Для человека жильё – важная часть его жизни. Домашнее пространство – это, прежде всего, площадь его собственной маленькой крепости. Каждому хочется чувствовать себя комфортно в теплом, светлом и уютном жилище. Но не все жители столицы Приднестровья могут похвастаться этими благами цивилизации. Так, Нина Ивановна Воронина вот уже 48 лет живет в строении, которое даже домом трудно назвать: он находится в аварийном, фактически разрушенном состоянии.
«В 1963 году мне как матери-одиночке, воспитывающей двоих детей, дали жилье по адресу Свердлова 17, квартира 17а. Сказали, что на время: «Поживешь немножко, лет пять-шесть. Потом получишь нормальную квартиру». С тех пор я тут и живу. Плачу за этот барак 450 рублей в месяц. За что столько денег? Удобств никаких нет! Все валится и рушится!», – делится своими проблемами Нина Воронина.
Действительно, зайдя в квартиру по улице Свердлова 17, начинаешь сомневаться, что на дворе 21 век. Квартира больше похожа на руины, чем на жилое помещение. В глаза сразу кидаются разрушающиеся стены и проваливающиеся прямо под ногами полы. Такое впечатление, что стены и потолки вот-вот рухнут прямо тебе на голову! В некоторых местах, если бы шкафы не подпирали стены, так бы и случилось. Очевидно, что здание давным-давно непригодно для жилья. От старости все просто сыплется и крошится! В дополнении ко всему этому в квартире нет воды. Туалет находится на улице, причем на достаточно большом расстоянии от дома. Можно только представить себе, как туда добираться зимой в темное время суток.
«Воду мы набираем в колонке на улице. Напор очень слабый. Приходится долго ждать, пока наберется ведро. И так мучаемся мы много лет… Еще один ужас моей квартиры – две комнаты не имеют окон. Там, если не включить электрический свет, кромешная тьма. Моя дочь умерла, и мне на воспитание остались двое внуков-сирот. У них испорченное зрение. А все потому, что дети вынуждены читать и писать в таких условиях! Неужели они это заслужили? Я все жизнь прожила в отвратительных условиях, и они должны? Мой младший внук сейчас учится на юриста на последнем курсе. Он мне говорит: «Как я могу верить в закон и справедливость, если ко мне и моей семье такое отношение, если мы так живем?» По нашему дому бегают огромной величины крысы! Разве это человеческие условия для жизни? Это ад!» – жалуется пенсионерка.
«Сколько еще будут длиться наши мучения? Я уже не знаю, куда жаловаться. Неоднократно обращалась к главе Тираспольской госадминистрации Виктору Костырко, написала кучу писем. Недавно выслала туда очередную жалобу, ответ пришел тот же, что и 10 лет назад. Такое впечатление, что они их штампуют пачками и отсылают нам. Суть всех этих писем такова: «Ничем помочь не можем». Даже сам президент Республики Игорь Смирнов приезжал. Он видел наше положение, обещали, что наш дом скоро снесут. У меня уже огромная пачка документов по моей проблеме. Мне постоянно говорят приватизировать, но я этого делать не буду. Куда я только не обращалась, даже за границу: я посылала фото моего жилья в Америку. Толку ноль: «а воз и ныне там»… Как дальше существовать в таких условиях? Жить уже просто не хочется!» – добавила она.
Самое поразительное, что этот злополучный дом находится в самом центре столицы Приднестровья. В век технического прогресса и нанотехнологий люди живут в разваленном бараке с крысами, без воды и света. Разве заслужили это пожилая женщина и ее внуки? Можно понять возмущения наших пенсионеров по поводу благополучного материального состояния наших чиновников. Кто-то ездит на «Мерседесе» и живет в хоромах, а кому-то приходится влачить существование в бараке с крысами, ходить за водой на улицу, в придачу опасаться того, что в твоем собственном доме тебе на голову могут упасть потолки.
Может, благодаря этой публикации «отцы» нашего города и республики будут строить не только многочисленные памятники и мемориалы, но и достойное жилье для своих граждан.
Маргарита Данилина