iа.tirаs.ru@gmаil.соm

Содержание

«Регионалы» приветствуют, поддерживают… и предлагают

В Партии регионов Молдовы приветствуют возобновление переговоров по приднестровскому урегулированию в формате «5+2» и считают его новым этапом по разблокированию огромного ряда государственных проблем социально-экономического и общественно-политического характера. В то же время, как заявили в кишиневском офисе организации агентству НИКА-пресс, экспертам, политикам и дипломатам, задействованным в дискуссиях, следовало бы расширить поиск так называемых жизнеспособных вариантов урегулирования и привлечь  свежие силы для экспертных, а в отдельных случаях и общественных консультаций. 

В руководстве ПРМ также указывают:  как прежние,  так и нынешние власти страны увлекались на «приднестровском направлении» то излишней таинственностью, то заметно затянутыми паузами, а то и вовсе откровенно бездельничали и занимались примитивной демагогией. Предполагается, что по указанным и иным аспектам урегулирования «регионалы» выступят с отельным документом; точные срок его обсуждения на Национальном совете,  очевидно, будут зависеть в том числе и  от качества работы формата «5+2».

Ранее на теме урегулирования подробно «отмечались» и Социал-демократическая партия, и Партия социалистов (середина 90-х годов), и Партия коммунистов (2001 году). 

НИКА-пресс

Комментарий агентства

Замеченная «регионалами» нервозность и неровное поведение экспертов и чиновников от РМ, так или иначе подключенных к формату, — это лишнее подтверждение  крайней несамостоятельности последних или даже их  зависимости от каких-то обстоятельств, обязательств, смутных надежд на обещания и от прочей ерунды по сравнению с первостепенной задачей разрешения конфликта. И ладно бы они были «повязаны» такими державами, как Россия, Украина, США… А тот ведь и приднестровцам проигрывают, а значит, зависят – с первых дней переговоров и по день нынешний.

Но о главном. На намерения Партии регионов Молдовы появиться и «на приднестровском направлении» можно было бы не обращать никакого внимания, лишь заметив, что это одна из попыток заявиться не просто «партией Формузала» («партией гагаузов» и проч.), а предстать всемолдавским политическим формированием. Но есть обстоятельство, которое заставляет прислушаться (а кому-то в Молдове и за ее пределами напрячься).

Во-первых, на днях «регионалы» — накануне официальной презентации кишиневского своего офиса (это в ответ на непрекращающиеся насмешки молдавских политиков о ПРМ как о мелкой комратской организации) распространили Декларацию о принципах  партии регионов Молдовы. Посмотрим на нее хотя бы бегло.

Партия выступает за членство страны в Таможенном союзе, Едином экономическом пространстве, а вот в Европейский союз вступать Молдове не рекомендует. Партия также объявляет о готовности к действиям к регионализации Молдовы и Приднестровья и считает, что федеративная модель общего государства может стать основой объединения страны. Тут же напомним: забытое «общее государство» — это из, наверное, также забытого давно «Московского меморандума» от 1997 года.

Партия выступает за придание русскому языку статуса второго государственного. Первым государственным языком она считает язык молдавский.

Во-вторых, ни для кого ни в Комрате, ни в Кишиневе (а заметим здесь очень кстати, ни в Москве и далее везде, где интересуются тонкостями, связанными  с проблемами восстановления территориальной целостности Молдовы) не секрет, что ПРМ набирала свою энергетику, идеологию, тактику политической борьбы а также основной кадровый рядовой и руководящий состав в общественном Движении «Единая Гагаузия». А «единые гагаузы» для нашего повествования еще интереснее.  Используя, прямо скажем, постыдную паузу в работе формата «5+2», ее лидеры выступили с предложением подключить к урегулированию и Комрат. Следом этот же тезис повторит на одном из своих официальных выступлений глава автономии Формузал.

Повод для всезнающих кишиневских экспертов посмеяться был хороший.

Хотя смеялись они напрасно.

Вся хитрость крылась в том, что Комрат практически открытым текстом напоминал Кишиневу об успехах в переговорах о статусе Гагаузии, в результате которого конфликтующие четыре года стороны пришли к единодушному соглашению и без каких-либо посредников, гарантов и уже тем более наблюдателей, создали на Юге автономию.  В этот же период появились слегка язвительные заявления российских дипломатов и переговорщиков о том, что урегулирования территориальной проблемы, т.е. приднестровский конфликт, является делом сугубо молдавским.

Кишиневу бы взять – да подхватить эту идею. Да хотя бы в качестве информационной атаки, способной хоть чуточку расшевелить своих безусловных и хитрых противников – Тирасполь и Москву: хорошо, меняем формат и подключаем к двум основным участникам конфликта Комрат и объявляем первые неофициальные и пробные экспертные трехсторонние слушания. Что бы тут началось, можно представить, если вспомнить, как реагировала Москва, когда вдруг отмечала усиливающиеся контакты между Тирасполем и Киевом.

Не случилось, потому что проблема урегулирования поручена в Кишиневе, как было уже сказано, людям безынициативным, равнодушным и без каких-либо фантазий. Это потом уже из Комрата прозвучало – то ли в шутку, то ли всерьез, то ли по чьей-то подсказке, то ли из желания поиздеваться над форматом: а давайте Анкару позовем в качестве еще одного участника. И началось… Про Румынию вспомнили – а давайте. И вот печальный, в общем-то, для всего формата и в отдельности для Кишинева и Тирасполя вывод: чем больше будет членов формата (а их сегодня и так хоть пруд пруди), тем глубже  увязнет урегулирование.

…А Партия регионов Молдовы сегодня выглядит еще и так: выступая за регионализацию, за федерализацию, за русский второй государственный, «регионалы» активно структурируются; особенно успешно они действуют на севере Молдовы. Об этом крае – три — четыре района (Единецкий, Рышканский, Дрокиевский…) – вспоминали всегда  во время очередных скрытых политико-экспертных дискуссий о возможном субъекте молдавской федерации. На них активно реагировали некоторые украинские средства массовой информации, называя регион Северо-украинским краем (СУК) Республики Молдова.  Официальный Кишинев на грубую аббревиатуру мрачно реагировал, лишь коротко говоря, что никогда и никакой  федерализации не потерпит.