Репортаж о Конференции по вопросам Храмовой Горы
“Тот, кто владеет Храмовой горой, владеет всей Землей Израиля” – эти слова национального поэта Израиля Ури-Цви Гринберга сквозной мыслью проходили практически через все выступления участников прошедшей 25 октября 2009 г. в Иерусалиме Конференции, посвященной вопросам Храмовой Горы.
Рав Исраель Ариель, один из ведущих раввинов современного Израиля, руководитель Института Храма, ответил на мои вопросы перед началом Конференции:
– Некоторые современные раввины возражают против посещения Храмовой Горы. Есть ли галахическое основание у этого запрета?
– Нет! – ответил рав Ариель – никакого галахического запрета на посещение Горы нет! С точки зрения галахи возможность подъема на Гору, на те её участки, на которые можно заходить – она бесспорна. Те, кто возражают против этого – возражают исключительно по политическим соображениям! Никакого религиозного запрета тут нет!
Те, кто возражают, делают это по политическим мотивам или потому, что бояться раздражать гоев. Но это не взгляд Торы, у нас нет заповеди бояться гоев, нет заповеди “не раздражать гоев”! Есть мицва поступать прямо наоборот! Есть, наоборот – мицва “раздражать гоев”, т.е. выступить против тех, кто мешает нам завладеть Землею Израиля. Тора прямо говорит, в Дварим 2:24: “начинай завладевать ею (землею Израиля), затеяв с ним войну”.
– В каком состоянии сейчас находится “Движение за построение Храма”?
– Слава Б-гу, мы видим благословение в наших делах. Движение все время увеличивается – медленно, но верно.
– И чего вы ждете в дальнейшем?
– Любые начинания сложны. Но наступит момент, когда нас будут тысячи, и вот тогда мы увидим результаты.
– Что, по Вашему мнению, нужно предпринять сейчас?
– Как уже неоднократно говорилось, нет никакой причины, чтобы каждый понимающий и верующий еврей не поднимался на Храмовую Гору. Все, кто сидят дома, способствуют разрушению Храма. Что нужно делать? – Объяснять, говорить, изготавливать необходимые для Служения в Храме предметы …
* * *
Приурочено торжественное собрание было к годовщине посещения Иерусалима величайшим еврейским религиозным авторитетом Рамбамом (Моше бен Маймон). Как он писал впоследствии: “Мы выехали из Акко в Иерусалим в опасных условиях. Я взошел в великий и святой дом (Храмовую гору) и молился там на шестой день месяца Хешван” – событие это произошло в 4926 года от сотворения мира (1166 г.). Далее Рамбам пишет, что 9 Хешвана он посетил Меарат а-Махпела (Гробницу Праотцев) в Хевроне, и что он поклялся установить обе эти даты как “специальный праздник, в который я буду радоваться с молитвой, едой и питьем”. Выступавшие отметили, что и Рамбам, и мудрецы последующих поколений не только не запрещали подъем на Храмовую гору, но считали это большой мицвой. Да, на Храмовой горе есть определенные участки, место, где стоял сам Храм, которые запрещено посещать в наше время, когда мы не можем очиститься от ритуальной нечистоты, вызванной соприкосновением с трупом (для очищения необходим пепел “рыжей телицы”, сейчас у нас его нет, хотя теоретически его можно изготовить и в наше время, в отсутствие Храма). Запрет этот, между прочим, касается не только евреев, но и неевреев, включая, разумеется, и арабов. Однако места, разрешенные для паломничества – четко определены, есть участки Храмовой горы, большая её часть, посещение которых возможно по всем галахическим мнениям.
Определением этого вопроса занимался, например, один из величайших галахических авторитетов РАДБАЗ (Давид бен-Шломо ибн-Ави-Зимра, 1479 – 1589), живший одно время в Иерусалиме. Он составил подробный труд с описанием Храмовой Горы и разрешенных для паломничества мест и правил восхождения. Писали на эту тему и другие авторитеты.
Организатор конференции Исполнительный Директор Иерусалимского Института Храма Иегуда Глик, от имени которого рассылались приглашения, ставил своей целью собрать как можно более широкий спектр участников, в том числе представителей тех кругов, которые обычно не ассоциируются с правым национальным лагерем. “Мы все, представители различных политических взглядов, собрались здесь ради Храмовой горы, ради Иерусалима, ради государства Израиль” – сказал он в своем вступительном слове.
Конференция проходила в помещении “Гейхаль Щломо” – здании Главного раввината, самой значимой официальной площадке религиозного лагеря. И собрала, действительно, весьма представительный состав участников. Кроме того, во время заседания, ведущему конференцию Иегуде Глику позвонил Председатель Кнессета Руви Ривлин, передал поздравления участникам и сказал, что сожалеет, что не может из-за своего расписания быть сейчас в зале. Заместитель Премьер-министра Сильван Шалом сказал ранее, что не может прийти, так как находится в данный момент за границей, но если Конференция по какой-то причине будет отложена на три дня, когда он возвращается в Израиль – он придет.
“Я выступаю здесь от имени национального лагеря – тех, кто осознает важность борьбы за Храмовую Гору. И я заявляю: “Храмовая Гора – наша”. В любой дискуссии на тему Иерусалима невозможно обойти вопрос Храмовой Горы. Наша задача, как избранных представителей общественности, заявить во весь голос – четко и ясно – что мы не уступим Иерусалим, не уступим Храмовую Гору, не откажемся от права приходить и молиться в самом святом для еврейского народа месте”- сказала в своем эмоциональном выступлении “восходящая звезда Ликуда” депутат Кнессета от правящей партии, журналистка и адвокат Ципи Хотовели.
Практически все выступавшие, и раввины, и политики, и общественные деятели, подвергли резкой критике действия Израильской полиции. Во время последнего праздника Суккот. По распоряжению командующего Иерусалимским округом полиции из-за арабских беспорядков Гора была закрыта для посещениями евреями – и выступавшие, включая и депутатов Кнессета, и заместителя мэра Иерусалима Давида Адари, расценили это как уступку террору. Заместитель мэра столицы заявил, что порядок, когда решение о закрытии доступа евреям на главную национальную и религиозную святыню принимает полиция по своему усмотрению – является ненормальным и должен быть как можно скорее изменен. Решения о допуске на Храмовую Гору должно принимать Правительство, т.к. это – вопрос национальной важности. “Считается, что борьба за Храмовую гору – прерогатива правого лагеря” – отметил он – “однако это совершенно не так! Не было ни одного правительства за всю историю Израиля, которое отрицало бы право евреев на Храмовую Гору. Храмовая гора – в наших руках! Эти слова Моты Гура, командира штурмовавших Иерусалим десантников, сказанные им после освобождения Горы – являются платформой всех израильских правительств, вплоть до настоящего дня. Храмовая Гора никогда не была достоянием того или иного политического лагеря. Тот, кто призывает к восхождению на Гору, отстаивает права евреев на свою национальную святыню – на самом деле находится в центре национального консенсуса”.
Однако дело не только в полиции и не только в правительстве.
Как сказал Иегуда Глик, 10 тыс. религиозных евреев поднялось в 2008-м году на Храмовую Гору и 5 млн. были у Котеля. Но именно Храмовая Гора является главной святыней еврейского народа! Мы хотим обратиться ко всему народу Израиля – не бойтесь арабов! Храмовая гора – наша величайшая национальная святыня, и мы не можем отдать её врагу! Пришло время противостоять насилию. Я призываю евреев: не сходите с Храмовой горы. Поднимайтесь на Гору, и тогда арабы привыкнут к нашему присутствию там”.
Дов Лиор, раввин Кирьят-Арбы, пояснил: “Одна из причин того, что нет мира и нет безопасности – оттого, что часть израильской общественности безучастна к теме восхождения на Храмовую Гору. Именно это равнодушие и является причиной нашего страдания. Очень важно, чтобы народ Израиля присутствовал на Горе в разрешенных местах. Когда Ам-Исраэль вернет себе суверенитет на Храмовой Горе, это приблизит наше Избавление”.
Раввин Нахум Рабинович, глава ешиват-эсдер Маале Адумим заявил на конференции, что есть лишь один способ доказать правительству, полиции и всему миру, насколько свято для нас это место, и мы не уступим его. “Пусть восходят на Гору тысячи и тысячи евреев, молятся и обращаются к Творцу, и у меня нет сомнения, что если множество людей взойдет на Храмовую Гору, наши враги будут напуганы”.
“Израиль без Храмовой Горы – это не Израиль. Храмовая гора является определяющей ценностью для Израиля” – заявил на конференции депутат Кнессета проф. Арье Эльдад. – “Мы имеем право на самоидентификацию, а тот, кто запрещает молиться на Храмовой Горе, лишает меня основного права”.
Выступление рава Мейдана (одного из лидеров “умеренного крыла” религиозного сионизма) было, пожалуй, самым эмоциональным. “Все говорят, что у евреев есть право на Храмовую гору, но говорить так – неправильно. Не право, а обязанность! Мы должны помнить, что у всех нас есть обязанности пред Храмовой Горой”.
“Мы собрались здесь – раввины и знающие люди, и наша задача – довести до сведенья общественности, куда именно разрешено ходить на территории Горы, чтобы это было не просто теорией, а реальным руководством к действию. Чтобы у человека, пришедшего к Стене Плача, была возможность взойти на Гору. Я обращаюсь к вам, господа раввины: нужно подготовить подробную карту разрешенных для посещения мест и раздавать ее всем приходящим к Котелю, это поможет привести все больше и больше евреев на Гору” – сказал зам мэра столицы Давид Адари.
– Сколько времени заняла организация этой конференции? – спросил я после окончания собрания у Иегуды Глика.
– Полторы недели.
– И поводом для ее проведения стало заявления рава Элиашива, руководителя “литовского направления “ харедим, который высказался против подъема на Гору?
– Не только это, но и то, что в Суккот целую неделю нам не давали подняться на Гору. Полиция предпочитает принимать сторону того, кто производит больше беспорядков, а не старается восстановить справедливость, она потакает террору и агрессии.
– Сколько людей принимало участие в сегодняшней конференции?
– Более трехсот. Хочу заметить, что созвана она была за очень короткий период, объявление о проведении конференции было дано буквально накануне, несмотря на это, люди пришли. Это не так много, как хотелось бы, но это была самая серьезная конференция на тему Храма за все время существования Израиля, на самом деле – за все время после разрушения Второго Храма! На ней присутствовали разные люди – были представлены различные религиозные и политические течения. Были прежде и другие, более массовые мероприятия – такие, как “Трапезы Храма”, где присутствовало несколько тысяч человек, или демонстрации в защиту Храмовой Горы, но на них не было такого широкого религиозного и политического представительства, это происходит впервые.
Что делать дальше? Самое главное – это привести как можно больше людей на Храмовую Гору. Каждый еврей должен дать себе обещание подниматься на Гору время от времени. Можно связаться с нами, с Институтом Храма, по телефону 052-476-7495, мы будем рады посодействовать в любых вопросах, касающихся подъема на Храмовую Гору.
* * *
Через день после собрания в здании Главного раввината Министр просвещения Гидон Саар и высокопоставленные чиновники минпроса заявили, что готовы включить экскурсии учащихся на Храмовую гору в Иерусалиме в программу изучения иудаизма и истории в израильских школах.
Заявление было сделано директором отдела просвещения молодежи в минпросе Эли Шаишем во время посещения делегацией чиновников министерства просвещения квартала Град-Давида в Старом городе Иерусалима. Заявление Шаиша поддержал и министр просвещения Гидон Саар.
“У евреев не только есть историческое право на Эрец-Исраэль и святые для еврейского народа места, но и должна быть возможность свободного доступа к святыням. Необходимо изучать Иерусалим не только по книгам, но и непосредственно через прямой контакт, собственными ногами и руками прикасаясь к этой истории”, – заявил министр.
Минпрос одобрил просветительскую программу “Поднимаемся в Иерусалим”, инициированную и разработанную мэром израильской столицы Ниром Баркатом, в рамках которой каждый ученик 6-7 классов израильских школ обязательно посетит Иерусалим с познавательной экскурсией, как минимум дважды в год.
То, что движение “в сторону Храмовой горы” началось и в правящем истеблишменте – само по себе является сенсацией.