ИА «Лента ПМР», публикует печатную версию диалога парламентария, лидера НДП «ПРОРЫВ!» Дмитрия Соина с молодежью. Общение проходило в режиме пресс-конференции, когда молодые люди могли задавать Дмитрию Соину волнующие их вопросы.
Вопрос: Дмитрий Юрьевич, как Вы оцениваете положение дел в республике в постсмирновский период?
Дмитрий Соин (Д.С.): Дело в том, что действительно новому руководству республики досталось тяжёлое наследие. Ведь проблемы, которые связаны с общим падением уровня жизни, с тем, что фактически в бюджете одна огромная дыра и мы в одночасье лишились золотовалютных резервов имеют свои корни в прошлом правлении. Естественно, что новая власть столкнулась сразу с большим блоком социально-экономических проблем. На сегодняшний день очень остро стоят даже такие вопросы, как выплата зарплат, пенсий и пособий. Существуют стратегические проблемы обеспечения жизнедеятельности государства. В таких условиях, несомненно, нужны профессиональные конкретные качественные решения, без которых по большому счёту выровнять ситуацию никак не удастся. И вот мы очень внимательно наблюдали все первые сто дней правления за действиями Президента Шевчука, за работой его команды. Могу сказать, что с огромным трудом преодолеваются имеющиеся трудности. Посмотрите, совершенно очевиден кризис коммунального хозяйства. Допустим, в том же Григориополе уже несколько месяцев у 60% города нет воды, какие-то сложности с подачей электроэнергии, с водоснабжением и в других городах существуют.
Мы наблюдаем многочисленные увольнения специалистов, нижнего и среднего звена имевших отношение к прошлому режиму. Их уход и невосполняемость возникших потерь также приводит к кризису управления государством.
Но меня, конечно, больше всего волнует то, что мы начали буксовать относительно реализации социально-политических реформ. Реформ, касающихся независимых СМИ, обеспечения нормальной деятельности общественных организаций и политических партий. Государственные СМИ должны были обеспечить доступ на телеэкран, в радио эфир и на страницы официальных газет представителей оппозиции и альтернативных экспертов. Но пока мы их там не видим, а это очень нехороший сигнал.
Мы так и не начали избирательную реформу, предполагающую переход на смешанную выборную систему, когда часть кандидатов избирается по одномандатным округам, а другая часть по партийным спискам. Мы, собственно говоря, так и не смогли демократизировать законодательство по общественным организациям и политическим партиям, чтобы вдохнуть жизнь в гражданское общество Приднестровья.
Я постоянно говорю, что без политических реформ невозможны успешные экономические реформы. Почему? Ответ прост. Как, например, победить коррупцию, которая мешает развитию экономики? Помимо действий правоохранительных органов тут необходим жесткий партийный контроль и разоблачения коррупционеров в независимых СМИ. Посмотрите, как благодаря масс-медиа и партийной конкуренции слетают со своих должностей чиновники высшего ранга в Германии или в любой другой европейской стране. Например, министр обороны Германии лишается должности только за то, что когда-то украл идею для своей диссертации, а президент уходит в отставку потому что его частную поездку оплатил бизнесмен. Нам даже трудно представить, что за это люди теряют должности. Ведь в их действиях нет никакого крупного хищения или злоупотреблений, но то, что чиновник нечист на руку уже достаточно для его отставки, потому что общество многопартийное и медийное. Что дает нам многопартийность? Партии следят за тем, насколько честно, прозрачно и профессионально работают чиновники от правящей партии. Потому что каждая партия претендует в итоге стать правящей. Вот вам ещё один аспект, почему невозможно построить счастливую экономику вне мощной политической реформы. Это просто нереально. Тандем независимых СМИ и сильных партий – это и есть важная часть экономического успеха. Сами реформы тоже должны критиковаться, чтобы они оттачивались и становились лучше. Нельзя говорить о том, что мы победим коррупцию, привлечём инвестиции, поднимем с колен экономику, но, при этом, ни слова не скажем о политических свободах и правах человека.
Вопрос: Дмитрий Юрьевич, вот Вы затронули вопрос о политических реформах и, в контексте этого, хотелось бы спросить Вас об отношении действующей власти к НДП «ПРОРЫВ!». Прошлой властью были сфабрикованы дела в отношении этой партии и на сегодняшний день несмотря на то, что Игорь Смирнов и министр юстиции Степанов ушли, репрессии в отношении «ПРОРЫВа!» продолжаются. Как Вы можете прокомментировать это?
Д.С.: Я на это отвечаю такой фразой: «Смирнов ушел, но дело его живо». То есть вывески сменились, и фамилии первых лиц поменялись, но ментальность не изменена. Не изменился тоталитарный подход к делу порождающий желание у юного правоведа и по совместительству министра юстиции Дели задавить партию, показать, что чиновник круче и умнее всех, что вот он докажет в любом случае свою правоту потому что он министр. Это всё в итоге, конечно, компрометирует начало, которое закладывалось в саму идеологию перемен в 2011 году. Понятное дело, что в любом нормальном государстве партии, которые преследовались при фактически тоталитарном режиме, после его слома, как минимум, получили бы свободу действия, доступ на телевидение, радио, им бы ещё сказали спасибо за период борьбы. А у нас и иски продолжаются, и судебные дела какие-то крутятся, и новый министр юстиции не проявляет адекватности в этой ситуации, потому что он заряжен на агрессию. Александр Дели ученик Сергея Степанова, – предыдущего министра юстиции, который работал тесно с МГБ и пытался ликвидировать «ПРОРЫВ!». Поэтому Дели и двигается по заложенному учителем маршруту, где конечная остановка – тоталитарное государство. К сожалению, удивляться тут нечему. И пока мы не преодолеем эту чиновничью ментальность, пока не запустим механизм политических реформ, пока реальным законом не защитим права партий, общественных организации и независимых СМИ ничего у нас не получится. Приднестровье останется в пропасти прошлого.
Вопрос: Дмитрий Юрьевич, как бы Вы оценили сегодняшнее самочувствие гражданского общества. Мне бы хотелось услышать мнение не только политика, но и социолога.
Д.С.: Я считаю что, гражданское общество находится в глубоком кризисе, и причин здесь несколько. Первая причина в том что, в прошлый исторический период его просто задавили, загнали в подполье. Парадокс здесь в следующем, кстати, очень интересная деталь – Республика не была бы создана, не будь гражданского общества и при этом власть сделала все, чтобы это общество разрушить. Ведь именно через митинги, забастовки и референдумы структурировалось Приднестровье, как государство. Здесь есть ещё один любопытный момент: например, западные социологи, считают, что гражданское общество может существовать только в капиталистическом государстве. Но есть мнение о том, что было «Советское гражданское общество». Ведь люди объединялись на Первое мая, на Девятое мая, ходили вместе на демонстрации. Они проводили собрания, мероприятия, значит, было, специфическое «Советское гражданское общество». Оно со своей Советской ментальностью создало Приднестровье в ответ на националистическую политику Кишинева.
А потом, когда ПМР на народных плечах окрепло, вдруг посчитали, что общественные организации не должны быть сильными, а должен быть сильным президент и государственные чиновники. Вот поэтому гражданское общество и задавили. У нас много, около тысячи, общественных организаций на Приднестровье, но они материально обесточены, обезлюжены, у них мизерный запас финансовой прочности.
Сегодня критика не слышна приднестровским властям, хотя правители обязаны слышать критику гражданского общества, при этом не давить её, а даже поощрять. Чиновники будут сопротивляться демократизации и поэтому кризис общественного сектора придётся преодолевать не один день.
Вопрос: Дмитрий Юрьевич скажите, пожалуйста, молодые люди, не видя перспектив в нашем Приднестровье покидают республику. Что бы Вы могли посоветовать нашей молодежи и как видите решение этой проблемы?
Д.С.: Я, считаю, что молодой человек не обязан взять и отдать свою жизнь, пусть даже и Родине, если нет соответствующих условий для этого. Ни секрет, что молодежь во всем мире едет туда, где лучше. Где выше уровень жизни, социальные гарантии, демократия и защищены права человека. На сегодняшний день, когда в Приднестровье мизерные зарплаты и очень высокий уровень молодежной безработицы, когда не работают социальные лифты и талантливый молодой человек без связей не может расти по карьерной лестнице, возникает бегство молодежи из государства. Если молодой человек уехал на заработки, то мы его теряем, как правило полностью. На новом месте у него появляются новые друзья, любовь, потом семья.
Молодежь, на мой взгляд, должна более жестко, четко и принципиально заявлять о своих правах и требованиях. Пока этого не будет, государству не о чем беспокоится, потому что молодежь пассивна и гораздо продуктивнее заниматься проблемами старших возрастов, которые проявляют политическую активность и голосуют. Молодежь должна стать активнее! Молодежи необходимо идти в политику и не бояться проводить акции в поддержку своих требований, которые касаются насущных вещей. Это зарплата, работа, социальная инфраструктура и элементарные демократические нормы.
Государство в лице чиновников всегда много говорило о молодежи, но считало, что она сама справится со своими проблемами и это была грубейшая ошибка. Посмотрите, у нас нет строительства жилья для молодежи, нет работы, где молодежь могла бы себя найти и понятного пути по которому она могла бы идти. Государство обязано выстраивать перспективу для молодого поколения, но этого, к сожалению, нет и меня это очень беспокоит. Поэтому голос молодежи должен звучать громче.