iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Конец глобализации или возврат к Марксу?

Существует множество вопросов о кризисе, оставленных без ответа: практические и теоретические.Несмотря на неопределенность, вызванную кризисом, одно остается ясным: кризис обозначил конец эры. Какой эры спросите Вы? Эры неуправляемого свободного рынка с лозунгом: «алчность это хорошо».Капитализм умер, да здравствует финансовый капитализм.Как у средневекового монарха, у капитализма есть два тела: физическое и политическое.Мы являемся свидетелями смерти физического тела, и в то же самое время мы обсуждаем его политическое тело.На блогах и на улице, люди задаются вопросом: когда закончится кризис, как мы исправим систему, как мы сможем восстановить уверенность на рынке.Этот кризис похож на ураган Катрина в Новом Орлеане – кризис обнажает все общественные проблемы, о которых никто не любит думать, такие как бедность, неравeнство и застарелое плохое управление.Те, кто думают, что конец кризиса ознаменует начало счастливых времен, или возврат к нормальной жизни, глубоко заблуждаются.

Загадка финансового кризиса содержится в ответе на следующий вопрос: Как могли несколько сотен человек и корпораций вместе заработать и потерять так много денег, которые люди всего мира – 6.7 миллиардов – сейчас должны выплатить? Tем, кто имеет основное понятие o политической экономикe, лeгче понять, что просто невозможно взять деньги из ниоткуда, что в основном, и являлось главным источником создания богатства с 1980х годов: финансовый капитал, хедж-фонды, производные финансовые инструменты, кредитныe дефолтные свопы, аутосорсинг, и т.д. Но давайте совершим экскурс в историю…

Во времена Адама Смита, Карла Маркса, Давида Рикардо, и Томаса Мальтуса, экономика называлась политической экономией из-за лежащей в основе социальной структуры экономики и роли государства.В XIX веке, когда рабочий класс вырос как политическая сила, правительство попало в руки индустрии, в руки капиталистов – современный бизнес класс.А капитализм, как мы все знаем, заключается в накоплении и росте.Купи за рубль, а продай за два.Это является основой быта для современной истории.Это двигатель развития, и как мы знаем, развитие есть хорошо, не так ли?Покупай вещи: новый мобильный телефон, модные красные сапоги, и т.д.Вот что делают современные люди: они покупают, они приобретают, они производят.С тех пор, как люди стали покупать, продавать, крутить деньги, политика исчезла из экономики.Правила?Да кому они нужны!?Нас всех заставили поверить в то, что свободный рынок не нуждается в каких-либо правилах, и в хорошие времена это нам казалось правдой.В течение последних двадцати лет мы являлись свидетелями значительнoй концентрации эконoмической и политической силы и этот период обозначил приватизацию социальных услуг (например, исчезновение социальныx пособий и ослабление уровня государственного образования).

С тех пор, как мы позволили рынку управлять все большими аспектами нашей жизни, мы должны задаться вопросом: выиграли ли мы что-либо от этого?

В сущности, наша великая неолиберальная эра глобализации начинается с неправильной трактовки Адама Смита. Его самая важная книга «Исследование о природе и причине богатства народов» была написана для того чтобы донести теорию, которая пригодилась бы лидерам государств в приумножении национального капитала.Важно то, что предполагалось что эта теория поможет лидерам государств приумножить капитал государства, а не их личный капитал.Смит довольно четкo различает естественныe и неестественныe пути развития страны.Как Вы считаете, последние двадцать лет развитие происходило естественным или неестественным путем?

Современный кризис показал, что эта идеология провальна.Если Вы следите за новостями, то Вы знаете, что те самые «воротилы» Уолл-Стрит сейчас oбращаются к правительству за финансовой помощью, ищут «богатых спонсоров».А простые люди, в очередной раз, станут источником этой «помощи» (в США напрямую, в других странах – косвенно).На 700 миллиардов долларов можно обучить много людей и создать очень много рабочих мест. Но мы и понятия не имеем на что и кому идут эти деньги.

Кто должен нести ответственность и расплачиваться за эти ошибки?Чьи головы должны пасть, как это и происходит в трудные времена?Нам нужно перестать воспринимать кризис как естественный феномен, и разговaривать о нем как о погоде.«О, Вы слышали, на следующей неделе будет снег?О, Вы слышали, что скоро кризис закончится?» Существует причина, и она лежит в самой системе, руководствующейся жадностью и жаждой накопления.Источник кризиса содержится в самой системе.Инстинктивно мир винит несколько «козлов отпущения» и отрицает их причастность к этому.Лично я не виню этих людей, я виню саму систему.Эта помощь является еще одной гигантской государственной субсидией для финансового сектора.Но, как во всех проектах партнерства государственного и частного секторов риск берут на себя массы, a в выгоде останутся лишь избранные.И неизбежно то, что от этого пострадают простые люди.

Tе, кто остались в выигрыше от этой системы, кто сколотил свой огромный капитал сомнительным путем, первые пришли молить о помощи у правительства.Дайте нам 700 миллиардов долларов чтобы восстановить стабильность на финансовых рынках.Это все равно что алкоголик, заведующий винным магазином: это просто абсурд.Налогоплательщики не должны быть «спасательным кругом» для капиталистического класса.

Пожалуйста, закончите читать в этом месте.Включите телевизор, посмотрите свой сериал, и вернитесь к своим привычным делам.Вот что мы бы хотели чтобы вы сделали. Вот что они хотят чтобы вы сделали. Капитализм пользуется преимуществами пассивности общества.Продолжайте жаловаться на кризис, копите валюту, и скорее тратьте то, что у вас естъ, пока не обесценилось.Пока потребности и желания бизнеса стоят выше основных жизненныx потребностей, такиx как еда, работа, здравоохранение, нам необходимо привыкнуть к нынешнему положению вещей (ситуации).А что если вернуться к настоящему способу производства? А мы вообще знаем что это такое?

Капитализм и его самый новый вариант «неолиберализм» является только лишь еще одним вариантом того, что Маркс живо описывал: необузданный капитализм, становящийся мифологией, способной волшебным образом подарить реальность, мощь, и волю тому, что по сути является безжизненным.Когда материальные вещи, такие как деньги, товары, машины, мобильные телефоны – наделяются качествами, присущими человеку и ценятся больше чем люди, которые их производят, мы должны задать себе вопрос: как могла возникнуть такая ситуация и что мы можем сделать чтобы изменить ее.

Майкл Бобик, научный сотрудник Корнельского университета США