После серии рабочих встречи и консультаций с участием всех задействованных в процессе урегулирования сторон, в том числе и приднестровских экспертов, и переговоров, возобновившихся в рамках «семерки», молдавский вице-премьер Виктор Осипов, курирующий вопросы реинтеграции, заявил, что Кишинев и Тирасполь вынуждены будут идти на взаимные компромиссы в поисках условий и принципов сосуществования. В ходе своей пресс-конференции он также отметил, что доводка базового документа до взаимоприемлемого варианта должна стать результатом длительной работы экспертов с обоих берегов, исключающей, однако, так называемые кабинетные варианты текстов, которые основаны исключительно на односторонних интересах. По словам вице-премьера, это должен быть обширный документ, охватывающий не только основные условия урегулирования, но и всю систему сдержек и противовесов, способную предусмотреть все практические действия по различным направлениям функционирования реинтегрированного государства.
Он предпочел не вдаваться в подробности понятия «взаимные компромиссы», дав понять, что это одна из самых деликатных частей переговорного процесса, требующей к тому же тщательных и длительных консультаций. Осипов не исключил появления каких-либо договоренностей и документов, имеющих на определенный период конфиденциальный характер, что, по его мнению, является естественным, когда идет работа над таким сложнейшим вопросом, как приднестровское урегулирование. В то же время чиновник заявил о не подлежащему никаким дискуссиям и пересмотрам суверенитете, независимости и территориальной целостности молдавского государства.
На вопрос агентства НИКА-пресс, в какие сроки официальному Кишиневу удастся восстановить телефонную связь между двумя берегами Днестра, вице-премьер, отметив, что он не специалист в данной области, однако считает вопрос первостепенным, тем более что в ходе возобновленных широких контактов и различных двусторонних консультаций с участием Кишинева речь неизменно заходила о максимальном снижении уровня препятствий для передвижения через Днестр людей, грузов и услуг.
НИКА-пресс
Комментарий агентства
Сегодня «на приднестровском направлении» заметно оживление. Переговорщики от главных сторон конфликта – Кишинева и Тирасполя с интересом присматриваются друг другу и пока выражают взаимные надежды, что в своих целях и долгосрочных устремлениях будут поняты друг другом. В «команде Ястребчака» отмечают резкую перемену «на молдавском берегу». Прежнего мрачноватого Шову, страдающего к тому же и от партийной зависимости, и установок Воронина (никаких договоренностей с тираспольскими бандитами и оккупантами; никаких уступок и поблажек сепаратистам), и собственной несмелости в переговорных мелочах, сменил энергичный либеральный демократ Осипов, который с первых же контактов с непростыми и въедливыми приднестровскими СМИ проявил себя находчивым и незашоренным чиновником.
В «команде Осипова», сторонясь политического наследства, доставшегося процессу от коммунистов, показывают, что былые манеры работы с тираспольскими оппонентами ей неприемлемы. Осипов отметил на пресс-конференции ущербность поведения Воронина во время его бендерских встреч со Смирновым: лучше бы они не встречались. В самом деле, позору тогда было много. Воронина тогда спасли подчиненные ему СМИ, напряжением фантазии показавшие «очередной (предвыборный) успех национального лидера, в кровь борющегося с сепаратистами за объединенное будущее реинтегрированной Молдовы».
Все пока довольно гладко, хотя по-прежнему нелегко. За спиной новой команды кишиневских переговорщиков ехидничают коммунисты. Главный их тезис, высказываемый, однако, не для печати, такой: напрасная трата времени и усилий – все равно приднестровский вопрос решается не в Кишиневе, не в Тирасполе, и даже не в Москве. А где же? На это они, узнавшие за восемь лет все «приднестровские тайны», лишь закатывают глаза и показывают то ли на Луну, то ли намекают на какие-то всемирные могущественные силы. Они ехидничают, но пока безвредно.
Главные проблемы в другом. Они давно на виду и являются результатом политической борьбы Воронина за власть на правом берегу. Пресловутый документ от июля 2005 года по реинтеграционной проблеме, предусматривающий, кроме всего прочего, сохранение унитарного характера РМ, не имел решительно никакого практического отношения к урегулированию. Воронину, поддержанному тогда Западом и США, нужно было показать консолидирующую силу молдавских коммунистов, развернувших страну к Евросоюзу. Он и нашел удобную площадку для этой консолидации – дружное отношение всего политического класса РМ к приднестровскому вопросу. Консолидацию показал, да и то на короткое время. А дело запутал; иногда кажется, что навсегда.
Приднестровцам понадобилось меньше года, чтобы ответить на документ референдумом о независимости и сближении с Россией. Результаты референдума тоже практического продолжения до сих пор не имеют. Что касается независимости ПМР, так она и без лишних голосований считает себя состоявшимся, пусть непризнанным, но государством. А вот со сближением (или вхождением в состав РФ) с Россией проблемы. Окрики с российской стороны – вы что там, в Тирасполе, себе придумали – сегодня звучит уже почти издевательски. Хотя… Идея сентябрьского (2006 года) референдума принадлежит Москве; оттуда же были привезены и вопросы – вы за сближение с…?
Накануне нового этапа переговоров Кишинев и Тирасполь оказались в непростой ситуации: отступать от своих принципов, подтвержденных волеизъявлением народа, с одной стороны, и общеполитической волей, с другой, неприлично и позорно. Однако компромиссы, о которых активно заговорили в Кишиневе (Тирасполь пока молчит), придется искать именно в прежних настроениях и амбициях. Остальное пойдет легче.