Как сообщает ИА “Лента ПМР” со ссылкой на РБК-Украин,приближающаяся президентская кампания в непризнанной Приднестровской Молдавской Республике (ПМР) обещает стать одной из самых напряженных за 21 год существования Приднестровья. 11 декабря жители ПМР будут выбирать между, по сути, двумя кандидатами – действующим президентом Игорем Смирновым, который руководит ПМР 20 лет, и его оппонентом, лидером партии «Обновление» Анатолием Каминским. Судя по последним событиям, именно на Каминского делает ставку Кремль. Учитывая близость ПМР к Украине, официальному Киеву стоило бы уделять большее внимание проблеме Приднестровья.
До сих пор победа на выборах давалась Игорю Смирнову легко. И не только потому, что в стране существует полуавторитарный режим, о чем постоянно любят говорить в Кишиневе. Причины, как минимум три.
Во-первых, у Смирнова до сих пор не нашлось достойного конкурента. Во-вторых, он пользовался абсолютной поддержкой Кремля. В-третьих, не стоит сбрасывать со счетов настроения большинства жителей ПМР. Угроза повторения событий 1992 г. была основным мобилизующим фактором, побуждающим приднестровских избирателей голосовать за Смирнова.
Тем не менее, за 21 год Приднестровье не превратилось в цветущий край, несмотря на то, что после отделения на его территории оставалась треть промышленного потенциала бывшей Молдавской ССР. И причина здесь не только в статусе непризнанности.
Приднестровье, наверное, единственное из государств постсоветского пространства, которое бесплатно получает российский газ. Газовый долг республики превысил 2,2 млрд долл. И именно из газовых денег покрывается дефицит государственного бюджета ПМР, который, по разным оценкам, составляет 70-80%.
Де-факто Приднестровье превратилась в еще один дотационный регион Российской Федерации. Так, Россия выплачивает надбавку приднестровским пенсионерам, пусть это всего 150 приднестровских рублей (что-то около 14 долл.), но при общем низком уровне жизни это выглядит едва ли не царским подарком.
Тем же, кто может самостоятельно заработать на жизнь, приходится несладко. Для сравнения – начинающий учитель получает зарплату порядка 900 приднестровских рублей (около 85 долл.). При этом, цены в Приднестровье практически такие же, как в Украине. Каждые выходные на пограничном пропускном пункте «Кучурган» на украинско-молдавской границе можно наблюдать длиннющую очередь – приднестровцы идут в Украину, на кучурганский рынок за покупками. Покупают все – от обуви и одежды до туалетной бумаги.
При этом, на одного человека, занятого в производстве в ПМР приходятся 14 человек, занятых в непроизводственной сфере. Добро бы, это были врачи, педагоги или юристы. Для молодежи наилучшей перспективой остается служба в силовых структурах – таможне, милиции, армии. Кстати, обильные расходы на армию и госаппарат играют свою роль в гигантском бюджетном дефиците страны.
До последнего времени основной формой социального протеста, если так можно сказать оставалась трудовая миграция. Те, кто может зарабатывать сам, ищет возможность уехать из страны. Приднестровье рискует превратиться в территорию пожилых людей.
Проблема в том, что ни сам Смирнов, ни «старая гвардия» из его окружения не настроены что-либо менять в политике и экономике. Последние годы правящая верхушка умело эксплуатирует тезис о том, что Приднестровье остается форпостом в противостоянии России и Запада и получать от этого солидные дивиденды, не только моральные, но, что самое главное, материальные.
Но этому скоро может прийти конец. С начала года в приднестровском политическом истеблишменте все более активно обсуждается информация о том, что Кремль недоволен Смирновым и намерен избавиться от него, заменив на новую фигуру. Судя по всему, такой фигурой является спикер приднестровского парламента и одновременно лидер Республиканской партии «Обновление» Анатолий Каминский.
Информация эта подтверждается и конкретными действиями. Два летних визита главы приднестровского парламента в Москву были успешными. В ходе первого июньского визита, по словам Каминского, достигнута договоренность со спикером Госдумы России Борисом Грызловым о создании рабочей депутатской группы, которая будет лоббировать интересы Приднестровья в высшем законодательном органе России, а также об открытии представительства Верховного Совета ПМР в Москве. По результатам второго визита (29 июня – 2 июля) был решен важный вопрос о предоставлении Приднестровью очередного транша гуманитарной помощи из России в сумме 202 млн руб., которая предназначена для осуществления выплат пенсионерам ежемесячных надбавок к пенсии в третьем квартале.
На недавнем съезде партии «Обновление», который официально выдвинул Каминского кандидатом в Президенты, было зачитано приветствие Владимира Путина. И хотя сам документ вызвал дипломатический скандал в связи с тем, что в нем отсутствовали даже намеки на непризнанный статус ПМР, в самом Приднестровье он расценен как своеобразная легитимизация спикера приднестровского парламента в качестве главного фаворита России.
Одновременно Москва всячески демонстрирует негативное отношение к действующему Президенту. Так, 20 августа невестке президента ПМР Марине Смирновой была вручена повестка с требованием явиться в Московскую городскую прокуратуру для дачи показаний по делу о «преступлении, совершенном против Российской Федерации». Практически сразу была пущена в ход версия, связывающая вызов Смирновой в прокуратуру с расследованием по поводу расходования средств со счета ООО «Тираспольтрансгаз – Приднестровье» (дочернее предприятие ОАО «Молдова-газ», принадлежащего российскому «Газпрому») в приднестровском АКБ «Газпромбанк», который в 2004-2008 гг. возглавляла родственница лидера ПМР.
А недавно состоялось еще одно печальное для Игоря Смирнова событие. В ходе намечающегося визита Патриарха Московского и Всея Руси Кирилла в Молдавию планировалось его посещение и левобережья Днестра. Для Игоря Смирнова, который за последнее время всячески способствует строительству новых храмов на территории Приднестровья, первый визит предстоятеля РПЦ был бы очень кстати. Однако, как выяснилось, программа пребывания Патриарха в Молдавии существенно сократилась и на левый берег Днестра он не поедет. Официальное объяснение – советы врачей. Но, учитывая близость церкви к кремлевской администрации и тот факт, что именно РПЦ отведена ведущая роль в формировании «русского мира», отмена визита выглядит как вежливый отказ Смирнову.
Причин, по которым Москва решилась пойти на замену лидера непризнанной республики. С одной стороны, ей хотелось бы видеть у руля ПМР более договороспособную фигуру. После совместной декларации Президента РФ Дмитрия Медведева и канцлера ФРГ Ангелы Меркель по приднестровской проблеме стало очевидно, что Россия не собирается решать приднестровскую проблему по абхазско-южноосетинскому сценарию. Кстати, окружение Президента ПМР активно муссирует тезис, что победа любого из претендентов, кроме, конечно же, самого Смирнова, означает «сдачу Приднестровья».
Но есть и другая сторона, не менее очевидная. Кремлю надоело, что значительные средства, выделяемые ПМР, растворяются неизвестно где. В итоге поддержка Приднестровья превращается в материальную поддержку его правителей.
И все же, даже лишившись поддержки Кремля, Игорь Смирнов остается наиболее реальным претендентом на пост Президента ПМР. Даже если он сам и имеет намерения оставить пост, против этого решительно выступит «старая гвардия», среди которой, прежде всего, руководители силовых ведомств, хорошо понимающие, что в случае прихода к власти нового лидера они лишатся своих постов и соответствующих экономических преференций. Против будут и члены «семьи» Смирнова, в частности – его сын Владимир, которого иногда называют теневым главой ПМР.
Надо отдать должное Игорю Смирнову – он обладает необходимой для политического лидера харизмой и волей, которые не проявляет его основной конкурент. На стороне Президента – авторитет бессменного лидера и создателя непризнанной республики. Против него – возраст. Лидеру ПМР – 69 лет, а на момент выборов исполнится 70.
Позитив Каминского – заявленное стремление к модернизации экономики и реформированию политической системы, что может привлечь к нему молодое и среднее поколение приднестровцев. Кроме того, за спикером приднестровского парламента стоит небезызвестная компания «Шериф» – один из крупнейших экономических агентов ПМР.
У Смирнова неплохие позиции в глубинке и в Бендерах (как-никак – «прифронтовой город»). В то же время, в Тирасполе (столица ПМР), где проживает значительная часть избирателей, более сильны протестные настроения.
На соревнование Смирнов-Каминский может повлиять и участие третьей фигуры – экс-спикера парламента и экс-лидера «Обновления» Евгения Шевчука, который имеет шансы оттянуть на себя часть протестного электората.
Однако, несмотря на внешне благоприятную внутреннюю обстановку, Игорь Смирнов чувствует себя неуверенно. Об этом говорит поведение властей по отношению к акциям, организованным оппозиционной Народно-демократической партией «Прорыв!». Первое же столкновение с организованным протестом вызвало явно неадекватную реакцию, в ход пошли конфискация агитационных палаток, задержание активистов, активная пропагандистская кампания против лидера партии Дмитрия Соина, который возглавляет парламентскую комиссию по внешней политике и международным связям.
Несмотря на то, что «Прорыв» – откровенно пророссийская партия, а сам Дмитрий Соин – участник боевых действий начала 90-х, это не помешало Республиканскому Координационному Совету Общественных объединений и политических партий ПМР (состоит из организаций, поддерживающих Смирнова) в заявлении прокурору Приднестровья объявить, что «высказывания («Прорыва!») и публикации, попытки инициировать социально-политическую нестабильность в обществе, дискредитацию даже не столько отдельных представителей власти, сколько нашего государства в целом, становятся актом вандализма над памятью о тех, кто, защищая Республику на заре ее становления, над усилиями и тяготами нашего народа на всем дальнейшем пути развития».
Впрочем, риторика, напоминающая советский лексикон 30-х годов, пользуется сегодня особой популярностью у окружения Смирнова. Так, реакцией на приветствие Путина съезду «Обновления» стало заявление об «отщепенцах» из «Единой России», которые действуют в интересах западных демократий.
Борьба обещает быть жесткой. Не исключено, что окружение Смирнова не ограничится словами. Для победы на выборах он и его окружение вполне могут прибегнуть к «мобилизационному» сценарию, в частности, пойти на провокацию конфликта с Молдавией, что вновь позволит ему обрести статус лидера страны. Подобный шаг, кроме того, снимет напряженность в отношениях с Кремлем. Москва будет вынуждена поддержать Приднестровье и его Президента, забыв на время о своем намерении сменить руководителя непризнанной республики.
Артем Филипенко