По информации ИА «ТИРАС», депутат парламента ПМР Дмитрий Соин повторно внес на рассмотрение коллег законодательную инициативу «Об отмене Закона Приднестровской Молдавской Республики «О гарантиях лицам, занимавшим должности Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-Президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам их семей».
В обосновании законодательной инициативы парламентарий отметил следующее:
«Цель представленного проекта закона:
1. Обеспечить равные права для всех граждан, независимо от занимаемых ими должностей, социального статуса, а также реализация жесткой гарантированной ответственности высших должностных лиц перед законом.
2. Модернизация законодательства в части приведения в соответствие с Конституцией Приднестровской Молдавской Республики, которая гарантирует равенство перед законом всех граждан Приднестровской Молдавской Республики, независимо от занимаемых должностей и социального статуса.
Необходимость разработки данного законопроекта возникла в связи с обращением в адрес депутата Дмитрия Соина граждан, которые в своих заявлениях указывали на беспрецедентные гарантии бывшему Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Вице-Президенту Приднестровской Молдавской Республики, Председателю Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, в части придания им пожизненного правового иммунитета – неприкосновенности за любые преступления и правонарушения, совершенные во время нахождения у власти и в последующий период после ухода с должности, а также в части предоставления вышеназванным должностным лицам целого ряда материальных и социальных благ, не соответствующих уровню жизни граждан и радикально нарушающих принцип социальной справедливости.
Проведя анализ действующего Закона Приднестровской Молдавской Республики «О гарантиях лицам, занимавшим должности Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-Президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам их семей», можно сделать вывод о том, что статьи 3 и 4 указанного закона противоречат статье 17 Конституции Приднестровской Молдавской Республики. Указанная статья гласит о том, что все имеют одинаковые права и свободы и равны перед законом без различия пола, расы, национальности, языка, религии, социального происхождения, убеждений, личного и общественного положения. Преимущества и привилегии могут быть установлены только законом и должны соответствовать принципам социальной справедливости. На мой взгляд, наделение бывших Президентов Приднестровской Молдавской Республики, Вице-Президентов Приднестровской Молдавской Республики, а также Председателей Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики пожизненным иммунитетом, а так же льготами – в корне неправильно и социально несправедливо.
Пожизненная неприкосновенность Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики, а так же выделяемые им материальные блага нарушают принцип правового и социального равенства граждан. Необоснованным является и тот факт, что правовые и социальные гарантии распространяются на членов семей бывших высших должностных лиц: супругов и детей.
Обращает на себя внимание также и то, что действующий Закон Приднестровской Молдавской Республики «О гарантиях лицам, занимавшим должности Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам их семей» противоречит статье 4 Уголовного Кодекса Приднестровской Молдавской Республики, которая устанавливает, что лица, совершившие преступления, равны перед законом и подлежат уголовной ответственности независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
Кроме того, Верховный Совет Приднестровской Молдавской Республики, приняв Постановление Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики от 22 сентября 1992 года № 226 «Об отношении Приднестровской Молдавской Республики к международным договорам и другим актам по правам человека», признал положения Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и Пакта о гражданских и политических правах.
В частности:
Статья 3. Европейской конвенции о защите прав человека гласит, что каждый человек, чьи права и свободы, изложенные в настоящей Конвенции, нарушены, располагает эффективными средствами правовой защиты перед государственными органами даже, если такое нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Статья 2 Пакта о гражданских и политических правах (далее – Пакт)говорит о том, что каждое участвующее в Пакте Государство обязуется уважать и обеспечивать всем находящимся в пределах его территории и под его юрисдикцией лицам права, признаваемые в указанном Пакте, без какого бы то ни было различия, как-то в отношении расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических и иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства. Если это уже не предусмотрено существующими законодательными или другими мерами, каждое участвующее в Пакте Государство обязуется принять необходимые меры в соответствии со своими конституционными процедурами и положениями Пакта для принятия таких законодательных или других мер, которые могут оказаться необходимыми для осуществления прав, признаваемых в Пакте.
Каждое участвующее в Пакте Государство обязуется:
а) обеспечить любому лицу, права и свободы которого, признаваемые в Пакте, нарушены, эффективное средство правовой защиты, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве;
b) обеспечить, чтобы право на правовую защиту для любого лица, требующего такой защиты, устанавливалось компетентными судебными, административными или законодательными властями или любым другим компетентным органом, предусмотренным правовой системой государства, и развивать возможности судебной защиты;
c) обеспечить применение компетентными властями средств правовой защиты, когда они предоставляются.
Статья 26 Пакта гражданских и политических правах
Все люди равны перед законом и имеют право без всякой дискриминации на равную защиту закона. В этом отношении всякого рода дискриминация должна быть запрещена законом, и закон должен гарантировать всем лицам равную и эффективную защиту против дискриминации по какому бы то ни было признаку, как-то расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального или социального происхождения, имущественного положения, рождения или иного обстоятельства.
Наделение пожизненной неприкосновенностью Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-Президента Приднестровской Молдавской Республики и Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики прямо противоречит вышеуказанным статьям, так как гражданин не сможет в общепринятой форме защитить свои права, нарушенные данными должностными лицами даже после их ухода с занимаемых должностей.
Также необходимо обратить внимание на один из наиболее весомых принципов юридической ответственности – принцип неотвратимости наказания. Предупредительное значение наказания зависит не столько от его тяжести, сколько от неотвратимости. Неотвратимость ответственности означает, что ни одно правонарушение не должно оставаться вне поля зрения государства и общественности, без реакции с их стороны. Однако в отношении бывшего Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-Президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики действующий закон устанавливает пожизненную неприкосновенность, тем самым существенно затрудняя реализацию основополагающего принципа уголовного права.
Отмечу, что в международной практике часто встречаются ситуации, когда бывшие президенты стран попадают под суд за те или иные противоправные действия, осуществленные во время нахождения в должности.
Так, бывший президент Франции Жак Ширак был приговорен к двум годам условно. Парижский суд признал его виновным в злоупотреблении положением, доверием и растрате государственных средств.
Продолжается следствие в отношении бывшего президента Аргентины Фернандо де ла Руа, которого обвиняют в подкупе сенаторов в 2000 году ради принятия непопулярной трудовой реформы.
Экс – президент Израиля Моше Кацав был признан виновным в двух изнасилованиях и приговорен к семи годам лишения свободы. Стоит отметить, что процесс над М. Кацавом нынешние израильские власти расценили как огромную заслугу правосудия. В частности, премьер-министр Беньямин Нетаньяху в своих комментариях подчеркивал, что приговор бывшему президенту демонстрирует равенство всех перед законом.
Бывшего президента Филиппин Джозефа Эстрада суд приговорил к пожизненному тюремному заключению по обвинению в незаконном присвоении около четырех миллиардов филиппинских песо (77 миллионов долларов) и злоупотреблении властью.
Бывший президент Монголии Намбарын Энхбаяр признан виновным в коррупции и приговорен судом к четырем годам тюремного заключения и конфискации имущества на сумму в 18 тысяч 660 долларов.
Бывший президент Южной Кореи Но Му Хен подозревался в получении взяток на сумму в шесть миллионов долларов от бизнесменов в обмен на лоббирование их интересов во время своего президентства в 2003-2008 годах и был привлечен к уголовной ответственности. В силу того, что он покончил жизнь самоубийством, суд не состоялся. Также примечательны примеры с главой Чили Аугусто Пиночетом, руководителем ГДР Эрихом Хонекером, президентом Египта Хосни Мубараком.
Это лишь отдельные примеры в цепи случаев, когда бывших глав государств, судят за преступления, совершенные в период их правления и, как следствие, приговаривают к реальным тюремным срокам.
Значительный размер дефицита консолидированного бюджета Приднестровской Молдавской Республики, низкий уровень жизни и социальные проблемы большинства граждан Приднестровской Молдавской Республики делают этот законопроект особенно актуальным, тем более, что в случае принятия, он позволит сохранить серьезные средства республиканского бюджета Приднестровской Молдавской Республики.
В тоже время, в отношении Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики действуют подзаконные акты, которые дают право на особое пенсионное обеспечение вышеуказанным лицам.
Исходя из того, что отмена закона повлечёт за собой прекращение трудовых отношений с привлекаемым персоналом (водитель, помощник, советник и иные), предлагается ввести в действие представленный законопроект с 1 января 2014 года, с тем, чтобы дать возможность людям трудоустроится.
Таким образом, на основании несоответствия данного закона отдельным нормам Конституции Приднестровской Молдавской Республики, а также другим законодательным актам, в том числе международным, представляется возможным сделать вывод о признании указанного закона утратившим силу.
В данной сфере правового регулирования действует Конституция Приднестровской Молдавской Республики, Закон Приднестровской Молдавской Республики «О гарантиях лицам, занимавшим должности Президента Приднестровской Молдавской Республики, Вице-президента Приднестровской Молдавской Республики, Председателя Верховного Совета Приднестровской Молдавской Республики и прекратившим исполнение своих полномочий, и членам их семей».
Принятие данного проекта закона не требует изменений и дополнений, а также отмены каких-либо иных нормативных актов.
Для реализации данного проекта закона не требуются разработки и принятия иных нормативных правовых актов.
Принятие данного проекта закона не требует отдельного нормативного правового акта о вступлении его в силу.
Принятие данного проекта закона не потребует дополнительных материальных и иных затрат».
Данный законопроект уже вносился депутатом Дмитрием Соиным весной 2013, но был отклонен парламентом. Отрицательное заключение также поступило от президента и правительства Приднестровья.