин делает ставку на оригинальные и запоминающиеся программные ходы. Он прекрасный оратор, теми же качествами отличается и его ближайшее окружение. Литвин апеллирует большей частью к логике и разуму….и, потому, проиграет еще в первом туре. Правда, проиграет он с достойным счетом. Кандидат он серьезный, , отнюдь не случайная фигура в президентской гонке.
И, наконец, Владимир Яценюк, с которого начался наш разговор. Объективно говоря – без всякого желания уязвить или похвалить его, а просто спокойно оценивая ситуацию, надо признать, что в роли преемника Ющенко он выглядел бы наиболее естественно И у него, и у действующего президента один и тот же «родной» электорат – сельская интеллигенция, отчасти – городские школьные учителя и преподаватели ВУЗов, но тоже – в той их части, которая сохранила связи с селом. Это открывает перед Яценюком богатые возможности в том случае, если Виктор Ющенко не станет баллотироваться на выборах, даже не объявив его своим преемником, а тем более – объявив.
Если же на выборы выйдут одновременно и Ющенко и Яценюк, то они объективно будут мешать друг другу, уводя друг у друга голоса. Яценюк в этом случае оказывается в более сложном положении, как сравнительно неизвестный новичок, лишенный своей харизмы и пока не наработавший оригинальную и узнаваемую программу. Впрочем, время для раскрутки у него еще есть, хотя и немного.
Сергей Ильченко