НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

О том, что Украину ждет дефолт, в последние недели не говорит только ленивый...

Эксперты // 18:50, 4 марта 2009 // 2679
Правда, предполагаемую дату дефолта то и дело переносят. Сейчас вот ждут 7 марта – мол, аккурат, перед Женским днем все и решится...

Причина ожиданий проста и прозрачна: до 7 марта Нафтогаз Украины пообещал в полном объеме оплатить Газпрому поставки газа в феврале. Тут, правда, витает в воздухе некая неясность. Вроде бы речь сначала шла о том, что газа в хранилищах Украины хватит до весны. И потому, мол, высокая цена на газ в первом квартале 2009 года: $360 за тыс. куб. м. - чистая формальность. Ничего по этой цене Украине покупать не придется, а уж во втором квартале газовые цены, следом за нефтяными, неизбежно пойдут вниз, и для Украины тоже будет новая цена, по которой она уже и будет покупать газ… Примерно так все это излагалось в СМИ, но пока все это излагалось, заключались договора по объемам отбора газа – так, на первый квартал 2009 года Украина законтрактовала 5 млрд. куб. м.

Надо признать, что газ отбирали очень экономно. Точные цифры фактического отбора не сообщаются, но, исходя из заявления представителя НБУ о том, что Нафтогазу для расчета за февраль нужно $400 млн., можно прикинуть - получается что-то около 1,1 млрд. куб. м. газа. А если говорить о планах на весь год,  то украинская сторона уже заявляла, что заинтересована в сокращении законтрактованных ранее объемов: с 40 до 33 млрд. кубометров.

Тут, правда, есть одна деталь. По итогам января-февраля 2009 года отбор газа был на уровне 50% от законтрактованных объемов. А планка take or pay в контракте Газпрома с Нафтогазом зафиксирована на уровне 80% - такой объем поставок потребитель должен оплатить независимо от возможности его отобрать и использовать. Правда, была достигнута, вроде бы, договоренность с Газпромом. О том, что если Нафтогаз своевременно рассчитается на уровне фактически потребленных 50%, то вопросов по оставшимся 30% не будет.

Самое главное слово тут – «своевременно». Седьмое близится, а денег, между тем,  нет. Нет совершенно объективным причинам: в мире - кризис, а экономика Украины очень сильно экспортно и одновременно импортно зависима. Упал мировой спрос на сталь и химию -  нечем стало платить и за газ. Какое-то время была надежда получить деньги от МВФ, в виде второго транша стабилизационного кредита, но тоже не получилось. Формально МВФ денег не дал потому, что бюджет Украины на 2009 год слишком дефицитный. Но это отписка, и все это понимают. Если же реально посмотреть на вещи, то у МВФ, скорее всего, тоже нет свободных средств. Все уже израсходовано на затыкание различных дыр, и кубышка, увы, пуста.

Помимо оплаты на уровне 80% контракта против 50% фактически потребленного контрактового объема, срыв срока платежа грозит Украине во-первых, отключением газа 8 марта (хороший подарок к празднику, что и говорить!), и, во вторых, переходом на систему 100% предоплаты – это заложено в контракте. Контракт, таким образом, для Украины все-таки кабальный, что есть - то есть. Однако, другого нет, и альтернативного источника газа тоже нет. Что делать?

В принципе, Украина уже обращатись к России за стабилизационным кредитом. Точнее, в том числе и к России, а также к США, ЕС, Китаю и Японии. Вопрос везде изучается, отказов пока нет, но нет и денег. Россия – опять же, в принципе, стабилизационные кредиты дает. И даже в пределах СНГ дает – вот, Белоруссия и Казахстан получили по $ 2 млрд. Но время поджимает, быстро вопрос не решается, и остается один выход: подключать административно-политическую составляющую. Нужен был политический шаг - и шаг был сделан: 3 марта 250 депутатов Верховной Рады проголосовали за отставку Владимира Огрызко с должности главы МИД Украины. Итог голосования выглядел неожиданным: отставку Огрызко поддержала часть депутатов БЮТ. Между тем, накануне члены фракции БЮТ говорили, что, хотя они и недовольны работой Огрызко, но увольнять его планируют не в одиночку, а лишь «в пакете» с другими министрами, назначенными в правительство по квоте Виктора Ющенко.

Коммунисты и «регионалы» аплодировали итогам голосования. А БЮТ скромно отмолчалась – руководство фракции ограничилось информацией о том, что голосование за отставку Огрызко не было общефракционным решением, но к депутатам БЮТ, поддержавшим отставку главы МИД, у руководства фракции претензий нет, ибо в БЮТ царит демократия и плюрализм мнений… Большинство же экспертов поспешили заявить, что указание отправить Огрызко в отставку исходило с самого верха, от премьер-министра Юлии Тимошенко, и что «голова» Огрызко должна стать подарком Кремлю, дабы тот вмешался в непростую ситуацию с оплатой за газ. В принципе, такое вмешательство, вполне возможно. Даже неофициальное заявление российского премьера о том, что вопрос о стабилизационном кредите для Украины будет решен положительно, или, хотя бы «по всей вероятности будет решен положительно» очень сильно изменило бы позиции Нафтогаза в переговорах с Газпромом.

Была ли отставка Огрызко в действительности «подарком Кремлю»?

Несмотря на широкое хождение этой точки зрения, я позволю себе в ней усомниться.

Во-первых, Огрызко, возможно, и не нравится Москве, но едва ли там так уж мечтают о его отставке. Хотя бы по той причине, что при нынешнем кадровом раскладе в МИД Украины любая другая фигура, из числа возможных, будет для Москвы нисколько не симпатичнее.

Во-вторых, с практической точки зрения, ничего не изменится. Был Виктор Огрызко министром, будет и.о. министра. Ну и что это меняет? Ничего, кроме приставки и.о. Верховная Рада навесить Огрызко не в состоянии. Президент так легко его не сдаст. Уже вечером того же дня, заместитель главы фракции НУ-НС Тарас Стецькив, выступая в эфире украинского «5-го канала» заявил, что процедура голосования проходила с нарушениями. А 4 марта в офис Нафтогаза пришли следователи СБУ в сопровождении бойцов «Альфы» - для производства следственных действий по делу о завладении должностными лицами Нафтогаза транзитным газом в объеме 6,3 млрд. куб. м. на сумму свыше 7,4 миллиарда гривен. Дело было возбуждено 2 марта, и тогда же, в рамках этого дела, был задержан зам. начальника отдела энергетической региональной таможни Тарас Шепитько.

И тут вырисовывается интересная и очень выразительная хронология. Второго марта  открыто уголовное дело против верхушки Нафтогаза, явно примыкающей к БЮТ. Третьего марта прошло голосование за отставку главы МИД, столь же явно примыкающего к президенту. Четвертого марта маски-шоу гастролируют в центральном офисе Нафтогаза в Киеве, причем следователи требуют подлинники контрактов между  Нафтогазом и Газпромом. Что-то будет 5-го? Тоже, наверное, что-то будет.

В этих условиях пойти или не пойти навстречу Украине в вопросе оплаты за газ, по сути, означает политически поддержать либо Юлию Тимошенко (если пойти), либо Виктора Ющенко (если отказать). Третьего просто не дано. На это, по всей видимости, и рассчитывает Юлия Тимошенко. Таким образом, хотя о «подаренной» Кремлю «голове Владимира Огрызко» говорить не вполне корректно, можно с полным основанием говорить о создании ситуации, когда Москва поставлена перед необходимостью выбирать, по принципу «или – или», причем, поставлена так, что в ее выборе особых сомнений нет.

Я не берусь предсказать, что произойдет 5 и 6 марта. Но зато я могу с уверенность сказать, что компромисс между Нафтогазом и Газпромом по вопросу погашения февральского долга обязательно будет найден. Причем такой, что ни штрафные санкции за недобранный газ выставлены не будут, ни «своих» $400 миллионов у Нафтогаза к 7 марта не появятся – неоткуда им взяться, этим миллионам.  Тем не менее, 8 марта газ не отключат. Ну, а переговоры… переговоры – да, могут идти некоторое время, но с неизбежным happy end. Как для газовых потребителей Украины, так и для премьер-министра Юлии Тимошенко - наиболее вероятного победителя на предстоящих президентских выборах. Юлия Владимировна в очередной раз всех блестяще переиграла. И в явный конфликт не вошла, поскольку за отставку Огрызко голосовала только часть фракции БЮТ, причем, по официальной версии – «самотеком», без указки сверху.  За премьером остались и газ, и пресловутые «полцарства», и даже «неизбежный» дефолт отодвинут на неопределенный срок.

Сергей Ильченко