iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

«Отставка» Евгения Шевчука. 2. Новый виток карьеры?

Mало кто верит, что лидер приднестровского «Обновления» действительно простился со своими президентскими амбициями. Слишком много сил и времени было затрачено на его раскрутку в качестве потенциального наследника престола, чтобы окончательно выбросить этот осекшийся патрон из обоймы.

Как человек, Евгений Шевчук может чувствовать себя пусть тактически, но проигравшим. Как политический проект «Евгений Шевчук» имеет все шансы на победоносное возрождение, если нынешняя власть продолжит «корриду».

Глядя на ситуацию с «проектной» точки зрения, нельзя не заметить очевидной аналогии Шевчук сегодня – Ельцин образца 1987 года.

Основной тренд настроений в обществе – «перемен, мы ждем перемен…», «Обновлением» поддерживается идея о том, что действующая власть смертельно надоела народу.

Реальная социально-экономическая ситуация постоянно ухудшается, и вопрос «кто виноват» для большинства уже сформулирован оппозиционерами в четкий ответ – нынешняя власть, то есть президент и его семья.

Дальше из рядов правящей номенклатуры выдвигается народный заступник, бунтарь, готовый «отказаться от власти», поскольку эта власть коррумпирована, не служит интересам народа, ведет государство к кризису.

Власть со своей стороны /инициативно, по привычке/ делает все возможное и невозможное чтобы закрепить в сознании обывателя этот образ «страдальца за народ».

Представители исполнительной вертикали и государственные СМИ радостно топчут поверженного отступника, выкладывая все информационные козыри, которые могли бы пригодиться в решающий момент избирательной кампании, но теперь сгорают впустую.

Пройдет некоторое время, и людей уже не будет раздражать особнячок с личной конюшней и целебными источниками, крутой джип, одесские оттяги и прочие не совсем характерные для народных заступников атрибуты имиджа лидера «Обновления».

На уровне глубокого убеждения в массах закрепится мысль – Жека Шевчук хотел как лучше для людей, за что и пострадал.

В фильме «Крепкий орешек 1» на вопрос: «Что сейчас делают фэбээровцы?» негр-полицейский меланхолично отвечает – «У них есть книжка-раскраска по борьбе с терроризмом, по ней они и действуют».

Глядя на приднестровскую ситуацию, невозможно отделаться от мысли, что руководители проекта «Евгений Шевчук» крутят в руках такую американскую книжку-раскраску «Как избрать правильного (для нас) президента».

Хорошо известно, что имевшая широкое хождение в народе так называемая «речь Ельцина на пленуме» ничего общего с реальным выступлением Бориса Николаевича не имела.

Сочиненная Михаилом Полтораниным и компанией ударная агитка содержала, кроме обвинения в медленном темпе перестройки, личный наезд на Раису Максимовну и тему борьбы с привилегиями номенклатуры, то есть акцент на социальную зависть обывателя.

Что же говорит Евгений Шевчук в своей прощальной-программной речи? «Сегодня ПМР как ржавчина разъедают коррупция, семейственность, кумовство… (привет, Раиса Максимовна!). Приднестровье, от так называемой «самодостаточности» скатывается к обширной бедности, которая является основной угрозой, как для каждого гражданина Приднестровской Молдавской Республики,  так и для государства… (перемен, мы ждем перемен!)».

Единственное, что качественно отличает «проект Шевчук» от проектов «Ельцин» или, скажем, «Ющенко» это отсутствие в процессе Наины Иосифовны или Катерины Чумаченко, как механизма жесткого контроля за ключевым объектом.

Вне зависимости от личных устремлений и ожиданий лидера «Обновления», он попадает в фокус внимания всех сил, действующих в Приднестровье, от местной «демшизы» до специально обученных господ, работающих под крышей ОБСЕ.

Поскольку Женя Шевчук единственый политик из приднестровского руководства, допущенный на Запад, он получает возможность для многовекторной раскрутки.

В российских властных коридорах его с той или иной эффективностью станут лоббировать партнеры «Обновления» из «Единой России», со стороны Запада – изучать и обучать политологи вроде Джеймса Шерра, возглавляющего программу «Россия и Евразия» в британском Королевском институте международных отношений.

Процесс имиджевого и политического оформления приднестровского «народного заступника» будет проходить на фоне конституционного кризиса, начатого «инициативой 17-ти» и вылившегося в не менее мутный «проект Анны Волковой».

Приднестровская государственность повисает в воздухе. Отцы-основатели республики, неспособные справиться с ухудшением социально-экономической обстановки и не имеющие возможность внятно объяснить России свои намерения и планы, объективно теряют остатки народного доверия.

На смену им могут прийти «обновленцы», термин не самый удачный для российской политической истории, но вполне рабочий для эффективного использования в рамках управляемого кризиса. Не хотелось бы это увидеть в этой жизни.

Часть первая. «Отставка» Евгения Шевчука. Финал карьеры?