iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Пророссийские инициативы Шевчука и падение авторитета власти

Выдвинутая президентом ПМР Евгением Шевчуком инициатива по проведению пророссийской конституционной реформы вызвала бурную дискуссию в обществе. Публикуем аналитический материал оппозиционного политика Андрея Сафонова. ИА “ТИРАС” приглашает и других участников политического процесса высказать свою точку зрения.

“Президент ПМР Евгений Шевчук внёс очередную свою инициативу в режиме законодательной необходимости. Это означает, что Верховный Совет должен опять отложить в сторону свою текущую работу и рассматривать, как это бывает практически каждую неделю, ещё один президентский законопроект. На это раз в ВС направлен проект конституционного закона «О внесении дополнения в Конституцию ПМР».
Что там говорится? А вот что. Предлагается дополнить Основной закон государства Статьей 58-1 следующего содержания: «Правовую систему Приднестровской Молдавской Республики образуют федеральное законодательство Российской Федерации, законодательство Приднестровской Молдавской Республики и общепризнанные принципы и нормы международного права, а также международные договоры.
Особенности применения федерального законодательства Российской Федерации устанавливаются конституционным законом». Законам ПМР уготован «подфедеральный уровень».
В Пояснительной Записке к президентскому проекту говорится: «Это позволит непосредственно распространить и применить российский законодательный опыт, что, по мнению Президента, является непременной составляющей внутренней жизни Приднестровья с учётом волеизъявления народа Приднестровской Молдавской Республики «за последующее свободное присоединение к России» на референдуме 2006 года, а также с учётом фактора безусловности воли народа и её обязательности для всех институтов власти». 
Но власть не упустила случая фактически пустить стрелу в адрес своих предшественников. Вот как цитируют президентскую позицию СМИ: оказывается, гармонизация законодательство России и ПМР ранее «носила фрагментарный и отрывочный характер, вследствие чего в ряде случаев попытка интеграции в российское правовое пространство посредством гармонизации приводила к существенному отклонению от этого курса». Дескать, раньше всё это носило разрозненный характер, а вот при нас будет системным.
Это замечание позволяет прийти к выводу, что перед нами – политический ход, не случайно появившийся именно сегодня. Почему?

Атака лёгкой кавалерии

Для того, чтобы понять ход главы государства лучше, обратимся ещё раз к Пояснительной Записке, в которой есть и такие строки: «Детальные характеристики избранного вектора и конкретные механизмы сближения с Россией, к сожалению, по настоящее время, не нашли своего отражения в определенных законодательных нормах. Стоит отметить, что по результатам проведенного референдума компетентными органами государственной власти надлежало принять окончательные решения с учетом его результатов, о чем говорит пункт 4 статьи 145 Избирательного кодекса ПМР. Вместе с тем, до настоящего времени в правовом поле Приднестровской Молдавской Республики отсутствует базовый законодательный акт, декларирующий принципы реализации воли народа, выраженной на референдуме 2006 года, и определяющий основные направления реформирования законодательства Приднестровской Молдавской Республики в контексте выбора свободного присоединения к России».
Здесь мы наблюдаем явную попытку подменить понятия. Гармонизация и не предполагала издание громких деклараций в виде «базовых законодательных актов». Для этого между РФ и ПМР слишком много различий, о чём мы много раз говорили: размеры, специфика экономики, федеративность России и унитарность Приднестровья и т.д. Сам Президент первый противоречит тому, что провозглашается в Пояснительной Записке: в Российской Конституции чётко говорится, что «закон обратной силы не имеет», тогда как Е.Шевчук уже много раз с упорством, достойным, на мой взгляд, куда лучшего применения, пытается провести через парламент обратную силу закона о сроках давности. Когда на это обращаешь внимание, сторонники Президента отвечают, что «гармонизация не означает слепого подражательства». Получается, что когда Президенту и Правительству выгодно, они требуют полного совпадения приднестровских законов с российскими. Когда невыгодно – в ход идёт аргумент о том, что есть же у нас отличия от России.
А истина в том, что гармонизация двух законодательных баз – это кропотливая пошаговая работа, где каждый шаг в каждой отдельной отрасли должен быть много раз выверен. А решения должны быть такими, чтобы они не навредили, а, напротив, помогли развитию ПМР. Например, российские образовательные стандарты надо внедрять, поскольку Приднестровью выгодно, чтобы наши ребята учились в России, а не, скажем, в Румынии. А вот в экономике России существует НДС, тогда как у нас его нет. По отзывам производственников, отсутствие НДС помогает привлекать к нам вклады из-за пределов Республики. Значит, НДС, хотя он в России есть, нам не нужен.
Во всём должен царить здравый смысл и выгода. А инициатива Президента выглядит не кропотливой работой, а кавалерийским наскоком.

Несколько немаловажных факторов

Случайно ли то, что инициатива появилась именно сейчас? Предполагаю, нет. Перечислим несколько факторов, которые делают положение Президента и Правительства весьма непростым.
Первый. В ПМР в 2012-2013 годах произошло существенное ухудшение экономической ситуации. Возьмём данные за последнее время. Производство сократилось на 43%, тогда как собираемые налоги выросли в 1,7 раза. Это – фактическая «обдираловка» находящихся в кризисе экономических агентов. Убыток по предприятиям с упавшим производством составил 476 миллионов рублей. Если в мире считается оптимальной налоговая нагрузка в 24%, то в ПМР она при Е.Шевчуке составляет 41%. До прихода действующего Президента она составляла 25-26%. Кроме того, в ПМР импорт превышает экспорт, а налоги изымают не только прибыль, но и оборотные средства предприятий. Это – «малые шаги» к большому экономическому краху, и ответственность за это несут нынешние руководителя страны.
Второй. Судя по различным данным, Стабилизационный Фонд ПМР, о чём, начиная с лета (когда ушёл в отставку бывший премьер-министр Пётр Степанов) много говорили и писали, вполне может быть пуст. Недаром власти хранят молчание о том, есть ли там какие-то деньги и, если да, то сколько именно? Такая же мутная обстановка с газовым счётом, где должны были оседать средства для оплаты поставляемого из России к нам «голубого топлива». Да, не секрет, что из газовых денег мы регулярно финансировали социальные выплаты. Но раньше деньги на счету были, потому что основные индустриальные гиганты Приднестровья работали. В конце 2012 года всё изменилось: рост газовых тарифов на 67% остановил ММЗ, Рыбницкий цементный комбинат и др. заводы. Итог: затраты остаются прежними, да ещё и растут, а поступления из-за роста тарифов катастрофически падают. Версия: власть стала черпать деньги с газового счёта, а он опустел, ибо не пополнялся. Ну, а по Стабфонду, видимо, отдельная песня…
Третий. Авторитет власти падает из-за ухудшения социального положения людей, неприкрытого передела собственности и удушения бизнеса. Народ бурно обсуждает «наезд» на фирму «Агро-Люкка»; арест руководителей фирмы «Аэроплан», выпускавшей минеральную воду «Варница-Уникум»; 15-летний срок заключения бывшему директору Бендерского комбината хлебопродуктов Валентину Бабкину. Растут цены на продукты, квартплата. При этом государство не выполняет свои обязательства: только «Ассоциации транспортников и дорожников Приднестровья» оно должно 14,3 миллиона рублей на 1 ноября 2013 года. Эти долги, подчёркивают руководители Ассоциации, начались с 2012 года, с приходом новой власти. Появились уже долги у перевозчиков по заработной плате, по ГСМ. Водители уезжают из ПМР. 28 раз Ассоциация по этим долгам обращалась к Президенту ПМР, премьерам, но пока безрезультатно. В ПМР число автобусов сократилось на 136 единиц. Вряд ли и в прочих сферах
ситуация безоблачная.
Четвёртый. Верховный Совет ПМР отклонил целый ряд инициатив Е.Шевчука, которые были явно выдвинуты для установления режима личной власти главы государства. Не прошли проекты об обратной силе закона о сроках давности; Президент не получил право самочинно лишать приднестровцев гражданства ПМР. 
На фоне такого усложнения положения Президента и Правительства вполне логичным с их стороны выглядит попытка отвлечь внимание от происходящего с помощью чего-то громкого и сиюминутного. При этом практический эффект от инициатив исполнительной власти явно отходит на второй план.

Что кроется за инициативой?

С сожалением приходится констатировать, что Президент и его ближайшее окружение склонны к популистским ходам вместо повседневной черновой работы по выводу страны из кризиса. Данная инициатива это лишний раз подтверждает. Остановимся на нескольких моментах.
Во-первых, это не первая подобная инициатива. Мы помним предложение ввести российский рубль в ПМР. Как было ясно с самого начала, никаких предварительных договорённостей с Россией на этот счёт не имелось. Естественно, при таких делах данная идея выглядела пропагандистской акцией и просто авантюрой.
Во-вторых, и сейчас ничто не говорит о том, что Россия готова к такому обороту дел. Если бы в Тирасполь пришли сигналы, что Москва готова официально признать нас или же принять в состав РФ, тогда это была бы одна конфигурация. Но ничего похожего мы не наблюдаем. На совещании ОБСЕ в Киеве Россия, хотя и помогающая нам как независимой стране, всё же не возражала против формального утверждения о «территориальной целостности Молдовы». В этих условиях велик риск того, что вера тех, кто ещё верит в подобные ходы власти, уйдёт, что называется, «в гудок».
В-третьих, напрашивается даже не очень хорошее предположение, что кое-кто из приднестровских высокопоставленных руководителей не прочь подставить Россию. Причём именно сейчас, когда Москва отвлечена на завершение подготовки Олимпиады в Сочи и события в Киеве. Механика подставы проста: мы выбрасываем лозунг унификации законодательств, а все вопросы у Запада и Молдовы будут к Москве. Первый вопрос даже можно предсказать: на словах вы за целостность Молдовы, а на деле подстрекаете «сепаратистов» на фактическое вхождение в свой состав?! Выбросив лозунг, наши лидеры предоставят России выкручиваться из этого, мягко говоря, непростого положения.
В-четвёртых, наша власть косвенно расписывается в бессилии своими средствами двинуть вперёд экономику и финансы. Если представить себе чудо, в соответствии с которым ПМР в ближайшее время сможет стать негласным субъектом федерации России, это будет означать надежду на то, что ПМР станет, как дотационный регион, получать деньги из федерального бюджета РФ. Увы, тут мы вновь возвращаемся к дефициту консолидированного бюджета ПМР в 1,5 миллиарда рублей, к Стабилизационному Фонду, к газовому счёту, к падению производства на 43% и ко многому другому.
В-пятых, складывается впечатление, что перед нами – начало комбинации по подготовке к роспуску Верховного Совета ПМР. Если ввести в действие столь масштабную реформу, то наверняка исполнительная власть будет настаивать на перевыборах депутатского корпуса на основе пропорциональной системы, как это практикуется в Государственной Думе РФ. Тем самым, для Президента ПМР появляется шанс избавиться от «неудобного» Верховного Совета. А если посмотреть на то, какой беспредел в октябре-декабре творился в ПМР на довыборах в местные Советы, можно легко представить: оппозиционные исполнительной власти силы будут без колебаний сниматься с предвыборной дистанции. Нынешним властям нужен абсолютно подконтрольный Верховный Совет.

Заключение

Но как же вести реальную интеграцию с Россией? Планомерно и пошагово. С помощью целой серии протоколов и соглашений. 
В военной сфере – обеспечить масштабную военную помощь России нам. 
В банковской –укрепить прямое сотрудничество банков России и Приднестровья. 
В финансовой – с помощью РФ гарантировать
стабильный курс национальной валюты ПМР. 
В образовательной – добиться квот на тысячи мест для наших выпускников в российских вузах (как это делают румыны для выпускников из Молдовы). 
В дипломатической – обеспечить признание заграничных паспортов ПМР в качестве документов, позволяющих въехать в Россию. 
В производственной – в официальном закреплении квот для продукции наших предприятий на российском рынке.
А когда вся эта немыслимо огромная масса вопросов будет решена – тогда итоги этой работы можно будет закрепить в некоем итоговом документе. Или в серии таких документов. Ведь когда строится дом, он начинается с фундамента. А потом растёт по кирпичику. И лишь в конце появляется крыша, а внутренние помещения отделываются для вселения жильцов.
В противном случае, вместо реальной интеграции будут лишь популистские инициативы, которые ведут к нестабильности в государстве и порождают из-за отсутствия конкретных результатов разочарование в сердцах и душах приднестровцев”.