“The Jerusalem Post” опубликовала статью, в которой приводится анализ трагических событий в Грузии и их последствия.
Из трагических и сложных событий в Грузии следует извлечь ряд важных уроков.
Первый урок мы давно уже должны были зарубить себе на носу после тех грубых просчетов, которые были допущены во время неумело проведенной второй ливанской войны. Состоит он в следующем: нельзя начинать вооруженный конфликт, если нет ясного и полного понимания плана действий. Горячий грузинский президент Михаил Саакашвили, как и наш Эхуд Ольмерт, проявил крайнюю опрометчивость, направив свою армию для возврата под контроль Грузии самопровозглашенных пророссийских анклавов, но не подумав при этом о возможных последствиях таких наглых действий. Он просто дал русским повод разбить в кровь нос своему самонадеянному соседу и продемонстрировать, что они по-прежнему контролируют этот регион.
Второй урок также имеет к нам прямое отношение. Заключается он в следующем: при отсутствии ресурсов и сил для ведения самостоятельных оборонительных действий со стороны грузин было глупо предполагать, что территориально удаленная союзная сверхдержава Америка пойдет на военное вмешательство, чтобы защитить их.
Третий урок состоит в том, что такие понятия как нравственность, соразмерность и ненанесение вреда мирному населению совершенно неуместны, когда в дело вступают великие державы. Русские не стали извиняться за свое жестокое поведение. Их также никоим образом не могли сдержать “гуманитарные” соображения. Наоборот, они пригрозили принять еще более жесткие меры, если соседняя Грузия не выполнит их требования. Можно представить себе, как отреагировала бы Россия, начни грузины вести себя как палестинцы и запусти они хотя бы одну ракету по ее территории.
Для Израиля последствия грузинского конфликта могут быть очень серьезными. Если американо-российские отношения продолжат свой путь по спирали вниз и вернутся к состоянию “холодной войны”, то русские снова начнут вооружать наших злобных врагов современным оружием. Это может также иметь плохие последствия для евреев, по-прежнему живущих в России. Именно такой перспективой объясняется тот факт, что Израиль старается держаться в стороне от данного конфликта, пойдя даже на прекращение договорных поставок вооружений в Грузию.
В этом же контексте следует рассматривать и недавний срочный визит в Москву сирийского президента Башара Асада, который поддержал действия русских и попытался получить от них новейшие ракетные системы. То заявление, которое российский президент Дмитрий Медведев сделал нашему премьер-министру, отметив, что сделка с Сирией о поставках оружия не подрывает безопасность Израиля, вряд ли кого-то успокоит. Но оно говорит о том, что русские пока еще не решили окончательно, стоит ли полностью связывать свою судьбу с нашими врагами.
Да, в последние годы русские по вполне прагматическим соображениям склоняются в сторону арабов, особенно сближаясь со своей бывшей союзницей Сирией. Но хотя наши взаимоотношения с Россией далеки от совершенства, они также очень далеки от той злобной враждебности и маниакального стремления уничтожить нас, которое господствовало в эпоху коммунизма. На самом деле, возникает впечатление, что властный российский руководитель Владимир Путин совершенно безразличен к евреям, а порой даже отождествляет себя с еврейскими целями, когда они, по его мнению, способствуют продвижению глобальных интересов России.
Факт остается фактом: русские стремятся вернуть себе статус сверхдержавы и рассчитаться за то унижение, которое они испытывают от своих представлений о том, что американцы укрепляют и расширяют враждебный России военный альянс в пределах ее сферы влияния. В значительной мере рост популярности Путина и Медведева в связи с вторжением в Грузию можно объяснить их агрессивными выпадами в адрес НАТО и сопротивлением посягательствам альянса, а также противодействием польскому решению о размещении на своей территории американской системы ПРО.
Кульминация наступила, когда близкие соседи России грузины также сделали попытку вступить в НАТО. Русские не только жестоко расправились с ними, но и просигнализировали о занятии новой жесткой позиции в отношении Запада, и особенно Соединенных Штатов, предупредив их, что любые попытки расширить НАТО или воспрепятствовать действиям России в поддержку независимости сепаратистских грузинских анклавов (на основе косовского прецедента) приведут лишь к дальнейшему усилению напряженности.