Не
успели отгреметь праздничные салюты, отзвучать новогодние тосты и
догореть рождественские свечи, как политический класс Молдовы вновь с
головой окунулся в своё излюбленное занятие – поиск «достойной
альтернативы» действующей власти и, прежде всего, возглавляющему её
президенту страны, лидеру правящей Партии коммунистов Владимиру
Воронину.
Как из рога изобилия посыпались различные,
в том числе и весьма экзотические, версии относительно того, кто из
представителей нашей нынешней разношерстной оппозиции имеет больше
всего шансов на то, чтобы стать альтернативой Воронину и,
соответственно, предложить народу некую альтернативную нынешней
политику переустройства всей жизни в стране.
Оживились
многочисленные «независимые» политологи, эксперты и даже медиумы –
предсказатели, зашумели «независимые» СМИ, выдавая на гора всё новые и
новые «аналитические прогнозы» и свои собственные «видения» того, кто в
Молдове окажется именно тем самым «демократическим Давидом», которому
удастся сокрушить «коммунистического Голиафа».
Всё это,
конечно, вполне понятно и легко объяснимо, поскольку наступивший 2008
год является, по сути, годом предвыборным, в течение которого
молдавской демократической оппозиции предстоит осуществить
отмобилизацию своих сил и провести качественную подготовку к решающей
схватке в борьбе за власть с «еврокоммунистической» командой Воронина
на парламентских выборах весной 2009 года.
Непонятно, однако,
нечто совсем другое, а именно: что же, собственно говоря,
подразумевается оппозицией сегодня в Молдове под альтернативой Воронину
и всей системе нынешней власти? Само это слово, как известно,
происходит от латинского «alter» (один из двух) и означает
необходимость выбора одной из двух или нескольких взаимоисключающих
возможностей. Но есть ли сегодня какой-либо выбор у молдавского народа?
Есть ли у него эта самая «альтернатива»?
Исходя из того, что
принято подразумевать под альтернативой, получается, что в случае с
Молдовой речь идёт о том, что местная оппозиция должна стремиться не
только к простой, механической замене «еврокоммуниста» Воронина на
посту президента своим собственным, «альтернативным» представителем.
Она должна стремиться к тому, чтобы его взгляды на будущее страны были
диаметрально противоположны тем, которые имеет нынешней глава
государства. Она должна, прежде всего, стремиться к полной и
кардинальной перемене всей проводимой ПКРМ внешней, внутренней,
экономической и социальной политики, замене её своей собственной,
«альтернативной» ей, то есть ни в чём на неё не похожей. И всё это,
естественно, должно делаться оппозиций исключительно во имя блага
страны и народа. Но так ли всё это обстоит сегодня на самом деле?
Что
касается лично президента Воронина, то он, в любом случае, после
парламентских выборов весной 2009 года будет вынужден покинуть свой
пост, так как Конституция Молдовы не разрешает ему занимать его более
двух раз подряд. Так что, с этим вопросом, вроде бы, всё ясно и понятно.
Та конкретная молдавская партия, которая наберет в результате выборов в
2009 году наибольшее количество голосов электората и получит
большинство депутатских мандатов в парламенте, выберет или, точнее
говоря, назначит своего кандидата новым президентом страны, который, в
свою очередь, предложит парламенту кандидатуру нового премьер-министра,
после чего будет сформирован новый кабинет министров, который и поведет
страну «в светлое будущее».
Наберёт, например, вновь правящая
сегодня Партия коммунистов на выборах количество голосов, достаточное
для формирования фракции парламентского большинства, необходимого для
избрания президента, значит, новым главой Республики Молдова станет
один из её нынешних кандидатов – либо зашоренный коммунист-догматик
Виктор Степанюк, либо беспартийный, но «сочувствующий» Василий Тарлев,
либо «случайный коммунист по необходимости» Мариан Лупу.
Впрочем,
если всё случится именно так, то говорить в этом случае о какой-то
реальной, а не мнимой альтернативе Воронину, а равно и политике
коммунистической команды, вряд ли будет правомерно, так как любой из
этих кандидатов на посту президента будет вынужден держаться всё той же
самой программной «борозды», которую глубоко протоптал его
предшественник – президент Воронин. Какая-либо самостоятельность в его
действиях при сохранении нынешней системы власти начисто исключается.
Исключается
потому, что за каждым его шагом будут бдительно следить «боевые
товарищи» из руководства ПКРМ, волею которых он стал президентом. Тем
более, что и сам Владимир Николаевич, скорее всего, из власти не только
никуда не уйдет, но, напротив, постарается так ловко и прочно
«встроиться» в систему этой власти, чтобы и после ухода с поста
президента крепко держать под своим неусыпным контролем и эффективно
использовать все её инструменты и рычаги.
Например, в случае
успеха руководимой им партии на парламентских выборах, он может стать
спикером парламента, который, согласно Конституции, осуществляет всю
полноту власти в стране, оставаясь одновременно и лидером правящей
ПКРМ. А вот новый президент в таком случае, как это и предусмотрено
Конституцией, будет весьма слабой, сугубо декоративной политической
фигурой с представительскими функциями. Чем-то вроде английской
королевы, которая, как известно, «царствует, но не правит». Так что,
никакой альтернативы в этом случае, увы, даже не предвидится.
Конечно,
могут быть некоторые нюансы в политике ПКРМ, если она останется
правящей, и её ставленника во главе государства после парламентских
выборов 2009 года, но весьма несущественные, лишь сугубо оттеночные,
едва заметные. Например, если президентом станет Виктор Степанюк, он
больше будет говорить на близкие ему патриотические темы и в большей
степени, чем Воронин, будет стремиться, по крайней мере, на словах, к
поддержанию дружественных связей с Россией.
Если же президентом
станет скромный трудяга Василий Тарлев, можно будет ожидать несколько
большего акцента на помощь с его стороны в развитии сельского хозяйства
страны и, опять же, более грамотной и прагматичной экономической
политики в отношениях с уважаемой им Россией.
Ну, а если
президентом станет интеллигентствующий эстет и убежденный западник
Мариан Лупу, то он, скорее всего, зачастит в Вашингтон и Брюссель, с
холодком относясь к Москве, а также займётся «политическим туризмом»,
стараясь не особенно глубоко вникать в чуждые ему проблемы молдавского
города и села.
В чём, однако, нет никаких сомнений, так это
лишь в том, что в политике самой ПКРМ, если ей снова повезет на выборах
и она сохранит себя во власти, не случится никаких существенных
изменений, способствующих тому, чтобы она стала не на словах, а на деле
хотя бы чуточку более «коммунистической». Ожидать каких-то реальных
«социалистических преобразований» в Молдове, во всяком случае, от этой
партии не следует. Ключевые проблемы нашей страны при власти местных
«еврокоммунистов», как и прежде, будут лежать не столько в сфере
экономики, сколько в социальной и гуманитарной сферах, где царят хаос и
разруха. При этом, как и сегодня, существенных изменений к лучшему в
этих сферах не произойдёт, поскольку в Молдове будет по-прежнему
господствовать социальный цинизм власти по отношению к народу.
Разрушительные
последствия власти партии, называющей себя «коммунистической», но
ревностно охраняющей и укрепляющей дикий капиталистический
общественно-политический строй в Молдове, основанный на безраздельном
господстве частной собственности на средства производства, оберегающей
авторитет непомерного и нажитого бесчестными способами богатства,
сосредоточенного в руках кучки нуворишей, будут и далее ориентировать
государственный аппарат и общество, в целом, в направлении довлеющего
эгоизма и равнодушия к согражданам, когда возникает убежденность в
бесполезности и даже вредности проявлений какой-либо доброжелательности
по отношению к другим, благотворительности, ревностном и честном
служении общественной пользе.
Это страшное по своей
разрушительной силе явление присуще вообще всем странам с рыночной
экономикой. Оно существует и во всех странах Евросоюза, куда правящая
ПКРМ вознамерилась привести Молдову. Но для нашей маленькой и слабой,
территориально расколотой страны оно особенно опасно. Социальный
цинизм, как негласное кредо политики и бизнеса, уже привел к недоверию
подавляющего большинства граждан Молдовы к действующей власти. Более
того, он привел к недоверию людей по отношению друг к другу.
Насилие,
агрессия, жестокость, этическая пустота, дегуманизация общества
становятся всё более привычными явлениями нашей повседневной жизни. В
Молдове сегодня многие тысячи крепких, здоровых парней заняты не
созидательным трудом, а лишь тем, что работают телохранителями местных
нуворишей-олигархов, охраняют с оружием в руках их роскошные офисы и
огромные особняки, окруженные пятиметровыми заборами. Охраняют, как ни
странно, от своего же собственного народа, так сказать, от «дорогих и
любимых сограждан», ограбленных этими нуворишами и защищающей их
интересы властью «еврокоммунистов», брошенных на произвол судьбы в
трагической ситуации, когда стремительный и безудержный рост цен и
тарифов всё большее их число неумолимо выводит за границу элементарного
физиологического выживания.
Это, к сожалению, никакое не
преувеличение. Это закономерные последствия ущербной политики власти
«еврокоммунистов», вожди которых во главе с Ворониным хотят «править
по-большевистски», но жить, как капиталисты-олигархи. Когда десяток яиц
в Молдове уже стоит 21 лей, пакет молока или кефира 10 – 15 леев,
килограмм мяса 80 – 100 леев, счета за телефон, воду, газ, свет,
отопление, коммунальные услуги для семьи из двух пенсионеров,
проживающих в двухкомнатной квартире и вместе получающих пенсию в
размере 800 – 1000 леев, зашкаливают за 900 леев в месяц, им,
действительно, приходится искать альтернативу: либо не платить по всем
счетам и хоть как-то питаться, чтобы не умереть с голоду, либо
расплатиться и остаться без средств на жизнь.
Если они выберут
первое, то рискуют быть выселенными «за долги» из своей квартиры и
получить право умереть в холоде и голоде в какой-нибудь жалкой
«социальной» конуре. Если они выберут второе, то им останется либо
умереть от голода, сохранив человеческое достоинство, либо собирать
объедки из мусорных баков. Таких людей в стране сотни тысяч.
Такая
вот, с позволения сказать, «счастливая альтернатива» есть сегодня у
простого молдавского народа. Впрочем, будем честными, она была у него и
вчера, когда в Молдове у власти находились нынешние яростные критики
правящей команды «еврокоммунистов», то есть представители нашей
«славной» демократической оппозиции.
Народу Молдовы, который в
одночасье, вопреки его воле, под сладкие, но лживые песни о свободе,
демократии, правах человека, обманом вырвали из привычной для него
жизни в социалистической стране, где государство твёрдо гарантировало и
реально обеспечивало ему право на труд, отдых, жильё, бесплатное здравоохранение и обучение, и безжалостно бросили в губительные
водовороты «свободной рыночной экономики», какой-либо другой
альтернативы, кроме права умереть под забором, не предоставили ни
национал-демократы во главе с президентом Мирчей Снегуром (кстати,
бывшим секретарем ЦК КПМ), ни просто демократы во главе с президентом
Петром Лучинским (бывшим первым секретарем ЦК КПМ и членом Политбюро ЦК
КПСС), ни нынешние «еврокоммунисты» во главе с бывшим членом ЦК КПМ
Владимиром Ворониным. Политическая расцветка, на первый взгляд, вроде
бы и разная, а вот политика одна и та же – антинародная. А чему
удивляться? Люди-то эти почти все вышли из «одной конюшни» – предавшей
интересы страны и народа «партийно-советской» номенклатуры
И вот
сегодня в Молдове вновь, как это всегда бывает здесь накануне выборов,
возникла острейшая проблема «поиска альтернативы». Естественно,
альтернативы всему тому, что стало ненавистно молдавскому народу.
Перекрашиваясь на ходу, наспех камуфлируя свои истинные намерения
пышными фразами о необходимости создания в Молдове социального
капитала, восстановления культуры, пробуждения гуманных чувств
человека, пропагандируя по всем информационным каналам свою мнимую
приверженность «высшим человеческим ценностям», и партия власти – ПКРМ,
и «демократическая» оппозиция наперебой внушают молдавскому электорату,
что только они, единственные и неповторимые, могут принести стране и
народу подлинный прогресс и невиданное процветание.
Те
молдавские партии, которые располагают определенным интеллектуальным
ресурсом, разрабатывают различные «альтернативные» программные
документы. Например, считающая себя «левой», правящая ПКРМ Владимира
Воронина предлагает народу, выдавая её за «альтернативу», свою
«совершенно новую программу», которая якобы позволит создать в отсталой
по всем статьям капиталистической стране, которой, по сути, является
сегодня Молдова, «почти социализм».
Новая (объединенная)
оппозиционная Социал-Демократическая партия Дмитрия Брагиша, считающая
себя «левоцентристской», расхваливает на все лады свою собственную
программу, конечно же, тоже «альтернативную», построения «Социальной
Молдовы», доставшуюся ей, правда, в наследство от приказавшей долго
жить ПСД, в ходе реализации которой искренне надеется (или только
притворяется, что надеется!?) примирить между собой диаметрально
противоположные интересы людей труда и интересы людей капитала. Как
говорится, «блажен, кто верует»…
Что же касается остальных
разношерстных молдавских оппозиционных сил, то, по большому счету,
какой-либо глубоко продуманной и внятно мотивированной программы,
альтернативной тому, что предлагают ПКРМ и СДП, у них просто не
имеется. Их тактический принцип насколько ясен, настолько и примитивен:
главное – ввязаться в драку, погромче о себе заявить, побольнее лягнуть
власть, а там, дескать, посмотрим. Авось, удастся «демократическому
теленку» задрать «коммунистического медведя».
Правые,
прозападные и прорумынские силы – «новые либералы» из Либеральной
партии Михая Гимпу – Дорина Киртоакэ и Либерально-Демократической
партии Владимира Филата, а также Национально-Либеральной партии Виталии
Павличенко и Анатола Цэрану всяким конкретным программам предпочитают
безразмерный популизм. Оседлав своего «любимого конька» пещерного
антикоммунизма и патологической русофобии, они наперебой уверяют
молдавских граждан в том, что, придя к власти, тут же «откроют им
широкий и свободный путь на Запад, в Румынию и Евросоюз», где, по их
мысли, означенные граждане и должны будут обрести «и стол, и кров, и
счастливую жизнь». Но, естественно, только после того, когда им,
«истинным демократам и патриотам», удастся одолеть на выборах
коммунистов.
Как говорится, «простенько, но со вкусом».
Никаких тебе забот и хлопот: сманил на свою сторону народ безразмерными
обещаниями всего и сразу, задурил ему мозги сладкими сказочками о
«райской жизни» на благословенном Западе, «свалил» власть ПКРМ,
поклонился в ножки Вашингтону, Брюсселю и Бухаресту, сдал им Молдову с
потрохами, и «дело в шляпе»! Пусть потом разные там «добрые дяди» из
всяких ЕС, ПАСЕ, СЕ, ОБСЕ и НАТО позаботятся о бедном молдавском
народе, «выбравшем свободу».
Прямо скажем, очень даже негусто,
как в плане людей, так и идей. На серьёзную альтернативу в лагере
правых никто и ничто откровенно не тянет. Причем, даже некогда большой
и сильный, в том числе и по части весьма разумных программ
переустройства страны, Альянс «Наша Молдова» Серафима Урекяна в этом
отношении к настоящему времени как-то сник и потерялся.
Не
слышно сегодня ничего вразумительного, кроме вечных жалоб «на
коммунистических узурпаторов во главе с Ворониным», в этом плане ни от
поблекшего лидера ХДНП Юрия Рошки, вчерашнего союзника ПКРМ, ни от
профессионального «перебежчика», лидера ДПМ Дмитрия Дьякова, тоже
вчерашнего союзника коммунистов. Да и вообще, странные они какие-то,
эти мнимые «альтернативщики» из числа «конструктивной оппозиции».
Больше похожи они на откровенных конъюнктурщиков. Ничего хорошего для
Молдовы ждать от них, естественно, не приходится, потому что, уверяя
всех в том, что они «страдают за народ», они думают, прежде всего, о
своём собственном «личном благе» и ради него готовы на союз с кем
угодно.
В общем и целом, внимательное и объективное созерцание
пёстрой картины разворачивающей свои нестройные ряды «оппозиционной
демократии» Молдовы у любого здравомыслящего и не ангажированного
наблюдателя может вызвать только оторопь и искреннее удивление: «Как,
вот эти люди вчерашнего дня, сами являющиеся носителями социального
цинизма, большинство из которых уже побывало во власти и ничем полезным
для страны и народа себя не прославило, снова рвутся во власть,
изображают из себя альтернативу правящей ПКРМ и её лидеру Воронину, не
имея при этом за душой абсолютно ничего нового, конструктивного,
по-настоящему полезного, а главное, чести и совести!? На что они
рассчитывают? На то, что народ Молдовы сплошь поражен амнезией и
поэтому не помнит обо всём том зле, которой они ему причинили?»
Вот,
собственно говоря, и весь список всех тех, кто в Молдове претендуют или
могут потенциально претендовать стать альтернативой Воронину и якобы
принести во власть альтернативу проводимой им и его ПКРМ политике.
Претендуют, не располагая, на самом деле, моральным правом на то, чтобы
таковыми считаться. Претендуют, исповедуя порочный принцип, согласно
которому, политика есть искусство получать голоса бедных и деньги
богатых на избирательную компанию, обещая защитить одних от других, а
главное – самих себя во власти.
Понятно, что по этой причине
поиск сегодня в Молдове какой-то реальной, а не мнимой, альтернативы
Воронину, ПКРМ и их политике – дело абсолютно безнадежное, сравнимое
лишь с бесконечными и бесплодными блужданиями в лабиринте мифического
Минотавра, постоянно требующего жертвоприношений. И, следует признать,
что жертвоприношения эти, осуществляемые за счёт пренебрежения и
властью, и оппозицией интересами страны и народа, становятся всё более
непосильными для обескровленной за годы «демократических реформ»
Молдовы.
Остаётся лишь надеяться на то, что в Молдове всё-таки
найдётся, наконец, свой Тесей, который разрушит этот зловещий лабиринт,
придерживаясь принципа, что большая политика – есть всего лишь здравый
смысл, примененный к большим делам, что наш мир никогда не изменится к
лучшему, если люди будут считать, что изменить его невозможно, который
вернет в реальную политику власти честь, совесть, сострадательность,
изгонит из неё довлеющий сегодня цинизм.
Надежда эта возникла
не на пустом месте. Молдова вступает в такой период своей жизни, когда
буквально на глазах возрастает потребность в вечных человеческих
ценностях. Настроения людей меняются. Погоня за большими доходами,
переступая через все нравственные барьеры, вызывает всё большее
отторжение у молодого поколения молдавского общества. Люди начинают
понимать, что эта погоня, поощряемая властью, уже привела страну на
край пропасти, что страна потеряла самое важное – смысл своего
независимого существования. Поэтому в обществе всё сильнее становится
тяга к нравственному очищению и возрождению.
Только те молдавские
политики, те политические силы, которые уловят эту волну и поднимутся
на ней над руинами повергнутого в прах лабиринта Минотавра, смогут
представить стране и народу подлинную альтернативу, возродить
стремление народа своими руками устроить свою жизнь таким образом,
чтобы она вновь стала достойной человека и гражданина. Только они
смогут помочь стране безболезненно или с минимальными потерями
вырваться из ловушки ложного и циничного «почти социализма»,
прикрывающего страшные социальные и нравственные язвы дикого
капитализма.
Эти политики должны будут, прежде всего,
осознать, что настоящая рыночная экономика основана на доверии, а в
основе социального капитала обязательно должна быть свобода, которая
крепко и неразрывно связана с ответственностью. Они должны будут уметь
добиваться в среде политической и экономической элиты Молдовы
национального консенсуса, который поможет соединить и направить в
конструктивное русло три давних идейных течения: социализм, либерализм
и национализм.
Кто они, эти политики и партии, способные дать
стране и народу достойную альтернативу, покажет уже самое ближайшее
время. Во всяком случае, первая серьёзная заявка на это высокое звание
уже сделана партией «Patria Молдова». Тот факт, что именно она стала
сегодня главным объектом нападок со стороны и команды «еврокоммуниста»
Воронина, и со стороны юродствующей «неолиберальной» оппозиции, говорит
лишь о том, что именно эта политическая сила является подлинной
альтернативой и тем, и другим.
Хотелось бы верить, что к её
голосу в защиту страны и народа присоединятся голоса всех тех, в ком
ещё не умерла вера в Молдову, в возможность вывести её из мрачного
лабиринта Минотавра на прямой и светлый путь в лучшее будущее.