iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Разве можно бросать детей как ненужную вещь?

Недавно мы вместе с друзьями посмотрели телепередачу о брошенных детях. В ней рассказывали о судьбах «отказников». Чиновник представил статистику, из которой следовало, что лишь 10 процентов  выросших в детских домах становятся «социально вменяемыми гражданами». На вопрос, как эту ситуацию преодолеть, услышали: повышать нравственность народа, чтобы матерям совесть не позволяла оставлять детей…

А вот у нас после просмотра возник вопрос, который в передаче не прозвучал: почему вообще мать имеет право бросить ребенка в роддоме? Так легко: просто заполняет какой-то бланк и идет домой. Почему это не преследуется законом? Например, когда мужчина уходит из семьи, он платит алименты до совершеннолетия сына или дочери. Как же можно совсем оставить дитя с момента его рождения и забыть о нём?! Разве закон не призван защищать природную и социальную норму?

Разгорелся спор. Наше мнение было такое: задумала оставить малыша, должна назвать серьезную причину. Если она действительно веская, будь добра до 18 лет  вноси ползарплаты на содержание и воспитание ребенка. Если есть возможность точно указать биологического отца, в судебном порядке производится генное тестирование (или просто берется подписка о согласии, – есть же еще порядочные мужчины), и тогда ты вносишь, скажем, не 50 процентов зарплаты, а 30 и еще столько же отец. С учётом государственных субсидий (то есть средств, которые выделяются на детдома), можно надеяться, что ребенок получит приличное содержание, воспитание и образование. Мне кажется,  при таком порядке число брошенных детей резко сократится.

Однако не все с нами согласились. Подруга Лена (её, кстати, вырастил отец – мать рано умерла) привела контрдоводы.  

Она предположила, что мамаши тогда будут не оставлять детей, а убивать. Ну, мы думаем, таких все-таки окажется намного меньше, чем тех, что готовы бросить ребенка «на попечение государства». А потом следует ужесточить законы в этой области и за детоубийство карать по полной. И ещё: мы лично знаем несколько случаев, когда «нежелательные» дети от незапланированной беременности становились самыми любимыми для своих родителей.

 

«Женщина может попасть в трудные обстоятельства, когда у нее нет выбора» – это Лариса (она младше нас года на три  – чувствуется) пытается нас разжалобить. Ах, ах, мало ли какие «трудные» обстоятельства, у нас у всех в жизни они бывают, но это не уменьшает ответственности перед тем, кого ты произвел на свет. Выбор есть всегда. Подруги упорно отстаивали свою точку зрения: «Зачем ребенку такая мать, которая не бросила его только из страха перед законом…» Во-первых, мы не призываем обязательно оставлять новорожденного при такой матери. Пусть отдаёт ребенка, но пашет на него. А во-вторых, мы настаиваем, ребенок может стать любимым.  Вот так и поговорили. А мы через время вернулись к теме.

И ВЫЯСНИЛИ, что действительно согласно Семейному кодексу любой человек может отказаться от ребенка (как от ненужной вещи?), причем закона, по которому они бы за это несли ответственность, хотя бы материальную, в природе не существует!

Социальные работники выделяют три категории женщин-отказниц. Те, кто делает это официально, еще находясь в стенах родильного дома – таких в общей массе решившихся на крайний шаг большинство. Есть женщины, которые оставляют ребенка на видном месте, в надежде на то, что его найдут добрые люди. Наконец, существуют особи, сознательно обрекающие новорожденных на смерть, бросая их под покровом ночи в мусорные ящики, канализационные ямы, водоемы. Примеры? —  Пожалуйста: в Бельцах пару месяцев назад нашли тельце новорожденного в районе городского озера.

В Приднестровье жительница города Слободзея Светлана К. (1987 года рождения) в апреле 2009 года около 7 часов утра у себя  дома родила здоровую, жизнеспособную девочку. Сразу же после родов, не перевязав пуповину, не покормив ребенка, завернула его в старую спортивную кофту, положила в полиэтиленовый пакет, который  и оставила на асфальте возле прицепа с мусором. Часов в пять вечера мертвого ребеночка нашел бомж. По заключению судмедэксперта смерть младенца наступила от  общего переохлаждения. Учитывая тяжелое материальное положение Светланы и то, что она ранее не судима, проживает без мужа и находится  в декретном отпуске по уходу за двухлетним сыном, суд определил ей наказание в виде трех лет лишения свободы.   

Юрист  муниципального Бельцкого перинатального центра Олеся Якубенко, авторитетно утверждает, опираясь на практику,  что отказываются от своих деток в основном молодые женщины из сельских районов, приехавшие в город в поисках работы и куска хлеба. Как правило, они не замужем. «В общем это те, кто еще не устроен в жизни как следует и не знает, как себя-то прокормить, не говоря уж о ребенке». Впрочем, случаи бывают разные. Несколько лет назад оставила своего малыша  довольно зрелая дама, мать пятерых детей. С шестым «залетела», пока муж в длительной загранкомандировке был.

Сотрудники роддома уже научились вычислять «кукушек». С ними беседуют социальный ассистент, психолог, весь медперсонал. В прошлом году благодаря общим усилиям удалось половину таких мамаш удержать от рокового шага, и «отказников» было всего трое.  Цифра вроде бы небольшая (7-8 лет назад за год оставались брошенными 10-12 малышей), да и желающих усыновить достаточно, и всё же по сути отказ от ребенка – это какое-то…искажение реальности. Вот, например, одна из прошлогодних отказниц – школьница Катя, успевшая заработать не аттестат зрелости, а судимость за мошенничество. Родив мальчика,  даже не захотела дать ему имя. Отец молодой мамочки предложил усыновить своего внука, однако медперсонал видел, что и ему  ребенок не нужен.

Но бывают случаи, когда рожениц искренне жаль. Три месяца назад в роддом поступила 20-летняя Вероника.  Опереться ей не на кого – отец ребенка исчез, родители в разводе и заняты своими проблемами,  работы нет. «Что делать, что же мне делать?» — в тихом отчаянии заглядывала она в глаза врачу… Сейчас её сын живет в  приёмной семье. Может, и вправду, ему там лучше?

За минувшее полугодие нынешнего года от шестерых младенцев, родившихся в приднестровском Центре матери и ребенка, отказались их матери. По словам главного врача учреждения Сергея Самаркина, в 2008 году в центре было 5 случаев отказа от детей, в 2009-м – 7. « Как видно из года в год увеличивается количество малышей, которые оформляются в Дом ребенка или усыновляются в связи с отказом от родной матери. Если такими темпами будет и дальше расти отрицательная динамика, то естественно эта проблема приобретет большие масштабы», — считает главврач.

Причины, по которым матери отказываются от новорожденных детей — самые разные. Например, в 2008 году, зарегистрирован один случай отказа от новорожденного с  аномалией развития. Все остальные младенцы были здоровы, и  в числе причин отказа роженицы называли неполную семью, отсутствие возможности или желания содержать и воспитывать ребенка. В 2009 году статистика иная: основная причина отказа  – аномалия развития у детей, был также единичный факт недееспособности матери. В текущем году матери чаще всего отказываются  от здоровых детей.

«Лучше, когда мать оставляет новорожденного в нашем учреждении, чем на улице, подвергая его здоровье и жизнь опасности», — говорит С.  Самаркин. — Если женщина официально отказывается от своего дитя и оформляет все соответствующие документы, то ребенок попадет на усыновление в ту семью, где он является желанным и получит максимум внимания. Семьи, которые не имеют детей, годами стоят в очереди на усыновление. Для них это единственный шанс стать счастливыми родителями и дать счастье малышу. Я бы все-таки призывал не осуждать таких женщин, им можно лишь сочувствовать, – ведь они всю жизнь будут мучиться угрызениями совести».

Может быть, будут, а, может, и нет, — не станем спорить. А вот не осуждать их – признаться, сложно. Даже, если их толкают на такой шаг чрезвычайные обстоятельства.

Приднестровский психолог  Елена Михайловская по опыту знает: «кукушками» становятся  чаще всего выходцы из социально неблагополучных семей, которые  сами росли  в ненормальных условиях. «Бывает так, что  женщина попадает в трудную ситуацию, на нее неожиданно ложится большая ответственность за то, чтобы вырастить и воспитать, достойного человека, но это пока не в ее планах или не в ёё силах. Вот тогда  она и оказывается перед тяжелым выбором и, если слабая — решает уйти от проблемы, бросив свою плоть и кровь на произвол судьбы. Есть женщины, у которых не сформировался материнский инстинкт, и они просто не чувствуют  привязанности и любви к малышу и не задумываясь оставляют его. Имеют значение и такие факторы, как наследственная  предрасположенность, история появления на свет самой  «матери- кукушки», чье рождение, возможно, не было желанным. Если ее мать также стояла перед выбором, то на подсознательном уровне дочери могут повторять судьбу и действия своих родителей».

Впрочем, есть немало случаев, когда девочки, сформировавшиеся в неблагополучных семьях,  оказываются прекрасными мамами, мечтая подарить собственным детям все, чего они были лишены в детстве сами.  Многие женщины, не хотевшие поначалу детей и забеременевшие случайно, становятся затем любящими мамами.

«В целом, как бы ни складывались обстоятельства, в зачатии  ребенка всегда принимают участие двое, поэтому нести ответственность за него должны тоже два человека». И в этом с психологом мы согласны.

Н. КОВАЛЬСКАЯ, Д. СПАСОВ.

Материал опубликован в рамках проекта «Масс-медиа в Молдове», осуществляемого IREX Молдова, в сотрудничестве с Центром независимой журналистики (ЦНЖ) при финансовой поддержке правительства США посредством Международного Агентства США по развитию (USAID). Мнения, выраженные здесь, принадлежат авторам и не отражают взгляды IREX и ЦНЖ или правительства США.