НОВОСТНОЙ ПОРТАЛ СНГ
События в политике, обществе, спорте. Сводка происшествий. Интервью
 
2023
iа.tirаs.ru@gmаil.соm // адрес редакции

Приднестровье подождет до Румынии

Евразия // 14:19, 13 ноября 2008 // 2261

Президенты Молдовы и Приднестровья «не могут» увидеться с 11 апреля текущего года. Очередная, намеченная на 6 ноября, встреча провалена. Представители министерства реинтеграции Республики Молдова и МИД Приднестровской Молдавской Республики выступили с очередными обвинительными пассажами в адрес друг друга. За несколько последних месяцев скепсис приднестровских политиков, политологов и обычных граждан по поводу якобы наметившегося «урегулирования» лишь укрепился.

«У нас давно все готово для встречи с господином Ворониным. Еще раз напомню, что это будет только в присутствии максимального количества СМИ. А во время самого разговора должен быть ответ на Договор о дружбе и сотрудничестве, который я вручил господину Воронину 11 апреля этого года. Я не собираюсь просто сидеть и смотреть на какие-то новые документы и слушать новые предложения до тех пор, пока не будет ответа на все предыдущие. Тем более, президент России Дмитрий Медведев еще раз подтвердил подходы страны-гаранта к урегулированию этого вопроса. Они заключаются в равноправии сторон и достижении ими компромисса. Кроме того, все действия Воронина — это показательные выступления перед предстоящими выборами», — заявил президент ПМР Игорь Смирнов.


Информационная война продолжается

Информационная война между Молдовой и Приднестровьем, длящаяся с момента окончания боевых действий, несмотря на умиротворительные реплики и оптимистические прогнозы со стороны России, — не ослабевает. Некоторым затишьем можно считать лишь эпоху правления предыдущего президента РМ Лучинского. Однако новая фаза этой войны, отсчет которой следует вести с введения правительством Молдовы мер экономической блокады Приднестровья и установления европейской миссии EUBAM в украино-приднестровском приграничье, не закончилась до сих пор.

Официальные лица Кишинева не стесняются в высказываниях. Согласно недавним заявлениям президента Молдовы, приднестровских лидеров следует отправить «на свалку», поскольку Смирнов и его сторонники серьезно мешают евроинтеграции Молдовы. Немногим ранее глава МИД РМ Андрей Стратан заявил, что большинство населения Приднестровья не разделяет позицию своего руководства по интеграции с Россией, а результаты референдума в непризнанной республике являются фикцией.

В своем давлении на Тирасполь Кишинев продолжает рассчитывать и на помощь евроатлантических структур. Генеральный секретарь НАТО Яап де Хооп Схеффер, посетивший Кишинев в конце октября, говоря о проблеме приднестровского урегулирования, напомнил, что посещал регион несколько лет назад в качестве действующего председателя ОБСЕ.

«Мы уверены, что эту проблему можно решить на основе объявленных принципов и при соблюдении Россией обязательств, принятых на Стамбульском саммите ОБСЕ. У НАТО нет мандата в приднестровском урегулировании, но его члены надеются, что решение будет найдено», — сказал генсек альянса.
По итогам встречи со Схеффером президент РМ Владимир Воронин высказался за подписание нового Плана IPAP-2, с учетом нынешней ситуации и принятой в мае 2008 г. Концепции национальной безопасности Молдовы.


По отношению к Молдове разногласий нет

Политическое пространство Приднестровья сегодня находится в относительной стабильности. По ключевым государственным вопросам приднестровские элиты заняли единую позицию. До парламентских выборов в ПМР еще далеко. Молдова, наоборот, вступает в избирательную гонку: весной 2009 года будет избран новый парламент, который, в свою очередь, проголосует за кандидатуру следующего президента РМ.

Как извсетно, решение «приднестровской проблемы» было обещано лидером компартии Молдовы Владимиром Ворониным своим избирателям еще восемь лет назад. Однако последние нервные заявления президента РМ по приднестровской проблематике выдают его обиду и разочарование. Обещание «объединить страну», данное избирателям, Воронин сдержать не сумел. Разрешить приднестровский конфликт в пользу Молдовы не удалось, несмотря на меры экономической блокады в отношении приднестровских предприятий. Не помогли и уголовные дела против лидеров русскоязычного анклава, и подача под надуманным предлогом списка приднестровских активистов для розыска в Интерпол.

Вот как видит нынешнюю ситуацию вокруг ПМР глава законодательной власти Приднестровья Евгений Шевчук: «Последние семь лет обострили и проблематику этического противостояния, противостояния методам лжи, используемым в борьбе с Приднестровьем. В 2006 году, когда перенаправили транспортные потоки, блокировали финансовую систему, железную дорогу всех нас заверили, что будет здорово, и направлено будет нам во благо. Результат – мы теряем целые сектора экономики и доходы, вынуждены финансировать коррупцию в Республике Молдова. Так, по нашим скромным подсчетам, только взятки от субъектов хозяйствования Приднестровской Молдавской Республики, осуществляющих внешнеэкономическую деятельность по так называемым новым правилам и порядкам Молдовы, составляют около 5 млн долларов ежегодно. Реальность силового проявления реализации своих политических интересов через дискриминацию приднестровских экономических агентов является фактом на сегодняшний день. И в целях урегулирования это нам необходимо признать».


«Троянские кони»

С приходом к власти в Кишиневе коммунистов Молдова значительно разнообразила механизмы борьбы «за государственную целостность». Безуспешным боевым действиям пришла на смену тактика «троянских коней», одним из которых стал сам Владимир Воронин.

Популистская риторика коммунистического лидера должна была ввести в заблуждение приднестровцев, жизнь которых после распада СССР и войны начала 90-х была напрочь лишена экономической стабильности. Социальная политика приднестровских властей формировалась от забастовки к забастовке. Безусловно, внутренние политические противоречия региона и недовольство граждан непризнанной республики тяжелой социально-экономической ситуацией оказались на руку новой кишиневской элите, провозгласившей на словах идею укрепления отношений с Россией.

Однако, последствия конфликта 1991-92 годов и продолжающееся размежевание между Молдовой и ПМР во всех сферах общественной жизни – от языка общения до образовательных стандартов, — сделали идею восстановления целостности Молдовы в советских границах нежизнеспособной и лишенной какого-либо смысла в глазах простых приднестровцев.

Для граждан Приднестровья не стали неожиданностью ни правовые акты Молдовы о непризнании итогов приватизации в ПМР, ни меры по контролю экспорта-импорта, обернувшиеся для приднестровских предприятий дополнительными пошлинами. Их введение было расценено руководством ПМР и предпринимателями республики как блокадная мера. Ее дополнила и железнодорожная блокада. На этом фоне дружественная риторика президента Молдовы сформировала вполне адекватную негативную реакцию приднестровского общества на «всё, приходящее из Кишинева».

В качестве «троянских коней» Молдовой в различное время были использованы бывшие приднестровские госслужащие, некоторые левобережные политики, а также одна из разновидностей коммунистических партий. Несмотря на порой неоднозначное отношение приднестровцев к собственным лидерам, тень Кишинева неизменно отталкивала приднестровское общество от подобных персоналий. В преддверие очередных парламентских выборов в Молдове приднестровцы внимательно замечают мелочи, способные разоблачить в очередном «пророссийском» и «проприднестровском» политическом деятеле фигуру очередного «трояна», запущенного на охоту если уж не за голосами приднестровцев с паспортами РМ, то — за пророссийским электоратом на территории самой Молдовы.


Альянс бюрократов и националистов

По мнению приднестровского эксперта Сергея Ильченко, «В России очень хотели бы увидеть среди молдавских политиков хоть одного, хоть плохонького «друга». Ну не укладывается пока в сознании россиян, что может быть такая ситуация, когда никаких «друзей России» в политическом поле бывшей советской республики нет вовсе. Ни одного нет. Хотя, простите – один есть – «равноправец» Валерий Клименко. И сторонники у него есть, и на 4 ноября они провели в Кишиневе акцию, посвященную российскому дню Народного единства. Молдавские сайты написали, что на нее собралось тридцать человек сторонников «Равноправия». Это клевета. Их было больше – человек 40».

В новом для себя качестве взошел на молдавскую политическую арену бессменный на протяжении семи лет премьер-министр при президенте Воронине – Василий Тарлев. Ему было поручено создание общества «Друзей России». Стоит подробнее остановиться на другом коллеге Воронина, обеспечившем ему приход к власти и сохранение своих позиций по результатам последних выборов, — а именно, на лидере Христианско-демократической народной партии (ХДНП) Юрие Рошка.

Известный националист, вице-спикер парламента Юрие Рошка считает, что «цель россиян на предстоящих парламентских выборах 2009 г. состоит в избрании послушного Кремлю большинства, которое узаконило бы пребывание российских воинских частей на левом берегу Днестра». Рошка, к движению которого примкнули бывшие участники вооруженных формирований по борьбе с Приднестровьем, наоборот, служит «проевропейским» противовесом в цельной системе молдавской бюрократии. С одной стороны, по словам самого Воронина, Рошка является «надежным партнером», с другой – детонатором на случай чрезмерной «пророссийскости» в кабинетах молдавской президентуры.

По мнению одного из ключевых оппонентов Воронина, лидера альянса «Молдова Ноастрэ» Серафима Урекяна, «в Молдове нет ни либеральной экономики, ни либеральной политики. Есть либеральные одежды, рецидивы администрирования экономикой, культа личности, скрытая советизация страны».

Однако срок жизни этой системы бюрократических противовесов близится к неминуемому концу. Приходит новое поколение, не связанное с прошлым ни коммуно-бюрократическими узами, ни языком межнационального общения, ни жаждой мести за военные неудачи в Приднестровье.


Румынское будущее Бессарабии

Завершаются четыре года ожидания румынского гражданства для исполнителей популярной молдавской группы «Zdob si Zdub». Они, как и большинство бессарабцев до 35 лет, больше думают не о прошлом, а о будущем. Румынский паспорт – значительный козырь в этих раздумьях на фоне двадцатилетней политики вычеркивания всего русского из учебников, истории, телевидения, общественной жизни. Для нового поколения молдаван Россия столь же далека, сколь далека она для молодых эстонцев. При этом они не обременены ненавистью и обидами за прошлое.

Их будущее – Румыния, где они будут учиться, и Евросоюз, где они будут работать, за неимением рабочих мест в самой Молдове. Их кумир – мэр Кишинева Дорин Киртоакэ, такой, как они сами, бессарабец, выпускник юридического факультета Бухарестского университета. Летом 2007 года Киртоакэ был избран мэром молдавской столицы. Сегодня он занимает одно из лидирующих мест в рейтинге молдавских политиков, а поддерживающая его Либеральная партия набирает очки за счет лозунгов о немедленной евроинтеграции, привлекающих молодежь.

Пророссийскими и проприднестровскими этих политиков никак не назовешь, но для Приднестровья неизбежный приход к власти новых для политического ландшафта соседней страны персоналий означает как минимум конец эпохи вероломства, «троянских коней» и спекуляций о «дружбе с Россией» в соавторстве коррумпированных элит, молдавского бизнеса и спецслужб.

Переговорный процесс между Молдовой и Приднестровьем, рано или поздно, завершится неким компромиссом и выработкой взаимоприемлемых решений. Любые войны, в том числе экономические и информационные, имеют свойство заканчиваться. И главное условие – это время, необходимое на формирование новой молдавской элиты, способной лозунги евроинтеграции довести до логического конца – до объединения двух государств с единым языком, культурой, нацией в одну страну — Румынию. Которой будет уже не до Приднестровья.

Граница Евросоюза по линии Днестра окончательно узаконит раздел постмолдавского пространства и послужит делу укрепления стабильности в причерноморском регионе.


Роман Коноплев

Росбалт