Министр иностранных дел Украины и с 1 января 2013 года по совместительству председатель ОБСЕ Леонид Кожара с рабочим визитом посетил Молдову и непризнанную Приднестровскую Молдавскую Республику. Встречи носили, скорее, ознакомительный характер, каких-либо серьёзных ожиданий на них не возлагалось. Дело в том, что Кожара только месяц назад вступил на пост, а учитывая, что председательство Киева в ОБСЕ продлится ещё целый год, переговоры между Тирасполем и Кишинёвом при украинским посредничестве состоятся ещё не раз. Следующая попытка примирить два берега Днестра, например, произойдёт во Львове уже в феврале.
Касательно своей позиции по приднестровскому вопросу Кожара изъяснился чётко и ясно: как и прежде, Украина придерживается принципа территориальной целостности молдавского государства, приднестровскому региону отказывается в праве на независимость. В принципе, ничего удивительного в этом нет, однако от Кожары ожидали всё же более мягкой позиции, учитывая его имидж несколько пророссийского, евроскептически настроенного политика. Впрочем, убеждения Кожары разбиваются о год председательства Украины в ОБСЕ, основной целью которого было обозначено как раз решение приднестровской проблемы.
Покидая молдавскую землю (Республику Молдову и ПМР), Кожара, однако, успел наделать шуму. В частности, в молдавском аэропорту чиновник заявил, будто президент Шевчук, как показалось украинцу, согласен обсуждать политической статус Приднестровья внутри единой Республики Молдова. Опровергающая реакция приднестровского президента и главы МИД последовала незамедлительно: ПМР готово обсуждать вопросы социально-экономического взаимодействия, однако не собирается торговать суверенитетом и национальной независимостью.
В Приднестровье в подобных действиях со стороны Украины видят в том числе и желание укрепить собственные внешнеполитические позиции, пошатнувшиеся в связи с ухудшением отношений, как с Западом, так и с Россией – застолбить за собой лидерство в приднестровском урегулировании. «Думаю, президент Украины Янукович в Приднестровье пытается повысить вес Украины во внешней политике с уклоном в том числе и на внутреннего избирателя, – уверен председатель парламентской комиссии по внешней политике и международным связям Верховного Совета Дмитрий Соин. – В Приднестровье живёт большое количество граждан Украины (около 100 тысяч – прим. редакции), почти треть населения – этнические украинцы, поэтому Киев будет относиться к приднестровскому вопросу очень скрупулёзно и даже ревниво». Депутат не высказал возмущения по поводу заявлений Кожары, ведь, по его убеждению, транзитные пути, проходящие через украинскую территорию – чуть ли не единственное, благодаря чему Приднестровье до сих пор функционирует.
А вот опрошенные «Политком.Ру» эксперты проукраинского оптимизма господина Соина не разделяют. «У Украины, по сути, нет и не может быть отдельной позиции по Приднестровью, для этого не хватает собственных ресурсов, – уверен президент «Центра системного анализа и прогнозирования Ростислав Ищенко. – Тем более, и вовсе нечего говорить о каком-то лидерстве со стороны Украины». По мнению политолога, любая попытка занять «пальму первенства» в переговорах наткнётся как минимум на реакцию со стороны России и Румынии, как главных внешних акторов в приднестровском урегулировании.
Согласен с Ищенко и шеф-редактор журнала «Однако. Евразия», эксперт по постсоветской проблематике Семён Уралов. «У Украины нет внешней политики, – уверен политолог, – соответственно, и нет никакой позиции по Приднестровью». По заверению Уралова, опасность в данном вопросе для Киева являет собой Румыния, которая имеет виды на Молдавию, непосредственно Приднестровье и даже Буджак (украинскую часть Бессарабии).
Политический туман над Приднестровьем, впрочем, частично развеет февральская встреча во Львове в формате «5+2», которая будет иметь гораздо более официальный характер. До этого времени Украине придётся определиться со своей позицией – либо же она проводит условно антиприднестровскую политику, как это было при Ющенко, либо продолжается линия предыдущего министра иностранных дел Константина Грищенко, направленная на урегулирование отношений между двумя берегами Днестра. В той степени, насколько это возможно на данный момент.