iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Иван Бургуджи усомнился в адекватности политических элит Молдовы

По информации ИА «ТИРАС», в Молдове разворачивается острая полемика вокруг гагаузских перспектив в составе РМ. В контексте этого, в редакцию агентства пришло обращение гагаузского правозащитника, депутата Народного собрания Гагауз Ери Ивана Бургуджи. В нем в частности говорится: 

“Наблюдая за реакцией и заявлениями  некоторых высокопоставленных чиновников  республиканского уровня, а также представителями политической элиты Республики Молдова, в связи с принятыми решениями Народного Собрания Гагаузии 4 октября 2013 года все больше убеждаюсь в справедливости завета наших предков, что ничто так не украшает человека, как дружба с собственной головой.
      Казалось бы, и руководство страны и политическая элита должны радоваться тому факту, что депутаты гагаузского Парламента, – автономии, являющейся составной частью Республики Молдова, единогласно и однозначно выступают за построение и укрепление правового государства, за неукоснительное соблюдение и исполнение норм Конституции страны. Но не тут-то было. 
       СМИ запестрели заголовками: «В Гагаузии запрещен румынский язык», «В Гагаузии запрещено использование словосочетания «румынский язык»,         «НСГ запретило использование термина «румынский язык» в автономии» и т.д. Решение НСГ о создании собственного Трибунала Уложения Гагаузии в компетенцию, которой входило бы быть арбитром между  законодательной и исполнительной ветвями власти автономии, утверждение результатов выборов депутатов НСГ и Башкана Гагаузии, дача заключений на роспуск НСГ и импичмент Башкана Гагаузии и т.д.,- преподнесено, как  «просто глупость с уродливым политическим пиаром». Озвучены безапелляционные выводы о том, что это является  «попыткой некоторых нездоровых сил нагнетать ситуацию на юге Молдовы», гагаузские депутаты преследуют цель,- «обострить ситуацию и возмутить воду накануне Вильнюсского саммита, сделать все возможное, чтобы эти два соглашения не только не были парафированы, но даже не обсуждались».        
         Министр просвещения Молдовы г-жа М.Санду фактически предъявила ультиматум Гагаузии заявив, что «Выпускники из школ гагаузской автономии рискуют остаться без дипломов об окончании своих учебных заведений, если депутаты Народного Собрания не отменят свое решение об изменении названия дисциплины «румынский язык» на «молдавский язык», а «История Молдовы» не станет вновь «Историей румын».  Раздались призывы, что «центральные органы власти в Кишиневе должны приструнить автономию» и т.д.
          Это свидетельствует, с одной стороны, что никто  из представителей руководства  и политической элиты страны, обсуждающих сложившуюся ситуацию,  не  ознакомился  с комментируемым  постановлением Народного Собрания Гагаузии от 04 октября 2013 года, а с другой стороны,- они игнорируют требования Конституции  и нормы закона Республики Молдова «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)». Мало того, их высказывания реанимируют и провоцируют процессы разжигания межнациональной розни у нас в стране.
     Во-первых,  в постановлении Народного Собрания Гагаузии от  4 октября 2013 года, ни о каком запрете использования синтагмы «румынский язык» на территории Гагаузии не говориться. Пункт 2 данного постановления определяет, что «на территории АТО Гагаузия во всех общественных и публичных учреждениях, учебных заведениях, использование названия государственного языка производить строго в соответствии с требованиями ст.13 Конституции Республики Молдова».  
        Мы солидарны с тем, что только носители молдавского языка, культуры и традиций обладают незыблемым правом решать какой синтагмой именовать свой родной язык. Вместе с тем, мы исходим из требований ст. 7 Конституции Республики Молдова – высшего закона нашей страны, предписывающей, что «Ни  один  закон или иной правовой акт, противоречащий положениям Конституции, не имеют юридической силы». 
       Поэтому, если бы в Конституции страны было закреплено, что государственным языком является, скажем, «румынский» или «марсианский», то мы бы обязаны были соблюдать его. Следует подчеркнуть, что  в деле воспитания патриота государства и своей Родины, необходимо руководствоваться словами Ф. Ницше о том, что «Никогда не выживет тот народ, который  воспринимает трактовку своей истории  глазами соседа». Не зря ведь в народе говорят, что если лишить народ своей истории, то через 50 лет это будет не народ, а толпа – не помнящая родства своего.  В связи с чем, мы ожидали от представителей руководства и политической элиты страны, а также средств массовой информаций, что в их высказываниях и в заголовках  статей в СМИ будет отмечаться, что Гагаузия верна принципам правового государства и выступает за соблюдение норм Конституции страны, укрепление государства и т.д., а никак не скрытые призывы, направленные на провоцирование процессов разжигания межнациональной розни типа: «В Гагаузии запрещен румынский язык», «В Гагаузии запрещено использование словосочетания «румынский язык», «НСГ запретило использование термина «румынский язык» в автономии» и т.д. 
        Боюсь, что на практике это означает скрытый призыв к титульному  населению страны воспринимать действия депутатов Народного Собрания, как действия Гагаузии направленные  против молдавского народа и государства.
      Во-вторых,  Конституцию страны обязаны строго соблюдать не только граждане, но и все должностные лица. Поэтому, министру просвещения Республики Молдова г-же М.Санду, прежде чем пытаться шантажировать депутатов Народного Собрания Гагаузии и угрожать, что гагаузским учащимся не будут выдаваться  документы об образовании, следует осознать тот факт, что как лично её решения, так и решения «национального совета по куррикулуму», а также решения коллегии министерства образования, если они  противоречат положениям Конституции Республики Молдова, не имеют юридической силы. Поэтому, госпоже М. Санду следовало бы озаботиться тем фактом, что  выданные до сих пор документы об образовании у нас в стране, в которых указаны названия дисциплин, в нарушение  положений Конституции страны, не имеют юридической силы, в силу требований ст. 7 Конституции Республики Молдова.     
        Утверждения премьер-министра страны г-на Ю.Лянка о том, что депутаты Народного Собрания Гагаузии пытаются своими действиями накалить обстановку на юге Молдовы в связи с тем, что  «то призывают к различным референдумам, то комментируют внешнеполитический вектор, дошли до преподавания в школах», выглядят алогичными, поскольку все на что сетует премьер-министр Молдовы,-   это право депутатов Народного Собрания. 
       А заявления г-на Ю.Лянка о том, что «Если есть реальные проблемы, нужно обсудить их в Кишиневе, или пригласить нас в Комрат, но мы и без приглашения приедем. Давайте посмотрим вглубь проблемы, и не нужно искать повода для накала обстановки», вообще следует отнести к разряду голословных, поскольку руководством Народного Собрания Гагаузии в адрес руководства Молдовы, в том числе и в адрес премьер-министра г-на Ю.Лянка было направлено не одно предложение, с просьбой приехать в Комрат и попытаться разрешить все накопившиеся проблемы. Однако, только руководитель Парламента Республики Молдова, со своими коллегами, приехали в Комрат и встретились  с депутатским корпусом, обсудив имеющиеся проблемы. А премьер-министр, как и президент страны,- даже не удосужились ответить на письма – приглашения руководства Гагаузии. На мой взгляд, с таким подходом и отношением к Гагаузии и её проблемам, нам еще долго, к сожалению, не удастся разрешить многие проблемы. Не надо воспринимать нас, гагаузов, как врагов, а надо воспринимать нас, как коллег и компаньонов, граждан единого государства, заинтересованных построить и укрепить независимое, правовое, суверенное и нейтральное государство. Г-н премьер-министр, уверяю Вас, что я отвечаю за то, что говорю, но не могу отвечать за то, что и как Вы с вашими коллегами слышите или желаете слышать. А от Вашего желания слышать зависит общественно-политическое спокойствие не только в Гагаузии, но и во всей Молдове. 
          В-третьих, хочу отметить, тот факт, что действительно во всех действиях, предпринимаемых Гагаузией, имеется стратегический интерес, который заключается в её желании и требовании безусловного и неукоснительного исполнения норм закона  «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и Уложения (Основного закона) Гагаузии. В этой связи вызывают удивление заявления «эксперта в области конституционного права» г-на Николая Осмокеску, утверждающего, что создание автономией своего Трибунала Гагаузии изначально неконституционно. 
         Следует отметить, что такой орган  в структурах гагаузской автономии предусмотрен законом «Об особом правовом статусе Гагаузии (Гагауз Ери)» и Уложением (Основным законом) Гагаузии.  Народное Собрание Гагаузии имеет полное право наполнить его содержанием, в рамках действующего законодательства страны, наделив  правом конституционной юрисдикции в пределах гагаузской автономии. Эту необходимость отмечала и рекомендовала сделать и Европейская комиссия за демократию через право (Венецианская комиссия). Господа, осознайте же,  наконец, что Гагаузия,- это не обычная административно-территориальная единица страны, коим является район или город, а политическая, государственно-правовая автономия.
Существуют же в городах и субъектах Российской Федерации свои Уставные Суды. В конце – концов, пора  кроме высшего образования иметь хотя бы среднее соображение и, как минимум, начальное воспитание и, уверяю, тогда прекратятся всякого рода недопонимания”.

Иван Бургуджи,

Председатель постоянной комиссии

Народного Собрания Гагаузии

по юридическим вопросам, правам человека,

законности, правопорядку, информационной политике и СМИ.

06 октября 2013 года