Пока моя соломинка цела
Не утонуть, об камни не разбиться
Сквозь столько бурь она меня вела,
Что с ней мне невозможно разлучиться.
Е. Шлионский
В эпоху Мирового финансового кризиса особо остро стоит одна из социально-экономических проблем, которая неразрывно связана с людьми и их производственной деятельностью – проблема занятости. Ежедневно благодаря средствам массовой информации можно узнать о масштабных сокращениях персонала по всему миру. Потеряв возможность зарабатывать за границей, наши соотечественники устремляются в родные пенаты. Покупая билеты домой, у гастарбайтеров появляется надежда, что рядом с близкими людьми легче будет переждать трудное время, да и работа может быть подвернется.
Статистика национальной безработицы
Уровень безработицы в Молдове в I квартале 2010 года составил 9,1%, в Приднестровье – почти 6%. По словам заместителя министра экономики ПМР Натальи Ониловой, только в Приднестровье без работы оказались 8870 человек. «В число безработных чаще всего попадают люди, которые возвращаются с заработков, студенты без опыта работы, а также те, у кого последняя запись в трудовой книжке датирована серединой девяностых годов», – уточнила она.
По данным Национального бюро статистики число безработных в Молдове составляет 102,1 тысяч человек. При этом лидирующее место занимают мужчины – 11,9% или 67% общего числа безработных. В городах безработица составила 11%, в сельской местности – 7,1%. Среди молодежи (15-24 года) уровень безработицы достиг 21%, а в возрастной категории 15-29 лет – 16,5%.
Истории в деталях или крик души
Приднестровье: Я была еще совсем маленькой, когда в нашем доме поселились новые соседи – интеллигентные люди, он – преподаватель Вуза, она – домохозяйка. В счастливой и дружной семье подрастало трое детей. Все соседи не стесняясь, говори: «Образцовая и дружная семья, у которой глаза светятся от счастья». С той поры и минуло много лет, и сегодня встречая своих поседевших соседей, наблюдаешь не очень радостную картину: вот уже на протяжении почти 18 лет они вынуждены жить врозь и встречать только на выходные. Причина – он работает в Кишиневе, она, дети и внуки живут в Тирасполе.
Вначале 90-х многие преподаватели Тираспольского педагогического института, не согласившись с реформированием учебного заведения, выехали на работу в Кишинев. За большинством из них последовали и жены. Но, хотя мои соседи оба молдаване и очень хорошо говорят на родном языке, по ряду объективных причин приняли решение не менять место жительство. Многие годы, сосед-профессор, которому скоро исполнится 70 лет, живет на два дома, отдавая свои знания и опыт студентам и не жалеет о принятом решении.
Поздоровавшись и остановившись во дворе нашего уютного дворика, я воспользовалась моментом и задала несколько вопросов.
– Как работается? Что нового?
– Все, как и прежде. Не считая того, что начался новый учебный год. Со свежими силами принимаюсь за работу.
– Студентов из Приднестровья много?
– Достаточно.
– Насколько реально выпускнику Вуза сегодня найти хорошую работу?
– Вопрос сложный. Последние годы приходится наблюдать картину, когда студент учится и работает одновременно. С одной стороны – это хорошо: он зарабатывает стаж. С другой – из-за сильной загруженности и усталости, он меньше времени уделяет учебе.
Я не открою секрета, если скажу, что вчерашнему выпускнику найти хорошую и достойно оплачиваемую работу весьма проблематично. Это общая проблема для двух берегов Днестра.
Зачастую приходится наблюдать, как, например, выпускники финансовых, экономических, математических и других факультетов работают таксистами. Молодой дипломированный специалист не найдя приличного заработка и не желая пополнить ряды гастарбайтеров ищет свою нишу в современном обществе и находит ее за рулем автомобиля, таким образом, решая свои финансовые проблемы и обеспечивая себя регулярным заработком.
Обидно за него, поэтому это государственная проблема. Мы теряем квалифицированных специалистов. Создавшийся вакуум тяжело будет заполнить.
– Эту проблему могли бы решить межтерриториальные ярмарки вакансий для молодежи из Молдовы и Приднестровья?
– Я думаю, частично. Ярмарки вакансий имеют большую социальную значимость как мероприятия открытого найма персонала. Они в полной мере отвечают задачам обмена информацией, оперативности закрытия вакансий и развития рабочих мест регионах. Но не всегда условия предложенные работодателем подходят соискателю.
Молдова: Во всех городах есть места, в которых люди даже не называя своего имени, открыто и откровенно рассказывают о себе. Кишиневский автовокзал – один из таких пунктов. В очередной раз после посещения столицы Молдовы мне надо было из нее уехать. Простояв небольшую очередь и взяв билет, я села маршрутку. Пока водитель набирал пассажиров, мы с соседкой разговорились. В начале, как всегда не о чем, а затем она рассказала свою историю.
Надежде 35 лет (хотя я думала, что больше), родом она из села Дороцкое , что находится на границе двух регионов. Более 10 лет ездила на заработки и, как призналась «исколесила Россию вдоль и поперек». Первоначально работала на стройках, в том числе и в Санкт – Петербурге, потом повезло, устроилась домработницей у «новых» русских в Москве.
– Я работала у молодой обеспеченной четы и честно признаюсь – работа была не сахар. Хозяйка – женщина избалованная, то ей кофе не горячий, то сырники не сладкие, то еще, что-то не так. Муж целый день на работе, а она вела богемный образ жизни: подруги, магазины, свежевыжитый сок в кровать, да нотации прислуги почитать. Но, что делать?! Терпела, все-таки 500 долларов в месяц с полным пансионом получала регулярно. Но беда подкралась неожиданно, в один из дней почувствовала себя плохо, еле-еле вырвалась к врачу… Букет болезней я заработала за это время. Вернулась домой. Сейчас постоянной работы нет. Летом и осенью подрабатываю на уборке в хозяйствах левобережья. Платят не много, но исправно.
– Вы бы приняли участие в межтерриториальной ярмарке вакансий?
– Да, постоянная работа мне очень нужна. Но меня интересовала бы работа только на территории Дубоссарского района.
– Почему?
– Не надо никуда уезжать (наездилась уже), думать о жилье и тратиться на съемную жилплощадь. Дети под наблюдением, муж накормлен, в огороде чистота и порядок, да и живность под присмотром. Разве этого мало?
Покивав головой, я согласилась со своей собеседницей. Она права.
Экспресс-опрос:
Во всем мире ярмарки вакансий – самые массовые мероприятия. Согласно статистическим данным их в основном посещают молодые люди и пенсионеры. Поэтому я решила провести небольшой экспресс-опрос, задавая респондентам один-единственный вопрос: насколько сегодня актуально проведение межтерриториальных ярмарок вакансий, в том числе и для молодежи?
Светлана (Кишинев, студентка, 20 лет): На рынке труда некоторым особняком всегда стоят молодые специалисты. Достаточно большое количество имеющихся вакансий непременно предполагает наличие опыта работы, но у молодого человека, только что окончившего институт или техникум, как правило, этого опыта нет. Я бы пошла на ярмарку и если бы мне предложили хорошую работу в Приднестровье, с достойной заработной платой и дальнейшим карьерным ростом, я бы согласилась.
Иван (Тирасполь, студент, 21 год): Ярмарка вакансий – это интересно. Работа за пределами Приднестровья меня не пугает, наоборот, хотелось бы попробовать свои силы в фирме, которая работает на мировом рынке. Я хорошо знаю английский, и подобное мероприятие мне дало бы шанс, что-то изменить в своей жизни.
Лиза (Кишинев, безработная, 30 лет): Я бухгалтер, ищу работу. Уже была на собеседовании у 10 работодателей, только 2 нормально со мной общались. Другие во время беседы были либо раздраженные, либо держали себя высокомерно, либо требовали черт знает что. На ярмарку вакансий пошла бы, чтобы раздать свое резюме. А, вот, переехала бы работать в Приднестровье? Не знаю, все зависело бы от предложения.
Сергей (Рыбница, безработный, 27 лет): Сейчас в Рыбнице работу найти трудно. Молдавский металлургический завод стоит, да и другие предприятия испытывают трудности. На ярмарку бы пошел, может, что-то бы мне и приглянулось бы.
Алина (Варница, безработная, 23года): Работу найти крайне сложно, притом, что у меня университетский диплом. Основная причина: недавно вышла замуж и могу забеременеть. Поэтому мне и говорят: «До свидания, девушка, мы вас не возьмем!». На ярмарку пошла бы и если бы мне предложили бы работу в Бендерах по специальности – согласилась бы.
Межтерриториальные барьеры
Итак, вывод напрашивается сам: межтерриториальные ярмарки вакансий для молодежи (и не только для нее) с двух берегов Днестра нужны. Но первоначально необходимо устранить существующие барьеры.
…В середине лета я случайно побывала в Бельцах. Ну, как не воспользоваться случаем и не заглянуть в Бюро по трудоустройству?!
К сожалению, там, включая начальника, все были в отпуске. Но я все же воспользовалась случаем и спросила: «Примут ли на работу приднестровца?» На вопрос рядовой сотрудник ответил: «На работу мы принимаем только при наличии городской, бельцкой прописки. Проконсультировать, рассказать о вакансиях, посоветовать что-то – мы всегда рады».
Приблизительно такой же ответ можно услышать и в других бюро по трудоустройству, как в Молдове, так и в Приднестровье.
Между двумя регионами общая протяженность границы составляет 411 км. По обе стороны разделительной полосы живут люди, которым надо кормить свои семьи, воспитывать детей, помогать родителям. «Поэтому необходимо на государственном уровне стереть межтерриториальные барьеры», – считают многие респонденты .
Что сделано
В Приднестровье по борьбе с безработицей вошли в государственную антикризисную программу. Специалисты считают, что переломить ситуацию на рынке труда сможет создание новых рабочих мест.
Разработана программа по созданию, расширению работы малого предпринимательства. Крупные предприятия заняли уже свою нишу, поэтому в Приднестровье необходимо, чтобы было как можно больше небольших предприятий, которые могли бы обеспечить рабочими местами граждан. Программа развития малого бизнеса находится на рассмотрении в Верховном Совете ПМР, также идет работа над повышением пособия по безработице, которое должно приблизиться к размеру прожиточного минимума.
Правительство РМ 23 марта приняло «Национальной план действий по занятости рабочей силы на 2010 год». В нем предусмотрены меры по интегрированию населения в трудовую деятельность, в том числе внедрение программ занятости среди бывших гастарбайтеров, углубление сотрудничества со странами, в которых они пребывали или еще находятся. Очень важно и то, что документ говорит о создании условий по предупреждению миграции.
Особое мнение
Елена Михалковская – психолог (Приднестровье): Человек, который потерял или не может найти работу, пребывает в состоянии невесомости. Американская исследовательская компания Povel&Co после длительных исследований назвала четыре психологических состояния человека, потерявшего работу. Первая стадия – человек отдыхает, вторая – поиск работы. Если на работу устроиться не удается, через 30-40 дней человека охватывают сомнения и колебания: он, то очень активен, то абсолютно пассивен в поиске работы. Точно так же, волнообразно, меняется его настроение – от уверенного оптимизма до крайнего пессимизма. Смена настроений происходит очень быстро. Именно на этом этапе начинают портиться отношения в семье, причем сразу и со всеми. Это и есть третья стадия – неустойчивое настроение и поведение. Если человек не находит работу больше 4-х месяцев, наступает самая неприятная психологическая стадия – состояние цинизма. С этого времени поведение безработного становится похожим на поведение трудного подростка. Он уже не столько ищет работу, сколько защищает свою самооценку. Человек отказывается от временных заработков и приработков, от работы, которая «ниже его достоинства» или «неинтересная». Такое протестное поведение вредит как отношениям с близкими, так и поиску работы. Четвертая стадия самая тяжелая и может продолжаться годами.
Поэтому, проведение ярмарок вакансий может помочь соискателю устроиться на работу. В Москве, например, проводятся ярмарки по трудоустройству даже для инвалидов.
Проведение межтерриториальных ярмарок вакансий хорошо тем, что для всех желающих предоставляется возможность для реализации себя. Как правило, на таких мероприятиях предоставляется короткий ознакомительный курс, что позволит человеку, пройти начальный этап адаптации, вхождения в трудовую деятельность. В настоящее время, на мой взгляд, это направление деятельности необходимо развивать.
Елена Бабкова – директор НЦАИ «Новый век», кандидат социологических наук (Приднестровье): Безработица – одна из главных проблем для многих стран, и лишь немногие эксперты осмеливаются предсказывать ее близкое или скорое решение. При наличии огромного числа людей, желающих и умеющих работать, безделье представляется абсурдным со всех сторон. С точки зрения экономики – это неиспользование ресурсов, так как безработные не вносят вклада в экономику нации, не платят налогов и не пользуются социальными благами. С точки зрения общества – это несправедливо и обостряет социальные проблемы, включая рост преступности, количества бездомных людей и уровня разводов. Социолог подобно любому обывателю принимает тот факт, что безработица несет разрушительное воздействие на психику.
В условиях возрастающей безработице государство должно “амортизировать” её негативные последствия, а работники должны быть готовы к профессиональной и трудовой мобильности ради получения работы. И здесь большое социально-экономическое значение придается межрегиональным ярмаркам вакансий. На подобные мероприятия в одном месте собирается огромное количество менеджеров по персоналу различных компаний. К тому же, они приходят на ярмарки с целью найти себе сотрудников, а значит, очень расположены к диалогу. И этим необходимо воспользоваться.
На мой взгляд, проведение межтерриториальных ярмарок актуально для приграничных районов. Поэтому администрация этих населенных пунктов с двух берегов Днестра могла бы пойти на организацию прободных мероприятий.
Анатолий Фрунза – председатель профессионального Союза предпринимателей Приднестровья: В 2008 году в Египте был создан первый в истории страны союз безработных. Мне кажется, настало время подобную организую создать и в Приднестровье, да и в Молдове тоже. Безработные должны знать свои права и отстаивать их, помогать друг другу, поддерживать друг друга. На одну вакансию в Приднестровье сейчас претендуют 4 человека, и пока признаков улучшения ситуации нет. Это только официальные данные, но, сколько человек не встало на учет в Центр занятости?!
В условиях кризиса, актуален вопрос проведение ярмарок вакансий. Забота государства о достижении в стране наиболее полной и эффективной занятости как важной социальной гарантии для экономически активного населения является важнейшим аспектом государственного регулирования рынка труда. Сегодня и взрослые отцы семейств, и только стремящиеся вступить в трудовую жизнь молодые специалисты согласны на любые вакансии, поскольку престижных, увы, на всех не хватает.
Мне, кажется, что на межрегиональные ярмарки Приднестровье-Молдова приходили бы целыми семьями. Этот вариант весьма плодотворен, ведь если один что-то упустил, более зоркие члены семьи подметят все – есть всем хочется, так что даже если один трудоустроится – плюс всей семье.
Поэтому чиновникам и политикам нужно сесть и продумать, как это мероприятие организовать.
Ирина Каран – заместитель директора агентства занятости населения (Гагаузия): Согласно статистическим данным на 1 августа этого года у нас состоит на учете 1694 человека. Из них женщин – 1007. Количество вакантных мест по Гагаузии в 2009 году составило 772, в 2010 году -704. Из-за нехватки рабочих мест жители автономии вынуждены уезжать на заработки.
Ярмарка вакансий – одно их самых основных мероприятий активной политики занятости, которые способствуют снижению уровня безработицы, давая возможность потенциальным работникам найти работу путем непосредственного общения с работодателями. На ней существует реальная возможность подыскать место работы не только для граждан, зарегистрированных в центре занятости, но и для тех, кто по какой-либо причине не зарегистрирован в службе занятости, кто намерен сменить место работы, выпускникам учреждений профессионального образования, учащимся выпускных классов школ, пенсионерам.
Хочется верить, что когда-нибудь совместное подобное мероприятие состоится в Молдове, Гагаузии и Приднестровье.
Семен Никулин – директор рекрутинговой компании Dopomoga Group Representative (Молдова)
Безработица в Молдове не может рассматриваться как некий фактор, оказывающий существенное влияние на экономику республики, которая, конечно, в бедственном положении, но повторюсь – отнюдь не из-за недостатка рабочих рук или рабочих мест. Государственные центры занятости населения имеют в своем распоряжение достаточное количество вакантных рабочих мест, как в государственном секторе экономики, так и в частных компаниях. Другое дело, что зарплата на этих вакансиях не устраивает потенциальных кандидатов.
Что касается межрегиональных рынков вакансий – по моему мнению – это безперспективный проект. Он может дать позитивные плоды только в случае, если работодатели предложат кандидатам уровень заработной платы, соответствующий реалиям нашей жизни. А этот принцип вряд ли будет реализован.
Собственный опыт
Первая запись в моей трудовой книжке появилась в 1988 году – воспитатель в группе продленного дня школы N10. На учительском поприщу я потрудилась не долго – 5 лет, а затем решила продолжить династию и связать свою судьбу с журналистикой. Мой дедушка, Александр Ефимович Яхлаков во время Великой Отечественной войны был военным корреспондентом газеты «Правда Севера» и писал статьи с передовой. Затем трудился в газете «Советская Молдавия», а выйдя на пенсию – в «Днестровской правде». Помня об этом семейном факте, мне тоже хотелось пойти по его стопам. Случай подвернулся в 1993 году и с тех пор, вот уже 17 лет, я имею отношение к средствам массовой информации.
За это время мне не раз приходилось примерить на себя долю безработной. Откровенно говоря, ситуация не из приятных. Даже когда ты сама подаешь заявление об уходе, на душе все равно кошки скребутся. Это решение дается с большим трудом, и ты понимаешь, что либо надо пренебречь своим «Я» и продолжать работать, либо, положив заявление об уходе на стол, остаться без работы. Взвесив все «за» и «против» я осознано подавала заявление об уходе.
Другое дело, когда работодатель тебя силой заставляет писать такое заявление. Ничего не подразумевая, заходишь к нему в кабинет и он с мерзкой улыбкой на губах, с издевкой в глазах начинает тебе говорить: «Пишите заявление на увольнение по собственному желанию». Глядя на него, понимаешь, бесполезно спрашивать: «Почему?». Твоя учесть уже решена, и одевая на лицо маску безразличия, пишешь заявление об уходе. Потом еще на протяжении длительно го времени материалы под моей фамилией выходили в эфир, но они так и остались неоплаченными…
Поэтому, когда я встречаю своих знакомых, оставшихся без работы, то прекрасно понимаю всю гамму чувств, которая бурлит их душах. И прекрасно осознаю, они не нуждаются в жалости, им нужна конкретная помощь.
Территориальные ярмарки вакансий для многих жителей с двух берегов Днестра могли бы стать той соломинкой, за которую отчаявшиеся люди могли бы ухватиться при поисках работы. Не зря в известном шлягере Аллы Пугачевой есть слова «держи меня, соломинка, держи меня, когда вокруг шторма в двенадцать баллов…».
Кроме того, ярмарка вакансий послужит всестороннему сближению жителей Молдовы и Приднестровья и ликвидации существующих предубеждений, созданию и поддержанию “климата”, благоприятствующего партнерскому сотрудничеству и обмену опытом.
Я, да и многие мои коллеги журналисты, поехала бы на ярмарку вакансий. Вдруг бы работа новая подвернулась бы!!!
Марина Киреева