iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

Роман Коноплев: Мировой кризис и экономика Приднестровья: проблемы и решения

(Окончание. Начало здесь)

3. Инжиниринг и строительство

Последние десятилетия накануне распада СССР в Приднестровье наблюдалось явное превосходство доли населения с высшим образованием. Местные специалисты занимались реализацией энергетических проектов в соседних регионах. Потенциал приднестровских специалистов в области проектирования и строительства был востребован в республиках еще не распавшегося СССР, а также на Кубе и в Ираке. По распределению после окончания крупных российских ВУЗов сюда отправлялись сотни молодых специалистов – инженеров. К сожалению, после распада единой страны, этот потенциал был растрачен. Низкая заработная плата специалистов, недостаток рабочих мест привели к тому, что значительное число профессионалов было вынуждено покинуть республику. К сожалению, Приднестровский Государственный Университет последние годы готовит кадры, в основном, «на экспорт». Бывшие студенты ПГУ оказываются востребованными в России, Украине, других государствах. Приднестровье в силу своего географического положения, тем не менее, не теряет своей привлекательности для россиян, в числе которых и выпускники инженерных специальностей университетов…

Необходимо обратить внимание на тот факт, что многие страны т.н. «третьего мира», многие маленькие государства совершили рывок в социально-экономическом развитии благодаря разработкам в сфере инженерного проектирования и информационных технологий. Государству следует проявить заинтересованность в использовании потенциала наших специалистов. Необходимо провозгласить Приднестровье зоной с льготным режимом налогообложения. На первые 50 лет деятельности инжиниринговых и IT-компаний, в том числе и с участием иностранного капитала. Имидж дымящей «страны заводов» и электростанций на угле с дешевой рабочей силой Приднестровью уже давно не актуален. Подобные стандарты «успешности» хороши для беднейших государств Юго-Восточной Азии, с безропотными обнаженными девушками, собирающими мобильные телефоны в душных пластиковых ангарах, за ежемесячную зарплату в 10 долларов США.

В числе первых жертв мирового кризиса после финансовой отрасли, в большинстве государств планеты оказался строительный бизнес. Сокращение заказов на коммерческую недвижимость, рост темпов жилищного строительства, обеспеченного хаосом на рынке ипотечного кредитования – это реалии сегодняшнего дня для большинства стран. Однако в данном сегменте, как и в финансовом секторе, наша вынужденная «закрытость», замкнутость Приднестровья от остального мира явилась позитивным фактором. Скачкообразный рост цен на недвижимость, с которым население республики столкнулось в последние три года, лишь отчасти можно списать на «мыльный пузырь» мировой экономики – в России, Украине и Молдове цены росли в геометрической прогрессии, значительно опережая наш регион.

Свободных денег кругом прибавилось, приднестровцы, находясь на заработках в Европе и России, не смогли долго хранить спокойствие, глядя на рост цен в Италии и России. Надежды заработать на квартиру в Европе или Москве растаяли, и рост цен на местном рынке жилья обеспечили именно гастарбайтеры. Именно они, а также члены их семей, постоянно проживающие в республике, оживили рынок. Летом 2007 года цена квадратного метра жилой недвижимости в Тирасполе переступила порог себестоимости. Данное обстоятельство придало динамику завершению замороженных еще с советских времен объектов жилищного строительства, позволив строительным компаниям приобрести заброшенные стройплощадки. В республике впервые за долгие годы были открыты вакансии профессиональных строителей и отделочников. Вслед за ростом объемов строительства, выросли цены на материалы.

Сегодня строительный рынок Приднестровья замер в ожидании: компании предполагают увеличение спроса в связи с возвращением гастарбайтеров. Незначительное падение динамики продаж удерживает рынок от резких колебаний цен. Следует учесть и еще один положительный факт. В большинстве стран мира кризис принес массовую безработицу и неспособность граждан расплачиваться за жилье по договорам ипотечного кредитования. Именно ипотека взвинтила цены до заоблачных высот в России и Украине. В данной ситуации жителям Приднестровья досталась более легкая участь: продолжать копить на новую недвижимость самостоятельно, без надежды на банкиров. Ипотека в полную силу на территории республики заработать не успела, что оказалось благом. Цены не выросли до заоблачных высот. В нынешних условиях можно смело рассчитывать если уж не на развитие данной отрасли, то на ее стабильное пережидание кризисного «дна». Сохранение сегодняшней цены на жилую недвижимость позволит сохранить позиции компаний, и, соответственно, рабочие места для специалистов отрасли. Фактором в пользу сохранения нынешнего спроса является также нерешительность компаний в вопросе инвестирования средств в новые объекты строительства – в возведение жилых домов «с нуля». В сравнении с аналогичным рынком любой области России и Европы, рынок объектов строительства в Приднестровье – слишком крошечный, на нем нет игроков с мировыми брэндами и опытом. В этом – также очевидный плюс, поскольку конкуренция между молодыми местными компаниями выгодна вдвойне – прибыль останется в регионе, а потребители в условиях конкуренции отдадут предпочтение лучшему соотношению цены и качества, и тем самым определят игроков, способных удержаться на рынке вопреки любым кризисам. Таким образом, перспективы развития данного рыночного сегмента, особенно теперь, когда в условиях мирового кризиса многие приднестровцы окажутся перед необходимостью возвращения обратно домой, налицо.

Причины, по которым строительные компании в Приднестровье не готовы наращивать объемы и инвестировать собственные средства в новое жилье, можно перечислять долго. В числе основных следует обозначить забюрократизированность отношений между бизнесом и государственными органами на всех стадиях строительства, отсутствие четких и надолго прописанных «правил игры» в области налогообложения, высокие финансовые риски, связанные с невозможностью использования валютных счетов. Инвестиционный проект в области строительства является долгосрочным, и компании зачастую не желают рисковать собственными средствами, дожидаясь денежных поступлений от будущих собственников жилья, что значительно тормозит сроки ввода в эксплуатацию готовых объектов. Для формирования стабильной ситуации в этой, молодой для Приднестровья отрасли, необходим инструментарий по страхованию инвестиционных рисков и правовое регулирование валютных операций при осуществлении коммерческой деятельности, усовершенствованное на основе опыта других государств. 

4. Медиа и социальные коммуникации

Мировой финансовый кризис приходит к нам не только из практической деятельности. Он сползает с телеэкранов, из газет, слухов и разговоров в общественном транспорте и очередях. О кризисе сегодня говорят на кухнях, в клубах, на трибунах стадионов. Следует отметить, что методика противодействия информационным диверсиям со стороны профессиональных недоброжелателей Приднестровья, да и просто психически неуравновешенных людей, сегодня не может быть ровно такой, как, скажем, в 1941 году. Механизм цензуры не срабатывал уже в начале восьмидесятых. Сегодня, во времена Интернета и спутникового телевидения любая попытка ограничения свободы слова вызовет диаметрально противоположный эффект: общество начнет отталкиваться от глупого «утешительного» пафоса, принимая в качестве истинной оценки равно противоположную точку в системе координат, с отрицательным знаком. Убогие инструменты цензуры оказались ключом к развалу СССР.

Альтернативой в условиях экономического кризиса может быть не страусиная политика, при которой госслужащие с умным и очень загадочным видом прячут голову в песок, а детальный, профессиональный «разбор полетов». Нужна открытая полемика на уровне экспертов и руководителей профильных министерств.

Самым эффективным оружием против панических настроений и информационных ударов со стороны недоброжелателей Приднестровья являются полноценное гражданское общество и свобода СМИ. Профсоюзы, партии и общественные организации республики должны быть привлечены к выработке решений. Своим участием они, как представители различных групп населения, придают любым решениям легитимность, а государству – ощущение устойчивости и внутренней стабильности. В противоположной ситуации, когда госслужащие в единоличном порядке диктуют свою волю, они сами оказываются заложниками тех или иных решений. Не имея представления о возможной глубине кризиса, общество, загнанное в информационное стойло, может, как минимум отказать в доверии, а, как максимум, пойти на поводу у провокаторов. В последнем случае полицейские методы далеко не всегда приводят к стабилизации, а наоборот, наносят непоправимый ущерб легитимности власти.

Свобода СМИ является не менее значимым фактором, чем обеспечение политических свобод. Коснемся частностей. В нынешних условиях руководство государственного телевидения не имеет морального и юридического права превращать приднестровское телевидение в туркменское. Цензура недопустима. Госслужащие, виновные в ущемлении прав и свобод должны привлекаться к уголовной ответственности. Глупость в критической ситуации бывает гораздо страшней измены. Приднестровские партии – это легитимное представительство интересов общества вне зависимости от количества членов той или иной партии в парламенте на текущий момент времени. Партии – постоянно действующий институт, а реальная многопартийность – это важнейший элемент политической стабильности. К сожалению, складывается ощущение, что сегодня отдельные госслужащие абсолютно напрасно недооценивают роль партийной системы и других демократических институтов в укреплении государства.

Средства массовой информации – площадка для идей и мнений. Фиговый пропагандистский листок, стыдливо прикрывающий «отдельные недочеты», способен дискредитировать все властные структуры. Не такими дураками были руководители СССР последних лет, но СМИ были абсолютно дурацкими, и люди равнодушно отнеслись к развалу некогда промышленно развитой и влиятельной страны. Вот она – цена цензуры. Рабочим недосуг разбирать, кто из госслужащих больше виноват в том, что им не говорят правду с телеэкрана. Люди хотят понимать, что происходит, и объяснять им ситуацию должны профессионалы и политики, а не бабки в очередях, и не бессарабские засланцы.

Приднестровье сформировалось как свободное общество свободных людей, которым не пришлась по душе дискриминация. Которым не понравилась перспектива оказаться людьми второго сорта в чужой стране, которая совсем недавно была одной для всех. Демократия лучше диктатуры – не важно, под какими лозунгами – спасения национальной идентичности, защиты языка, культуры. Диктатура проигрывает всегда, и это одна из причин того, что Молдова была обречена на утрату Приднестровья. Наша маленькая республика – территория подлинной свободы, и из любых трудностей мы выберемся сообща. Выработаем нужные решения, и будем двигаться вперед, к признанию мировым сообществом. К нашему общему успеху, гарантирующему гражданам республики защиту прав и свобод, социальную стабильность и безопасность.

Роман Коноплев