Приднестровский конфликт берет начало в конце 80−х, когда националистические силы в Кишинёве провозгласили курс на отделение от СССР и присоединение к Румынии. Тогда в регионе, где преобладало немолдавское население (русские и украинцы), возникло сопротивление процессу румынизации республики. Вскоре Приднестровье провозгласило независимость, и, после кратковременного вооружённого конфликта, в 1992 году между Кишинёвом и Тирасполем, который завершился силовыми действиями 14−й российской армии и принудительным разведением сторон, было подписано соглашение о неприменении во взаимных отношениях военной силы и экономических санкций. Мир в регионе стали поддерживать российские миротворческие силы.
Урегулирование конфликта возложено на плечи Объединённой Контрольной комиссии, в которую входят Приднестровье, Молдавия, Украина, Россия и ОБСЕ. В 2005−м к ним присоединились наблюдатели из ЕС и США (формат «5+2»). Решениеконфликта до настоящего времени не найдено и посылок к скорому завершению его не наблюдается.
Предметом спора в регионе являются не столько интересы сторон, сколько противоположные цивилизационные ценности и внешнеполитические ориентиры. Свой политический курс Приднестровье проводит исключительно с оглядкой на позицию России, так как экономика в регионе сильно зависит от помощи со стороны РФ. Молдавия же уже давно больше тяготеет к Евросоюзу, а точнее – к Румынии. Об этом свидетельствуют и результаты различных социологических исследований, согласно которым от 65 до 75% опрошенных молдаван готовы объединиться с Румынией и войти в Евросоюз, отказавшись от каких-либо претензий на Приднестровье. Что и неудивительно, ведь Приднестровье стало частью Молдавской ССР только в 1940 году, до этого оно входило в состав Украины в виде автономной молдавской республики. Однако главенствующие политические силы Молдавии против такой интеграции.
Складывается такое впечатление, что и Молдавия, и Приднестровская Молдавская Республика наиболее комфортно чувствуют себя в состоянии подобной подвешенности и неопределенности. Как только Россия добивается какого-либо успеха в процессе по примирению сторон, Евросоюз заваливает Молдавию ворохом сладкозвучных обещаний, которых оказывается достаточно, чтобы вернуть переговоры к начальному уровню.
В целом же, Молдавия занимает 95-е место из 135 в глобальном рейтинге конкурентоспособности, составленным международным экономическим форумом. США вместе с прочими европейскими странами, чья экономика сильно связана с американской, по прогнозам экспертов, которые еще два года назад предсказывали экономический кризис, сильно снизят свои позиции в первой двадцатке этого рейтинга. По прогнозам этих же экспертов наиболее быстро после кризиса восстановятся страны постсоветского пространства, которым следует работать сообща, чтобы улучшить свои результаты в данном вопросе.
В ходе финансового кризиса, вина за который полностью лежит на США, и которым еще долго придется восстанавливать свою репутацию на международной арене, произойдут сильные изменения на геополитической арене. В последние годы, при выборе геостратегических приоритетов, Молдавия все более ориентировалась на Запад. В нынешних условиях, возможно, следует обратить большее внимание на Россию, в качестве основного экономического партнера.
Тем более что после кризиса развитие проекта «Восточное партнерство», в котором Молдавии обещали основную роль, будет «отложено в долгий ящик», как и диалог Евросоюз-Молдавия. Так как своя рубашка ближе к телу, и европейские страны сначала приведут свои дела в порядок, а потом уже вспомнят про страны, желающие вступить в их круг. Это не просто слова, события во время мирового кризиса показали, что страны Европы в трудную минуту решали каждый свои проблемы, а Евросоюз тем временем только собирал саммиты, давал оценки, координировал. Но никому не помог материально, не спас. Никого не спас. Отказал даже верной Исландии. Хороший урок. Для стран, отчаянно домогающихся вступления. Если в экономике солнечно, там все улыбаются. Но когда ливень, никто даже зонтик не протянет. Не говоря о плаще с капюшоном и калошах…
Евгений Антонов.