НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2021
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Молодежь Приднестровья объединяется

Образование // 13:52, 7 ноября 2008 // 2416


Начало нового учебного года ознаменовалось для приднестровского студенчества в Украине важным событием -в Киеве участниками международногофорума

« Приднiстровська молодь Украiны»принято решение о создании ассоциации нашей студенческой молодежи в Украине.

В работе форума, который проводился в конференц-зале Дома учителя, принимали участие представители органов государственной власти Украины,местного самоуправления, активисты украинской приднестровской молодежи, представляющие все регионы Украины, эксперты и политологи. Украинская сторона уделила форуму самое высокое представительство. Вработе участвовали чрезвычайный и полномочный посол Украины в Молдове Пирожков С.И., начальник управления Министерства иностранных дел Украины по вопросам граждан Украины за рубежом Боечко В.Д., директор департамента молодежной политики Министерства по делам семьи, молодежи и спорта Захаренко К.В., директор центра общественных исследований «Украинский меридиан» Левусь Д.А., председатель Всеукраинской организации «Новые инициативы молодежи» Усак А.Н., академик, директор института защиты информации Хорошко В.А.

С приднестровской стороны в форуме участвовали Боднар В.Л., -заместитель председателя комитета по вопросам образования и науки Верховного Совета ПМР, председатель Республиканской общественной организации « Укрпросвiта», Ткачук Л. И., - председатель украинского общества ПМР им. А.Бутта, руководители украинских учебных заведений Приднестровья, представители общественности.

Создаваемая новая общественная структура призвана в комплексе координировать работу, способствующую скорейшей адаптации нашей молодежи в гражданское сообщество как на исторической родине – Украине, так и в родном Приднестровье.

Как подчеркнул в своем выступлении посол Украины в Молдове Пирожков С.И.,

«нынешнее Приднестровье до сорокового года прошлого столетия входило в составУкраины, а треть его населения составляют этнические украинцы, среди которых 80тысяч являются гражданами Украины. Это самый веский аргумент в пользу того, чтоУкраина на государственном уровне занимается проблемами своих соотечественниковв Приднестровье. В рамках программы Президента В.Ющенко по поддержке граждан Украины, проживающих за ее границами, ежегодно более двухсот приднестровских выпускников становятся студентами самых различных высших учебных заведений Украины, многие продолжают обучение уже на следующих уровнях послевузовского образования. Наша общая задача –максимально способствовать гармонизации образовательного процесса».

«Сегодня- продолжил тему В.Л.Боднар,- можно с уверенностью сказать, что украинский язык получил постоянную прописку в системе образования Приднестровья: сформирована и работает государственная система образования на украинском языке. А это значит, что родители могут отвести за ручку свое чадо в детский садик, потом – в школу или гимназию, а потом и на факультет украинского языка в Приднестровский государственный университет. Есть и школы с русским языком обучения, в которых дети изучают украинский язык.Много это или мало? Если вспомнить, что совсем недавно в Приднестровье общались на украинском языке,в основном,дома или в кругу друзей– наверное, это уже хорошо. Но если не забывать, что треть граждан Приднестровья – украинцы, то становится ясно: все, что сделано до сих пор – только начало пути.

Сегодня у молодых родителей не должно быть сомнений в том, сможет ли их ребенок, закончив украинскую школу, учиться дальше. Будет ли у неговозможность пробовать свои силы именно в том ВУЗе,куда он стремится поступить, или он будет вынуждено ориентироваться только на те факультеты, где возможно обучение на родном для него языке. Снимем проблему -и на линейках в украинских школах станет больше первоклассников.

Нерешенных вопросов еще очень много: есть трудности и с учебниками, и с программами обучения. Особая проблема - закрепление кадров.

И вот тут мы надеемся как раз на ту молодежь, которая сегодня учится в Украине. Надеемся, что они вернутся домой, ибудут востребованы в нашем обществе,а мы создадим для них такие условия, чтобы им тоже захотелось отвести своих деток в сады и школы, где они могли бы учиться на родном для них языке, сохранять и приумножать свои национальные традиции. Мы, взрослые, должны сделать все, чтобы дети хотели вернуться домой, видели свое будущее вместе с Приднестровьем, отдали ради его процветания свои силы и знания.

А пока наша студенческая молодежь в Украине разобщена,молодые люди пытаются самостоятельно разрешать проблемы, с которыми неизбежно все мы сталкивались в студенческие годы. Только им труднее, потому, что рядом нет родителей,к чьей помощи они привыкли, сегодня и Украина стала другая. Наши дети мало знакомы с реалиями и особенностями украинского сообщества,в котором им надо безболезненно адаптироваться на ближайшие годы. Вот главная задача для украинского сообщества Приднестровья.

Занимаясь решением проблем нашего студенчества,мы реально заботимся о будущем своего государства».

Ответственный организатор форума Д.Левусь обозначил и другие темы, над которыми будут работать участники форума после его завершения, в том числе и над тем, какое особое значение приобретает помощь Приднестровью со стороны Украины с учетом его неопределенного статуса. Было отмечено, что мировое сообщество, так же, как и украинское, недостаточно проинформировано о государственной политике Украины в этом направлении. По мнению Д.Левуся «должна заработать широкая информационная программа,активизироваться работа украинских сообществ по культурным связям Украины и Приднестровья, направленная на поддержку своих соотечественников как в Приднестровье так и во всем мире. Есть необходимость в расширении гуманитарной помощи Украины Приднестровью, поднятие ее на новый, эффективный уровень».

На секционном заседании форума были обнародованы промежуточные результаты аналитических исследований, общественных опросов приднестровских и украинских экспертов по проблемам приднестровской молодежи. Коллегиально выработанные рекомендации будут доведены до руководстваУкраины и Приднестровья. Участники форума будут работать над созданием землячеств приднестровской молодежной общественности в Украине, их гармоничному вхождению в студенческие и молодежные организации Украины, способствующие полноценному участию молодежи в жизни Украины и родного Приднестровья.

В ходе работы форума приднестровским участникам была предложена и культурная программа, в рамках которой они ознакомились с многочисленными достопримечательностями древнего Киева, побывали в Киево-Печерской лавре.

- Участие в работе форума считаю очень полезным, - поделилась впечатлениями Л.С.Коломиец, помощник депутата ВС ПМР А.В.Юдина. В первую очередь, надо отметить благожелательную атмосферу, внимание со стороны организаторов этого мероприятия. И потом, сама тема форума актуальна. Была поражена, когда узнала, что наше непризнанное Приднестровье является единственным государством в мире,в котором cформирована структура образования, несмотря на огромные украинские диаспоры в таких государствах, как Канада, США, Польша. Этот показатель однозначно свидетельствует, где приложены реальные усилия для получения результата. Возможно, в государствах с самодостаточной экономикой нашим соотечественникам за рубежом вполне хватает только культурного уровня общения.В нашем же случае система образования стала еще и индикатором проблем нашей молодежи, напрямую связанных с не признанностью Приднестровья.

Сегодня развивать с Украиной отношения в сфере образования означает открыть будущее для наших детей,иметь возможность готовить квалифицированных специалистов самого широкого спектра, которые уже сегодня нужны нашей промышленности и производству.

Безусловно, что в нынешних реальных условиях система образования на украинском языке создавалась подвижническим трудом Республиканской общественной организации«Укрпросвiта» при поддержке государственных структур, всей украинской общественности при прямом и заинтересованном участии Украины. Но созданная система нуждается в расширении и укреплении. И это та сфера, где работы достаточно и для министерства образования ПМР, и для депутатского корпуса республики и для украинской общественности.

Реальность такова: помогать развитию системы образования на украинском языке в Приднестровье значит решать проблему сохранения квалифицированных кадров для нашего народного хозяйства, развития нашей экономики и укрепления государства.

А, учитывая тот факт, что Украина является страной-гарантом в переговорном процессе по Приднестровью, эта работа дает возможность самым непосредственным образом на общественном уровне влиять на выработку окончательных решений по статусу Приднестровья. И таких решений, которые будет отвечать интересам всего нашего общества».


Л. Саввова