iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

В День Святого Патрика каждый жалеет, что он не ирландец…

17
марта отмечается День Святого Патрика – национальный ирландский
праздник, ставший популярным во всем мире. Считается, что каждый
человек в этот день может стать почетным ирландцем – если только
захочет.

Официальная версия гласит, что, предположительно, 17
марта 415 года нашей эры в Уэлльсе, в семье римских граждан
Кальфурниуса и Кончессы, родился мальчик – Мэиуайн Суккат (Maewyn
Succat). Отец Мэвина был мелким землевладельцем и дьяконом местной
церкви, однако занимал эту должность в основном из-за денег, так что
юный Патрик не был особенно глубоко верующим.

Примерно в 16
лет он был захвачен в плен пиратами и привезен в Ирландию, где попал в
услужение к вождю по имени Милчу. Юный Патрициус был вынужден стать
пастухом и дни напролет проводил со стадом овец. Вот тогда он и поверил
в Бога, начав молиться.

В своей “Исповеди” он написал: “Я
молился по многу раз в день. Любовь к Господу и страх Божий все больше
и больше приходили ко мне, и вера моя укреплялась”. Спустя шесть лет,
как повествует легенда, юноша услышал голос, который, как он полагал,
принадлежал Богу: “Скоро ты вернешься домой”. А потом голос добавил:
“Смотри, твой корабль ждет”. Молодой пастух бежал и добрался до
побережья, он упрашивал моряков взять его на борт, уверяя, что его
семья оплатит расходы, однако капитан отказал. Тогда Патрик, как гласит
легенда, снова стал молиться, и капитан неожиданно изменил свое решение
и принял пассажира.

Попав домой, Патрик, несмотря на радость
семьи, вновь обретшей сына, твердо решил стать на духовный путь. Он
познакомился с французским епископом Германусом (Сен-Жерменом), который
укрепил его в этом стремлении. А позже вернулся в Ирландию в качестве
миссионера по поручению Папы Целестина I.

В Ирландии он
почитается как святой, принесший Ирландии христианскую веру. Правда,
христианские монастыри существовали и до него, но… видимо, никто до
него не смог достучаться до суровых сердец потомков кельтов и друидов.
Умер, опять же – предположительно – 17 марта 493 года.

Неофициально
местом рождения Патрика называют Bannaviem Taberniae. Историки задаются
вопросом – где же искать это поместье или графство, они выдвигают
различеую точку зрения относительно месторасположения этого графства.
Это могло быть и территория Древней Британии, и территория Шотландии, а
может быть и вообще какая-то западная страна. Никто не знает.

Никто
не знает и даты его возвращения в Ирландию, неизвестно – был ли он
один, или приехал с товарищами. И, наконец – был ли трилистник привезен
Патриком на ирландскую землю или этот цветок стали приписывать к
святому только после его смерти? Некоторые ученые смеют предположить,
что Святого Патрика как такового не существовало, а, вероятнее всего,
это была группа из трех монахов.

И они не были первыми
миссионерами на земле ирландской. До них уже существовали записи о
появлении первых миссионеров, например, известно имя британского кельта
Конгара, которого связывают прежде всего с проведением первой в истории
Ирландии Христианской Литургии. Чуть позже это событие будет приписано
Св. Патрику.

Существует история и о другом миссионере
Паладиусе, который еще в 380 году ввел христианство в Ирландии, но он
не угодил Церкви и был отлучен от нее. Самое главное, что он носил
титул “Патрисиус”! У Паладиуса существовал последователь, тоже из
кельтов – Зукат. И он тоже носил титул “Патрисиус”. Жизнеописание этого
монаха как две капли воды схоже с жизнеописанием Святого Патрика.

Историки
вспоминают и еще одного Паладиуса, занимавшегося миссионерской
деятельностью, но не бывшего монахом, то есть – Патрик, вполне
возможно, не конкретный человек, а собирательный образ нескольких
миссионеров, оставивших заметный след в истории христианизации
Ирландии. И имя Патрика – вовсе не имя, а Римский титул, который со
временем приобрел значение имени.

Однако, как бы то ни было, с
именем Святого Патрика связано множество легенд, например, что он с
помощью трехлистного клевера (shamrock) объяснял людям понятие Святой
Троицы. “Так же как три листа могут расти от одного стебля, так и Бог
может быть един в трех лицах”, – это фраза святого уже стала
христоматийной. И в Ирландии существует традиция прикреплять к одежде
листок трилистника, символизирующий крест, цвет католицизма, да и
символьный цвет самой “изумрудной страны”. Есть и церковный гимн, в
котором повествуется о том, что Святой Патрик при помощи трилистника
прервал языческий ритуал, который совершался в селении Тара,
королевской столице Ирландии тех времен.

Что самое интересное
в жизни Святого Патрика, как утверждают сами ирландцы, что в период
Великого Поста Святой Патрик постился на горе Кроу-Патрик сорок дней и
когда наступила Пасха, он продолжал поститься. За все это время он
настолько истощился, что сам Господь спросил его: «Патрик, сын мой, –
зачем ты постишься, когда Пост окончен?» На что тот дал ответ: «Разреши
мне судить народ ирландский в судный день, тогда я прекращу поститься».
Господь услышал его и сдержал слово. Тогда Святой Патрик попросил его
изгнать змей с Ирландии, и Господь изгнал их. С тех самых пор на
территории Ирландии люди забыли, кто такие змеи…

Говорят, что
как-то друид Локру начал оскорблять святого, а вместе с ним и всю
христианскую веру в самых неподобающих выражениях.

Естественно,
набожный христианин не мог вытерпеть такого богохульства и взмолился к
Господу с просьбой покарать язычника. Внезапно Локру был поднят в
воздух, а затем упал на землю, размозжив себе голову о камень.

Однажды
во время Великого поста Святой Патрик постился в течение сорока дней и
ночей на вершине горы Кроу Патрик. Бог испугался, что он может умереть
и оставить незаконченным свое жизненное предназначение, поэтому
попросил Патрика прекратить пост, но тот согласился на это только при
трех условиях: ирландцы не должны жить постоянно под гнетом, страна
будет затоплена за семь лет до конца света, чтобы избежать разрушения,
и чтобы самому Патрику было разрешено судить всех в последний день.
После этого эту гору стали называть Croagh Patrick.

Каждый
год десятки тысяч паломников, многие из которых на босую ногу,
поднимаются на святую гору “Croagh Patrick”, высотой 765м. над уровнем
моря. Предание гласит, что именно на этой горе Св. Патрик совершил одно
из своих чудес – повелел змеям со всей ирландской земли собраться у его
ног, а затем изгнал их.

Согласно легенде, одна большая и
хитрая змея никак не хотела покидать Изумрудный остров. Святому
пришлось прибегнуть к хитрости. Он соорудил большой ящик и сказал змее,
что она никак не сможет поместиться в нем. Упрямая рептилия поддалась
чувству противоречия и стала спорить с миссионером. Как только змея
залезла в ящик, святой быстренько прикрыл его и бросил в море.

Возможно
предание что-либо преувеличивает. Но существует реальный факт – змей в
Ирландии нет (правда, скептики утверждают, что их там и отродясь не
было).

Благодаря миссии святого, Ирландия стала “Островом
Святых”, землей монахов и родиной миссионеров, несших свет христианства
в другие страны. Существуют указания на то, что они доходили и до
земель нынешней России. Из писаний Святого Патрика сохранились его
автобиография – “Исповедь”, одно послание и молитва “Щит Св. Патрика”
(“Мольба оленя”). Согласно легенде, эту молитву Святой читал, когда шел
с учениками мимо засады, которую устроил король-язычник, желая помешать
миссии Патрика. Вместо путников воины в засаде увидели лишь проходившее
мимо оленье стадо. По благочестивому убеждению тот, кто с верой
повторяет эту молитву святого, будет ограждаем от всякого зла.

Святой
Патрик – один из самых почитаемых во всем мире Святых. Западная Церковь
отмечает день его памяти 17 марта, в ряде православных Церквей его
память чтится 30 марта по новому стилю (17 марта по старому стилю).

Но
у Дня святого Патрика есть и языческие мотивы. Так, одним из его
непременных героев являются лепреконы – сказочные башмачники, владеющие
спрятанным горшком с золотом. Если удачливому искателю сокровищ удастся
поймать лепрекона, то это существо должно рассказать человеку, где
спрятаны его сокровища. Впрочем, если вы вдруг поймаете башмачника, то
помните, что полностью верить ему не следует, – эти человечки
злокозненны и проказливы и легко могут обмануть доверчивого искателя
сокровищ.

Говорят, что лепреконы вошли в празднование Дня
святого Патрика совсем недавно – компаниям, которые продают открытки на
этот праздник, требовался симпатичный персонаж, который мог бы
появиться на рисунках. А суровый, хотя и добрый, проповедник святой
Патрик не совсем подходил для этой роли. На рисунках лепреконы, как
правило, одеты в остроконечную шляпу и кожаный фартук.

Счастье
в День Святого Патрика можно обрести и иначе – стоит только найти
четырехлистный шэмрок. Такой листочек клевера приносит удачу всегда, но
в День святого Патрика такое счастье удваивается. Непонятно только, что
же делать жителям северных стран, где этот праздник приходится на
холодное начало весны, когда клевера на лугах и в помине нет.

Традиционно
в День Святого Патрика устраиваются парады. На улицы выходят люди,
одетые в экстравагантые костюмы, и также духовые оркестры, которые не
могут обойтись без знаменитой волынки. Народная молва гласит о том, что
эта традиция родилась в Ирландии. Но, похоже, что это не совсем так.

Во
всяком случае, Нью-Йорк и Бостон оспаривают пальму первенства.
Нью-йоркцы утверждают, что первый парад состоялся в 1762 году именно в
их городе. Тогда Ирландия находилась под властью англичан, и вполне
возможно, что жители непокорных североамериканских колоний выражали
таким образом свою с ними солидарность.

Но с тех пор в
Нью-Йорке проходит одно из самых пышных празднеств в этот день. Бостону
же – самому ирландскому городу США – достается только 1802 год. Хотя,
некоторые утверждают, что впервые празднование Дня Святого Патрика было
организовано в США Ирландской Ассоциацией Милосердия Бостона, в 1737
году.

В настоящее время фестивальный парад Дня Святого Патрика
празднуют сотни миллионов людей во всем мире. В этот день весь мир – от
Дублина до Сиднея и от Нью-Йорка до Москвы с Петербургом – становится
ирландским.

Впервые в Москве оно отмечалось в 1992 году: на Новом
Арбате состоялся парад, в котором участвовали «марширующие оркестры,
конные казаки и 15 автоплатформ, представляющих многие российские и
ирландские компании». Инициатором проведения этого весьма своеобразного
парада выступил Дерек Кео, президент компании «Аэр Рианта» –
ирландского национального аэропортового органа, начинание которого было
активно поддержано московской администрацией. В 1999 году из-за
финансовых проблем парады было прекратились, однако три года спустя
торжество реанимировали. В этом году в программе «Дня святого Патрика»
вместе с парадом на Новом Арбате анонсированы «захватывающий
фолк-фестиваль «Кельты нон-стоп» – праздник кельтской музыки и танцев»,
10-ти часовой музыкально-танцевальный марафон и «настоящая “патричная”
вечеринка» в одном из столичных клубов.

Ирландцы и их друзья
вспоминают национальную музыку и танцы, спектакли и весёлыми торжества.
Но прежде всего – парады с шествием духовых оркестров, экстравагантными
костюмами, народным творчеством и смеющимися лицами.

В День
Святого Патрика каждый американец превращается в почетного ирландца,
все вокруг зеленеет, даже то, что позеленеть не может в принципе. В
барах подают зеленое пиво, в магазинах торгуют зелеными бубликами, а в
Чикаго заходят еще дальше и красят воду в реке в зеленый цвет.

А
вот в Испании он проходит незаметно, за исключением городов Лорки и
Мурсии — потому что в 1452 году, 17 марта, в день Св. Патрика
христианские рыцари из Лорки и Мурсии разгромили в битве при
Альпорчонах отряд мавританских рыцарей из мусульманской Гранады. Как
считают многие историки, именно с этого времени начался последний этап
отвоевания христианских земель у мусульман, которая закончилась в 1492
году сдачей Гранады.

Король Испании Кастилиан Хуан II присвоил
Лорке титул Благородного города и собственный герб. А в знак того, что
победа была одержана в день Святого Патрика, папа Климент VII
благословил сооружение в Лорке храма Святого Патрика, который по сей
день является одним из главных достопримечательностей города.

В
День Святого Патрика полагается выпить хотя бы рюмочку спиртного в
каком-нибудь ирландском баре: в этот день все бары становятся
ирландскими, а все музыканты – ирландцами. Можно устроить соревнования
(не злоупотребляя) бокалов выпитого, в честь святого Патрика и
“Изумрудной Страны”. Существует так называемая “Чарка Патрика” –
единица измерения виски, которое было выпито в День Святого Патрика.
Предание предписывает о том, что до того как выпить бокал виски, в
бокал необходимо положить лист “трилистника” (кислицы). С тех пор в
народе говорят “Осушим Трилистник” (‘drowning the shamrock’).

В
самой Ирландии парад в День Святого Патрика проводится более чем в 30
городах, включая основные парады, проходящие в Корке, Галвее, Лимерике
и, конечно же, в Дублине с его грандиозными празднествами.

Забавно,
что в Ирландии этот праздник долгое время считался исключительно
религиозным, а до семидесятых годов прошлого столетия ирландские законы
предписывали всем пабам 17 марта закрываться!

Теперь же на главных
улицах Дублина проходят праздничные шествия, в пабах играет живая
музыка. Жители города надевают рыжие парики и зеленые кепки, которые
продаются в магазинах, берут с собой горшочки с шемроком (один из
символов Ирландии – четырехлистный клевер) и национальные флаги. А
вечером устраивают фейерверки и салюты. Праздник всегда проходит в
безудержном веселье.

Парады в честь Святого Патрика растянуты и разбросаны подобно самим ирландцам, которые разбросаны по всему свету.

Стоит
добавить, что День Святого Патрика празднуется также в Нигерии, так как
в ней в 19 столетии трудились миссионеры из Ирландии, а родиной Святого
Патрика по праву следует признать Ирландию, но не Уэльс, как многие
западные историки утверждают. Также хочу отметить, что раннее был спор
о дате рождения Святого Патрика, – Уэльс считал 8 марта, а Ирландия – 9
марта. Компромисс был найден спустя чуть более четверти века. Условно
приняли новую дату – 17 марта, сложив обе даты вместе.

Голбан Андрей