НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции
«Кишиневский майдан»: политические реалии и перспективы

«Кишиневский майдан»: политические реалии и перспективы

Эксперты // 07:20, 4 марта 2014 // 2491
ИА "ТИРАС" публикует точку зрения молдавского эксперта, доктора истории Руслана Шевченко на возможность реализации в Кишиневе "Майдана" аналогичного Киевскому. 

"События в Украине, спровоцированные отказом бывшего Президента Украины В.Януковича подписать Вильнюсские соглашения, вызвали бурную реакцию во многих странах мира. Сопровождавшиеся погромами ряда госучреждений и гибелью многих десятков людей, они привели к предсказуемому падению Януковича и в значительной мере разрушению прежней вертикали власти в Украине, которую теперь начало с трудом восстанавливать новое руководство страны. На волне развернувшейся на территории соседней страны трагедии проявила свою активность определенная часть населения, надеющаяся на победу «антимайдана» в Молдове. Эти люди рассчитывают на действительно существующее недовольство большинства жителей страны нынешними властями, а также на то, что в ответ на антироссийские, по их мнению, действия правящей проевропейской коалиции, Россия отправит обратно сотни тысяч молдавских гастарбайтеров и их появление в Молдове вызовет быстрое падение нынешнего политического режима в Кишиневе. А следом начнется долгожданный для этой части населения Молдовы разворот нашей страны на Восток. 
Тема гастарбайтеров в нашей стране стала подниматься еще в первые годы правления Воронина, когда объем поступавших от них денежных средств стал занимать все более заметное место в доходах Молдовы. Тогда часто приходилось читать и слушать вполне обоснованные, в общем, заявления о зависимости молдавской экономики от «гастарбайтерских» денег и том, что лишившись их, молдавская казна понесет во многом невосполнимый и огромный урон. Правда, в те годы разговоры о возможном возвращении гастарбайтеров не переходили в практическую плоскость, так как применялись другие меры, впрочем, не менее провальные в отношении Молдовы: например, нелепая «винная» блокада нашей страны Россией в отместку за отказ предоставить Тирасполю новые таможенные печати. Несмотря на значительные экономические потери от блокады, Молдова выиграла эту войну и поставила Путина на колени: вино в Россию пошло, причем во все увеличивающихся объемах, а Тирасполь таможенные печати не получил даже и по сей день. Но попробуем трезво разобраться в проблеме.
После прихода к власти в Молдове в июле 2009 г. правящей ныне коалиции партий, сразу взявшей четкий прозападный курс, в Москве стало выкристаллизовываться мнение, что такие меры уже недостаточны. Однако руководство России не пыталось действовать «пряником», то есть не стремилось перетащить на свою сторону власти Молдовы путем различных выгод для отдельных высших представителей молдавской элиты. Оно искало способ ударить побольнее, чтобы вынудить Молдову не мытьем, так катаньем развернуть курс внешней политики в ее сторону. Так появился небезызвестный Дмитрий Рогозин с его скандально знаменитыми хамскими высказываниями в отношении Молдовы и ее жителей, которые немедленно попадали в идеологический арсенал молдавских правых. При этом руководство РФ демонстративно продолжало поддерживать сепаратистский режим в Приднестровье. С другой стороны, ситуацию разжигали амбициозные унионистские заявления Президента Румынии Траяна Бэсеску и его сторонников в Кишиневе, а также пересмотр новыми властями Молдовы отношения к роли советской армии во второй мировой войне. И тогда в информационное пространство стала активно вбрасываться идея высылки гастарбайтеров обратно в Молдову, в «наказание» за антироссийскую и прозападную политику, чтобы убрать с политической сцены нынешних молдавских правителей. К сторонникам этой идеи фактически примкнули некоторые молдавские политики, вроде Михаила Формузала, заявившего, что такое развитие событий может иметь тяжелые последствия для Молдовы, или Виктора Шелина: «Экономика страны рухнет, а власти побегут, куда глаза глядят, от народного гнева!». (Следует заметить, однако, что на прямой вопрос автора этих строк В.Шелину,заданный в ходе одной из его встреч с журналистами и общественностью, приведет ли появление гастарбайтеров в центре Кишинева к падению действующей власти, лидер СДПМ не только не рискнул повторить сказанное выше, но публично заявил, что не верит в такой исход событий). Столь же далеки от знания реальной ситуации в Молдове и румынские аналитики. Экс-советник Михая Гимпу, Д.Дунгачу, например, считает, что введение Россией виз может «нарушить электоральный баланс в республике» и что молдавские мигранты из России – это «чудовищный взрывной потенциал» в преддверии выборов. 
Мы уже не раз убеждались, что того же мнения и немалое число авторов публикаций в СМИ и пользователей социальных сетей. Разжигают страсти и СМИ, как России, так и самой Молдовы, которые то и дело сообщают о грядущем введении виз для граждан Молдовы или же о неизбежной высылке гастарбайтеров. Это делается даже несмотря на официальные заявления представителей собственно российской власти (вице-премьер Дмитрий Козак) о том, что введение виз для граждан СНГ есть требование ЕС, без выполнения которого Россия не получит безвизовый режим со странами Евросоюза. Мы уже не говорим о том, что число молдавских гастарбайтеров, работающих за границей, всегда определяется более чем произвольно, в зависимости от политических пристрастий выступающего. Так, например, число наших гастарбайтеров, работающих в России, разные источники характеризуют цифрами от 400-500 000 до 750 000, что вовсе не одно и то же.
Однако сторонники такого развития событий не учитывают множества факторов, которые не просто усложняют его до предела, но и делают попросту неосуществимым в конкретных условиях Молдовы. Не принимается во внимание специфика нашей страны, а именно – что гастарбайтеры родом в подавляющем большинстве не из Кишинева, а из сел Молдовы. Это означает, что прибыв в Молдову, они первым делом разъедутся по селам. Собирать их оттуда со всей страны в Кишинев – дело отнюдь не самое простое, учитывая, что власти не намерены сидеть сложа руки и будут всячески препятствовать этому через районные и местные советы, председателей райсоветов и примаров, которые избирались от правых партий (их сегодня в стране большинство), оказывая всяческое давление на активистов будущих протестов. 
Не будем забывать и того, для чего именно будет производиться такой сбор. В данном случае гастарбайтеров будут звать не просто на баррикады против действующей власти, но на ее открытое свержение, иначе теряется весь смысл массового протеста. А это существенно меняет ситуацию, так как дает в руки властям сильнейший козырь – обвинение в подготовке путча и государственного переворота, о чем они, естественно, немедленно поставят в известность Запад. Кроме того, оно сильнейшим образом бьет по оппозиции, представленной ПКРМ, ПСРМ, СДПМ и другими партиями, так как позволяет власти объявить их антигосударственной силой, группой предателей и государственных изменников, действующих в интересах России, с которыми нужно поступать в соответствии с действующим уголовным законодательством. В преддверии выборов такой вариант был бы опасен для ПКРМ даже при всей антипатии к правящей коалиции среди жителей Молдовы. Ибо одно дело – бороться парламентскими или митинговыми методами с властью, что вполне соответствует демократическим нормам, а совсем другое – собирать людей для свержения власти, то есть совершения государственного переворота, что ставит под удар верхушку этих партий и обрекает их на тюремные сроки. Именно это обстоятельство сыграло, скорее всего, ключевую роль в отказе ПКРМ от осуществления «бархатной» или «кофейной» революции в стране. Кроме того, ПКРМ не желала предстать перед избирателями и Западом как партия путчистов, которую в Европе попросту бы изолировали политически, а затем организовали бы силовое устранение, что впоследствии привело бы к репрессиям в отношении ее членов. Поэтому ПКРМ едва ли решится на государственный переворот, если не получит на это хотя бы молчаливого одобрения Запада. А без ПКРМ в сегодняшних условиях такие протесты очень сильно теряют и почти гарантированно окончатся провалом. 
Масштабность акции (фактически вся территория страны) исключает возможность ее проведения втайне от СИБа и МВД страны. Это означает, что дальнейшее развитие ситуации в стране пойдет по одному из следующих сценариев (разумеется, в случае задействования гастарбайтеров).
Первый. В случае победы на выборах действующей коалиции партий и попытки оппозиции в декабре 2014 г. ответить направлением в Кишинев, где находятся руководящие структуры государства, значительного числа гастарбайтеров, вместе с остальными протестующими, они столкнутся с усиленными нарядами полиции и спецназа, охраняющими подступы к городу. Попытка прорвать оцепление может вызвать, по согласованию с ЕС и США, приказ применить силу против протестующих. Что будет означать их разгон, немалое количество раненых и погибших людей, задержания и аресты значительного числа остальных. А самое главное – будут задержаны лидеры и организаторы протестов, что надолго создаст кризис в рядах протестующих, так как новые лидеры и организаторы на ровном месте, из ниоткуда не возникают. Будет потеряна динамика протеста, потому что увидев поражение, многие в дальнейшем не захотят присоединиться повторно к таким акциям. 
Второй (продолжение первого). В случае, если протестующим все же удастся прорваться в Кишинев, то повторить «киевский вариант» им не удастся. Во-первых, потому, что гастарбайтеров надо чем-то кормить и поить, хотя бы на время протестов. А этот вопрос гастарбайтерам придется решать за счет собственных средств, которые у них будут ограничены, либо на деньги каких-либо олигархов, к числу которых причисляют, например, Р.Усатого. Во-вторых, продолжительные протесты в Молдове уже имели место (напомним, в частности, «языковые» демонстрации января-апреля 2002 г., возглавлявшиеся Ю.Рошкой, либо последних лет, руководимые ПКРМ) и особого удивления или страха у властей и чиновничества вызывать уже не смогут. А потому невозможно будет рассчитывать и на вынужденный, под давлением протестов, политический разворот на Восток. Это означает, что продолжительные, многомесячные (как в Киеве) протесты приведут просто к тому, что у гастарбайтеров кончатся деньги и они либо уйдут сами, либо начнут требовать немедленного штурма админзданий. Все это вынудит организаторов действовать по возможности быстрее, чтобы в рядах протестующих не началось разочарование нерешительностью руководства. Основной их целью в такой обстановке становится только государственный переворот. Но если США и ЕС признают победу нынешней коалиции, то она получит карт-бланш на подавление протестов, если потребуется, ценой большой крови (как мы знаем, в Киеве погибло около 100 человек). Третий (продолжение второго). Если нынешней оппозиции удастся силовой захват власти, сторонники нынешней КПП при поддержке Запада в ближайшие же дни организуют массовые протесты в центре Кишинева. Основной ударной их силой в городе станут не только взрослые люди из разных районов, но так же школьники и студенты, которых в столице Молдовы порядка 100 000 человек и которых выведут на улицы по требованию преподавателей (профессорско-преподавательский корпус настроен в основном прозападно). В результате новая власть, не успев даже усесться в кабинетах, немедленно по возникновении столкнется с агрессивными действиями сторонников бывшего КПП, готовых на все, в том числе и смерть, чтобы ее свергнуть или во всяком случае любой ценой заставить продолжать прежний внешнеполитический курс. А учитывая, что и в госаппарате останется множество сторонников «западного» вектора, можно не сомневаться, что они будут оказывать самую активную помощь своим свергнутым сторонникам. Так как за ними будет не только моральная, но и финансовая поддержка Запада, киевские события ясно показывают, чем в таком случае завершится противостояние. 
Четвертый. В случае прихода к власти нынешней оппозиции законным путем, в результате парламентских выборов, Запад потребует от нее продолжения прежнего курса, угрожая организовать в самое короткое время экономические трудности, а также массовые протесты. Руководство ПКРМ, самой крупной политической партии страны и главной оппозиционной силы, хорошо зная по прошлому опыту, а теперь и в свете киевского майдана, что это означает (особенно последнее), едва ли решится на сопротивление, ибо оно после утери власти обернется разрушением партии. Но даже не это главное. Гастарбайтеры, хотя бы и в случае прихода к власти оппозиции, которую они вроде бы должны поддержать, очень быстро столкнутся с тем, что работать им все так же негде, ибо заводы и фабрики из воздуха не берутся. А это значит, что им снова придется уехать. Только теперь, ввиду того, что доступ в Россию будет все более ограниченным, уже в другие страны. И начнется новый исход молдавской рабочей силы на Запад, пользуясь режимом безвизового проезда (его они будут всячески и под любым предлогом нарушать). Любая попытка властей Молдовы по-настоящему свернуть в сторону ТС и России моментально снова обернется массовыми протестами сторонников ЕС с уже понятным вскоре исходом. 
Отметим еще одно важное обстоятельство. В стране уже давно обозначился и явный раскол электората на две основные группировки – за ТС и за ЕС. Первые в относительно стабильные воронинские времена составляли меньшинство, но с приходом нынешней коалиции примерно численно уравнялись со своими оппонентами. Такая ситуация существует уже несколько лет. Но нужно учитывать, что прозападная часть населения – в основном более молодая по возрасту, и потому более мобильная и активная, в гораздо большей мере склонная к революциям и переворотам. Их не только не остановят, но еще и подзадорят любые репрессии и подавление их акций. Молодежь всегда была зажигательной силой любых революций, что подтвердилось как в ходе студенческих забастовок 1994-1995 гг., так и протестов во главе с Ю.Рошкой в 2002 г., событий 7.04.09. и так далее. Именно на них Запад справедливо сделает главную ставку в ходе потенциальных протестов и сегодня. И именно школьников и студентов, а также другие слои молодежи мы увидим в этом случае на баррикадах. А так как финансовый ресурс у Запада во много раз больше, чем у остальных потенциальных его конкурентов (для сравнения – бюджет ЕС превышает бюджет ТС по меньшей мере в 9 раз), то победа этой значительно омолодившейся оппозиции и возвращение к прозападному вектору развития станет просто делом времени. 
Сказанное выше показывает бессмысленность попыток развернуть Молдову на Восток, как бы того ни хотели довольно многочисленные его сторонники в стране. Потому что эти попытки в любом случае будут заблокированы, обернувшись новым, «кишиневским» майданом и напрасной гибелью людей. А курс страны останется все тем же – на Запад. И всем, кто в декабре 2014 г. (или в ближайшее после этого время). попытается осуществить «киевский» вариант на улицах Кишинева, следует это помнить, дабы не ввергать страну в ненужное и трагическое противостояние. Остается лишь надеяться, что у наших политиков хватит благоразумия избежать 
такого сценария для Молдовы".
 
 
 
Руслан ШЕВЧЕНКО, доктор истории