ИА «ТИРАС» публикует материал о состоявшемся на Юге Бессарабии круглом столе, где были обсуждены важнейшие аспекты жизнедеятельности национальных общин региона.
Сохранение традиций и обычаев, изучение родного языка и национальной культуры – это важное условие для воспитания нового поколения и сохранения идентичной уникальности народов юга Одесской области. В этом, похоже, уверены все участники прошедшего в Измаиле круглого стола на тему: «Многоликая Бессарабия – региональный аспект деятельности этнокультурных групп».
Всевозможные фестивали, праздники, концерты – да и просто дни села. Все это правильно. Они могут продемонстрировать национальный колорит всего края. Однако, не смогут передать то чувство общности, традиций и накопленный опыт добрососедства, так необходимый в воспитании толерантного отношения у подрастающего поколения. Участники Круглого стола уверены: исторический опыт народов Бессарабии по своему уникален и заслуживает пристального изучения.
Александр Пригарин, кандидат исторических наук, доцент Одесского Национального Университета имени Мечникова:
«Действенный способ сохранения родного языка, национальной самобытности и воспитания молодежи – нашли учителя в Болградском районе. С конца девяностых годов там появились несколько творческих групп, которые создали специальные учебные программы. А уже в 2013 году гагаузский и болгарский языки, наравне с украинским, по решению райсовета получили официальный статус на территории района».
Мария ЧЕБАНОВА, работник образования с 30-летним стажем, представитель гагаузского общества Болградского района:
” Мы начали свою инициативу с создания творческих групп национально-культурных обществ. И вот эти группы приступили к созданию учебных программ, потому что Министерство образования не могло ничего предложить нам ни по болгарскому, ни по гагаузскому языку, ни по албанскому (для нашего уникального села Жовтневое). Учебные планы и программы по изучению болгарского и гагаузского языков были представлены на суд Министерства образования и получили утверждение. Однако до сих пор учебники не отпечатаны и мы не можем обучать наших детей родному языку в рамках школьной программы.”
При этом расширенные права регионов в использовании родного языка как для обучения так и для официального делопроизводства – всего лишь один из аспектов. Воспитать чувства добрососедства и как следствие восстановить положительный имиджа края – может и обучающий курс истории Бессарабии для школьников. Однако, даже преподаватели истории не всегда могут к этому подготовиться из-за отсутствия пособий и учебников.
Игорь Пушков, краевед, преподаватель г. Болград:
“Хотя в школьной программе предусмотрено изучение истории родного края, но соответствующих учебников нет, преподаватели испытывают затруднения в подготовке уроков. Таких учебников просто не существует.
Может этим как раз и обусловлены многочисленные попытки геополитической игры вокруг Бессарабии со стороны политиков и международных альянсов. Поколение, не знающее свою историю может легко быть задействовано в политических играх. “Великая Румыния”, “Великая Болгария”, “Бессарабия – это Украина, Россия и тп, – такие лозунги могут “зацепить” только тех, кто не знает историю своей семьи, села, края.
История родного края – один из основных предметов, которые формируют личность. Все начинается с порога родного дома. Нельзя сформировать личность, оторванную от истории, поэтому наша работа по созданию учебника истории Бессарабии – очень своевременна. Наша инициативная группа собирает и обрабатывает материалы, и надеюсь, в скором времени представим нашим коллегам учебное пособие. Мы не рассчитываем получить одобрение или гриф Министерства образования, мы делаем это для своих детей”.