iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Страшно

Коммунисты Молдовы, проиграв выборы в Народное  Собрание АТО Гагауз Ери, стали еще сильнее бояться гагаузских патриотов

Молдавские коммунисты во главе с президентом Ворониным так старательно готовили себе «гагаузскую петлю» и так тщательно ее примеряли, что не осталось никаких сомнений: добром для них эта забава не кончится. Хотя они-то считали свою политику на Юге правильной, государственной, осмысленной… Какая еще политика бывает? – вот такой и считали, если сейчас вновь прислушаться к тому, что они – правильные государственники – говорили с 2001 года, т.е. с тех пор, как пришли к власти в стране, о гагаузских проблемах, делая при этом свои партийные  дела. Тогда когда обострение отношений между Комратом и Кишиневом начало набирать обороты и проявились тенденции к силовому противостоянию, в Гагаузию зачастили высокопоставленные гонцы от ПКРМ, чтобы откровенно обсудить с местными лидерами и общественностью текущее, и состоялся такой разговор. Почему, спросили у него, до прихода к власти ПКРМ не поднимался вопрос о полномочиях Комрата и о его правах, к примеру, самому определять финансовое настоящее и будущее края без вмешательства Центра, как это и предусмотрено законом об особом правовом статусе АТО? Вы не понимаете, сказал кишиневский коммунист, вопрос этот всегда поднимался, но не стоял. Ему в ответ кто-то сказал с усмешкой из зала: «А сейчас, стало быть, он поднялся и стоит, ну-ну…».

Потом много чего было, названное впоследствие коммунистическим переворотом в Гагаузии: резкое, выразившееся в силовых действиях, несогласие гагаузов проводить в автономии референдум по отставке всенародно избранного в 1999 году башкана, открытие уголовных дел против организаторов протеста, все-таки отставка главы АТО, за которой скрывалась сомнительного характера  работа коммунистов, такая же сомнительная перегруппировка сила в Народном Собрании…    Было и другое. На фоне неуклюжего правления ПКРМ и последующих таких неуклюжих попыток коммунистов выровнять в свою пользу ситуацию три раза подряд проигранным ими избирательных кампаний – проиграли выборы башкана в 2006 году, проиграли местные выборы в 2007 году и проиграли выборы в Народное Собрание в 2008 году… После последних неудач в борьбе за право контролировать высший законодательный орган у коммунистов сдали нервы, и они, скажем сдержанно, местные «красные», поддерживаемые из Центра (доказательств такой поддержки навалом – стоит лишь почитать официальную коммунистическую прессу и послушать отдельные прокоммунистические СМИ), фактически принялись срывать работу НС, называть избранное «народными патриотами» его руководство самозванцами, грозить судами… Все шло к повторению событий 2001-2002 годов, названных, напомним, коммунистическим переворотом. И вдруг…

В последний день июля группа избранных депутатов НС, представляющих фракцию от ПКРМ, явились на заседание, предложили провести выборы руководящих структур НС, поддержали кандидатуру на пост спикера Анну Харламенко, которую не раз (!) уже избирали «народные патриоты»… Все? Почти все. Для полной картины, рассказывающей о завершении кризиса в Гагаузии, следует добавить недостающих красок. А они яркие – эти краски. Одна из кишиневских газет, сообщая о достижении «гагаузского политического мира», вышла с заголовками «Пусть недоразумения останутся в прошлом», «Проявили мудрость и политическую волю»… И вот еще цитата отсюда же. «Глава государства поздравил депутатов НС… и в их лице весь гагаузский народ со стабилизацией ситуации в законодательном органе… Владимир Воронин отметил, что впервые в истории автономии удалось решить столь сложный вопрос собственными силами – депутаты проявили мудрость, так и политическую волю…». Это еще не все. Два месяца назад точно с такими же призывами к мудрости, такту и политической воле выступали глава АТО Формузал, известные в крае общественные деятели Топал и Кендигелян, депутаты НС, представляющие народно-патриотические силы. Вот теперь картина полная – коммунисты услышали призывы, согласились с ними и выполнили их. Что же случилось с ними и с их кишиневским лидером, что заставило «красную группу» в АТО принять все без исключения условия их политических оппонентов?

Они испугались. Подтверждение такому выводу тоже масса. Посмотрим на Воронина. На своей недавней пресс-конференции он, характеризуя обстановку на Юге, сказал, что все связано с высокой температурой (воздуха) и со специфическим гагаузским характером; еще он сказал, что «мы не будем вмешиваться» в конфликт. В подтверждение прошлой и настоящей отстраненности от конфликта официального Кишинева и руководства правящей партии та же воронинская газета, кроме плохо аргументируемого вывода президента о «решении столь сложного вопрос собственными силами, назойливо дала другое (но тоже) выказывание Воронина – он «выразил удовлетворение, что… «решение было самостоятельно принято гагаузскими депутатами». Иными словами, Воронин «закрыл тему» — это, чтобы никому потом, ну, скажем, после парламентских выборов 2009 года, не пришло в голову обвинить его лично и все руководство ПКРМ в действиях, в умышленном и явно необоснованном с точки зрения закона и здравого смысла в нагнетании регионального кризиса да еще и имеющего явные признаки партийного интереса.

Надо думать, поводы для страха официального Кишинева перед неизбежными последствиями за искусственно создаваемый конфликт в крае возникли во время комратского митинга, инициированного и организованного местными «народными патриотами». Это коммунисты успокаивали себя, это нервно о пустяковом ерничали их СМИ – где ваши обещанные десять тысяч митингующих против вмешательства Центра в дела автономии, а где ваш лидер Формузал, испугался, дистанцируется…? Оргкомитет откровенного антикоммунистического действа вовсе и не намеревался, как выяснилось потом, устраивать десятитысячный сбор, а отсутствие главы АТО Формузала тоже было оговорено… «Народные патриоты» решили взять, что называется, не числом, а умением. Лозунги «Патриоты Гагаузии, объединяйтесь», «Коммунисты ставят интересы партии выше интересов народа», «Руки прочь от Народного Собрания», «Руки прочь от примарии Комрата», «Кроме Анны Харламенко, другого спикера нам не нужно», имели, в первую очередь, местную нагрузку. Однако в их содержании без труда можно было усмотреть и расслышать нотки, так сказать, общенационального значения.

Во-первых, лозунги в переводе на образный язык вполне претендуют на вывод: что молдаванам еще хорошо, то гагаузам уже смерть. И кстати, гагаузское «руки прочь…» чем на намек на парламент РМ и на столичный совет, где коммунисты продолжают править бал? Во-вторых, в 2006 году после победы тогда еще лидера общественного Движения «Единая Гагаузия» Формузала и после того, как он вместе с примаром Комрата Дудогло выбил из первого тура ставленника ПКРМ действующего башкана Табунщика, кишиневская оппозиция открыто выступила с выводом: избиратели всей страны должны учиться у гагаузов не только вообще себя уважать, но и, в частности, голосовать . Реализованное гагаузское «доколе!» внятнее, а значит, опасней зазвучало над всей страной – отличный идеологический фон, где могут развернуться противники ПКРМ накануне парламентских выборов. При хорошей и согласованной постановке вопроса они (если опять не втянутся в политическую торговлю, да под присмотром западных советников) они увидят главную подсказку для всей кампании – парламент без коммунистов.

И все-таки еще сильнее испугались «красные» в Кишиневе заявлений лидеров общественного Движения «Единая Гагаузия» о запрещении деятельности коммунистических организаций. Смотрите, что бы получилось. Пусть бы «единогагаузы» не добрались до всей территории РМ и не нашли бы себе политических союзников среди кишиневских партий. Но зато они без организационных проблем и в лихие сроки провели бы сбор подписей на «своей земле» и показали бы результат. Пусть бы он не впечатлил общим количеством противников коммунизма (молдавского, в частности), но он бы стал демонстрацией предвыборных возможностей гагаузских антикоммунистов, а также (что самое эффективное в будущей борьбе с партийной теорией и практикой товарищей воронинцев) отметило бы на южной части молдавской карты населенные пункты, где 99,9 процента жителей  считают, как отмечено в заявлении Движения,  «массовый террор населения, уничтожение церквей и осквернение памятников культуры, творимых коммунистическими вождями 20 века, являются достаточным основанием для полного запрета деятельности любых общественных организаций, в том числе политических партий, провозглашающих своей идеологией коммунизм».  Не исключено, что столицей такой зоны на Юге могла бы стать Чадыр-Лунга; Михаил Формузал, будучи ее мэром,  заявлял и не единожды, что похороны молдавского коммунизма начнутся с Гагаузии.

Владимир Цеслюк,

политический обозреватель агентства НИКА-пресс