ИА “ТИРАС” публикует мнение приднестровского эксперта Андрея Сафонова по поводу безвизового режима пересечения границы ЕС для граждан Молдовы:
“27 февраля, на фоне масштабнейшего кризиса на Украине, Европейский Парламент проголосовал за либерализацию визового режима между ЕС и Молдовой.
В сущности, ничего особенного в решении нет. Оно напоминает схожие российские акты по отношению к ряду стран. Так, граждане Молдовы, у которых есть биометрические паспорта, смогут находиться в странах Шенгенской зоны 90 дней в течение полугода. Однако, права работать они иметь не будут. Для работы потребуются новые решения и новые акты. Если они, конечно, последуют.
Что же произошло? Почему это решение проголосовано как раз сейчас, когда, по логике вещей, ЕС не до маленькой Молдовы, когда неспокойно в огромной Украине?
Ларчик открывается просто. Европейская бюрократия начала системное наступление на позиции России в бывшем СССР. Задача такова: полностью и в максимально короткий срок выбить влияние Москвы в Украине и Молдове. Украина требует отдельного разговора, там свои проблемы, имеющие, прежде всего, внутреннюю основу. Мы лишь отмечаем заинтересованность Запада воспользоваться внутриукраинскими проблемами для укрепления собственных позиций в этой стране.
Само по себе решение Европарламента от 27 февраля мало что меняет. Большинство граждан РМ как раз нуждается в стабильной и хорошо оплачиваемой работе, чего нельзя получить по данному решению. Перед нами – попытка ЕС не допустить поражения прозападной и прорумынской «Коалиции проевропейского правления» на будущих парламентских выборах, которые должны состояться в Молдове осенью этого года. Расчёт на психологический эффект – дескать, часть граждан РМ не будет изучать детали принятого решения, а радостно воскликнет: «Ура, нам разрешили свободно ездить в Европу! Слава правящей Коалиции!».
Да, 90 дней в полгода там можно будет бывать. Но что такое 90 дней из 180 с небольшим? Это отдых или путешествие. А теперь вопрос: многие ли жители Молдовы могут себе позволить беззаботно прожигать своё бытие в странах ЕС? Вряд ли. Ведь Молдова пока что не догнала и не перегнала по уровню жизни своих граждан Люксембург, Голландию, Швейцарию или Лихтенштейн. И Штаты, где пенсионеры любят ездить по свету, посрамить тоже ещё не удалось. Те, у кого есть деньги, в решении Европарламента от 27 февраля не нуждались. Почему?
Во-первых, таких людей в Молдове сравнительно немного.
Во-вторых, они будут спокойно решать вопрос о въезде в страны Шенгенской зоны – что с визами, что без оных. Или оформлять эти визы по прибытии в нужную страну, в аэропорту, как это делается, например, в Турции.
Так что Запад старается просто повлиять на настроения избирателя Молдовы.
Другой момент связан с Приднестровьем. Вбросив лозунг свободного въезда в Европу граждан Молдовы, ЕС пытается увеличить число приднестровцев, желающих приобрести гражданство РМ. Так, чтобы число граждан Молдовы было решительно больше, чем граждан России или Украины. Это для начала.
Далее ставятся, как можно предположить, другие задачи. А именно: постараться изменить массовые политические симпатии приднестровцев, перенести их политическую ориентацию с Москвы или Киева на Кишинёв. Эта задача просматривается как более перспективная со стороны ЕС и властей Молдовы. Программа-максимум тут может состоять в подготовке почвы для того, чтобы прельщённые возможностью посещать с молдовским паспортом Шенгенскую зону на 90 дней в полгода, вдохновлённые этим приднестровцы отказались бы от самостоятельности ПМР и потребовали бы от своего руководства включить Приднестровье в состав Молдовы.
Таким образом, Запад попытался бы выбить последний неугодный ему «клин» на юго-западе бывшего СССР.
Оправдаются ли после 27 февраля эти расчёты в полной мере? Вряд ли. Практичные приднестровцы, как уже не раз говорилось в СМИ, для получения конкретных выгод, связанных с поездками в ЕС, вполне могут приобретать биометрические молдовские паспорта. Но, реально оценивая обстановку, они не собираются платить за всё это отказом от самостоятельности ПМР, от защиты российских войск, от права самим решать свою судьбу.
Поэтому решение Европарламента в части, направленной на ослабление роли Приднестровской государственности в глазах самих приднестровцев, не даст результатов”.
Андрей Сафонов
28 февраля 2014