Касаясь дискуссии вокруг федерализации Молдовы парламентарий и лидер НДП “ПРОРЫВ!” Дмитрий Соин специально для ИА “Лента ПМР” дал следующий комментарий:
“Вопрос федерализации Молдовы, на мой взгляд, не является предметом внутренней дискуссии. Это проект, разработанный при участии Германии и России. Во всяком случае, об этом говорят большинство экспертов и международных СМИ. Главный посыл этого проекта заключается в безболезненном урегулировании конфликта на основе создания двухстороннего федеративного Молдо-Приднестровского государства. Либо как вариант – трехстороннего, состоящего из Молдовы, Гагаузии и Приднестровья. Если предположить, что план Меркель-Путина реален, то это значит, что россиянам и европейцам надоело наблюдать за играми региональных элит, и они решили “надавить” на них с целью закрыть проблему конфликта. В таком случае произойдет стратегическое изменение ситуации. Германия обеспечит единство мнений по линии ЕС, а Россия по СНГ. Украина тоже примкнет к этой коалиции, потому что не сможет в одиночку проводить самостоятельную политику на молдо-приднестровском направлении. Такая концентрация сил создаст новую геополитическую ситуацию, и федерализация в таком случае станет реальностью.
При этом ключевая проблема российско-германского плана заключается в существующем сегодня на двух берегах Днестра общественном мнении. Приднестровцы его выразили 17 сентября 2006г. заявив на референдуме о стремлении к независимости и поэтапной интеграции в Россию. В Молдове общий вектор общественных настроений направлен в противоположную сторону – на ЕС в целом и Румынию в частности. Региональные элиты так же не желают делиться полномочиями, а ведь именно это придется сделать всем в случае федерализации. Примечательно, что именно молдавские политики в первую очередь запротестовали по поводу создания федеративного государства.
Это говорит о том, что план Меркель-Путина будет всячески саботироваться в регионе местными элитами и может не найти понимания в общественном мнении граждан Молдовы и Приднестровья.
При этом влияние Германии и России слишком велико, чтобы усомниться в серьезности их намерений и возможностей. Поэтому создание федеративного проекта вполне реально, но это потребует серьезной работы с элитами и общественным мнением двух республик. Многое будет зависеть от того, какой тип федерации будет предложен, какие финансово-экономические ресурсы будут под него подведены и кто выступит гарантом безопасности сторон. Поэтому будем ждать презентации этого документа и уже тогда сделаем окончательные выводы о степени реальности его претворения в жизнь”, – отметил в заключении Дмитрий Соин.